Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Основные ее положения можно сформулировать следующим образом.
-Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
-Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
-Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
-Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
-С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», – подтверждает воспитатель.
-Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно», – говорит воспитатель.
-Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек).
-В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
|
-При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.
Методы и приемы грамматического строя речи.
методы:
Начало формы
Наблюдение и беседа и их сочетание – в процессе наблюдения дети рассматривают предметы, устанавливают причинные связи между явлениями и высказывают их в речи.
Пересказ – ценное средство обучения детей построению предложений, так как в процессе пересказа дети заимствуют сложные грамматически правильные предложения из авторского текста.
Дидактические игры – очень эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря своей динамичности, эмоциональности позволяют многократно упражнять детей в повторении нужных форм слова, позволяют знакомить детей с определенными морфологическими и синтаксическими конструкциями, формируют умение свободно употреблять грамматические средства в собственной речи. В каждой игре четко определено программное содержание(дид. задача)
|
Рассматривание картин - используется для обучения детей строить разные предложения
Игры- драматизации- в них воспроизводятся различные ситуации и дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательным («День рождения куклы”, «Мишкина гимнастика”)
В рамках названных методов используются такие активные
приемы:
Образец речи воспитателя – играет важную роль, особенно на первоначальных этапах обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запомнить как их употреблять: махать - маши, искать - ищи, снять (что?) шапку, но раздеть (кого?) девочку, и т.д.
Дидактические упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса, словообразования;
Указание – как необходимо произносить трудную форму слова. Например, как использовать в речи неизменяемые существительные (пальто, кино);
Сравнение грамматических форм ( чулок – носков, cтолов – окон, карандашей-апельсинов), для запоминания правильных форм используется многократное повторение.
Совместная речь (произнесение вместе с воспитателем )
Отраженная речь (Спроси у Сережи: у твоего пальто есть пуговицы?);
Исправление ошибки;
Подсказка нужной формы слова;
Раскрытие словообразовательных связей (В хлебнице хранят хлеб).