Процесс усвоения ребенком ГСР связан с мышлением. Ребенок слушая речь взрослых,наблюдая, делая выводы делает обобщение, выводы о том, как нужно воспроизводить в речи слова и подчиняет свою речь этим правилам. Ребенок усваивает, что для того, чтобы выразить свои мысли, слова нужно употребить в определенной грамматической форме (род, число, падеж).
Ребенок к 3-м годам усваивает грамматическую систему во всех ее типичных проявлениях и пользуется такими категориями как род, число, время, лицо, и др., употребляет простые и сложные предложения. Ребенок постепенно овладевает соответствующими умениями, но часто делает ошибки, т.к. грамматическая система родного языка очень сложна, есть сложные формы, неизменяемые существительные и т.д.
Раньше всего дети осваивают число существительных, повелительную форму глагола (дай, иди и т. д.). Сложнее детьми усваиваются падежи. Сложным и длительным является усвоение рода (особенно среднего).
Сначала дети осваивают самое типичное в речи (падежные окончания существительных, изменение глаголов по временам). Исключения из правил усваиваются постепенно, путем подражания до самой школы.
А.Гвоздев наметил 3 периода в формировании ГСР:
1период - период употребления слов-предложений, предложений состоящих из 2-3слов, которые не связаны между собой. (1,3г-1,10г)
2период - период усвоения детьми грамматической структуры предложения.(1,10г.-3г.)
3 период - период усвоения детьми морфологической системы языка (изменение по родам, числам, падежам, усвоение склонения, спряжения.
Особенностью развития речи детей является появление детского словотворчества, которое гаснет к 5-6 годам.
Усвоение морфологической системы происходит у детей на основе ориентировки детей в звуковой форме слова. Важна деятельность детей со словами, особенно в игровой форме. Необходимо развивать у детей фонематический слух.
|
Но одним из самых важных условий формирования ГСР у детей является способность к обобщению языковых и речевых умений.
3.Задачи формирования грамматического строя речи у детей:
1. Исправление в речи грамматических детей ошибок.
2. Формирование и совершенствование у детей синтаксической и морфологической стороны речи, навыков словообразования. Развитие чуткости и интереса к форме своей речи.
3. Предупреждение в речи у детей грамматических ошибок, упражнение в употреблении сложных форм, исключений из правил.
16. 17.20. Условия успешного формирования грамматического строя речи. (+ вопросы 17, 20)
План:
Основные условия формирования грамматически правильной речи дошкольников
а) Создание благоприятной языковой среды;
б) Специальное обучение трудным формам на спец. занятиях по развитию речи и на занятиях по другим разделам программы;
в) Формирование ориентировки в звуковой форме слова;
г) Формирование грамматически правильной речи в практике речевого общения;
д) Исправление грамматических ошибок
Примечание: пункты Г) и Д) вопрос 20 характеризуют работу по формированию грамматического строя речи вне занятий, пункт Б)-вопрос 17
Условия формирования грамматически правильной речи: а) создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; б) специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; в) формирование ориентировки в звуковой форме слова; г) формирование грамматических навыков в практике речевого общения; д) исправление грамматических ошибок.
|
а) Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитатателя (пример неправильной речи:«Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку») ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за воспитателем. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.
Необходимо повышение культуры речи всех окружающих ребенка людей. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Можно познакомить их с морфологическими ошибками ребенка («зажгал» вместо зажег, «мышов» вместо мышей), посоветовать, как от них избавиться. В случае необходимости полезно поговорить об особенностях речи родителей, так как нередки случаи нарушения ими грамматических норм («екай», «не трожъ» и др.). Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка
б) Формирование грамматически правильной речи осуществляется в обучении на занятиях. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей. На спец. занятиях дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, этажей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др.
|
На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.
Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:
1. Специальные занятия, основное содержание которых – формирование грамматически правильной речи (занятие полностью посвящено грамматическому строю речи). Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений.
2. Грамматика занимает только часть занятия по развитию речи:
а) Грамматические упражнения связаны с содержанием всего занятия по развитию речи. Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно: упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).
б) Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанной с его программным содержанием.
На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.
В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных: пять карандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей; определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже; сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.
При ознакомлении с природой дети упражняются: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилагательного: осенью дни короче, ночи – длиннее; зимой – самые короткие дни, самые длинные ночи; в употреблении глаголов: весной – день удлиняется, ночь укорачивается; осенью – листья опадают, трава вянет; весной – набухают почки, распускаются листья, зацветают цветы.
При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор программного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что следует выбирать только одну задачу (употребление существительных множественного числа в родительном падеже – карандашей, лошадей или др.), так как узкое содержание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.
По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми (блюдце – блюдец, матрешка – матрешки – матрешек). Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов по числам и падежам, а не только будет усваивать одну трудную форму.
Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнить эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие.
в) Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.
Существенную роль и здесь играет правильный выбор речевого материала. Например, отбирая игрушки и предметы для занятия, нужно учитывать, чтобы при изменении по падежам существительных разных родов были разные типы окончаний (платье – платья – платьев; окно – окна – окон; стол – столы – столов; шуба – шубы – шуб). С этой же целью воспитатель выделяет голосом окончания существительных, чтобы дети могли установить связь между типами окончаний существительных в разных падежах.
г) Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:
Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.
Ну хорошо, – обобщает взрослый, – все хотят лепить снеговика. Подумайте, что с собой надо для этого взять?
Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассовое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее.
Что еще надо взять? – Лопатки. – Сколько лопаток? – Три лопатки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.
–Миша, проверь, все ли взяли? – Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.
Другая ситуация.
Дежурные помогают сервировать стол к обеду. Какая посуда нужна для обеда?
Сколько ребят за этим столом? (Шесть.) Значит, сколько надо тарелок? (Шесть тарелок.) Мелких или глубоких? А сколько ложек?
(Шесть ложек.) Сколько чашек? (Шесть чашек.)
Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже.
Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.
Важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Т.к впечатления ребенка отражаются в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.