1. Запишите слово, пропущенное в таблице
![]() |
Ответ: _______________________
2. Запишите слово, пропущенное в таблице
СВОЙСТВА истины | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
………..характер | Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений |
Объективный характер | Независимость от познающего субъекта и его сознания |
Ответ: _______________________
3. Запишите слово, пропущенное в таблице
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
… | Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный прогресс; 2) общественное развитие; 3) регресс общества;
4) реформа; 5) революция.
Ответ: _______________________
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания мира.
1)) суждение; 2) ощущение; 3) систематизация; 4) классификация;5) восприятие; 6) представление.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______________________
6. Выберите верные суждения о человеке.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах
|
Ответ: _______________________
7. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫОБЩЕСТВ |
А) развитие высоких технологий Б) механизация промышленного производства В) выдвижение на первый план сферы услуг Г) натуральный характер хозяйства Д) общинный уклад, коллективизм | 1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное 3) информационное (постиндустриальное) |
Ответ: _______________________
8. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании?
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Ответ: _______________________
9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модель поведения, средства и способы деятельности.
Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок - важное условие творчества.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10 Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль предполагает оценку поведения людей с позиций добра и зла.
|
Б. Гражданственность и патриотизм относят к нравственным категориям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Общественный прогресс - это непрерывное движение человечества от более сложных форм социальной организации к более простым.
Б. В современном обществе одним из критериев общественного прогресса выступают возможности для развития творческого потенциала личности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Выберите верные суждения об особенностях отдельных видов познания и запишите цифры. под которыми они указаны.
1) Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
2) Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
3) Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, всегда достаточно доказательны.
4) Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
5) Специфика художественного познания состоит в образно-эстетических переживаниях.
Ответ:_______________________________________
13. Молодые ученые представили на конкурс свои научные работы. Что отличает их от результатов других видов познания? Запишите цифры, под которыми эти отличия указаны.
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) обнаружение за видимыми проявлениями внутренних связей и отношений
3) теоретическое обобщение полученных результатов
|
4) опора на методы, соответствующие области исследования
5) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
6) построение предположений, основанных на опыте
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом критерии истины, и одно предложение, раскрывающее конкретность истины.
15. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
16. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
17. В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.)
18. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.
19. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение в жизни человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.