Молодежный Факультет Духовной Культуры открыт при кафедре Универсальной культурологи «Академии универсального синтеза», его основной целью является всестороннее творческое, интеллектуальное и духовное развитие личности молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет.
Культура есть принцип, возвышающий человека над его обыденным существованием. Универсальность культуры связана с тем, что она относится ко всем сферам жизни человека: культура быта, культура физического тела, культура чувств, культура отношений, культура мыслительной деятельности.
Мы возрождаем на новой основе принципы дворянского образования, получившие свое лучшее воплощение в идее и программе Царскосельского Императорского Лицея.
Целью программы Молодежного Факультета Духовной Культуры является воспитание человека нового «формата» - совершенной, культурно образованной личности, обладающей знаниями новой цивилизации Эпохи Водолея, которую отличают:
1. Высокая образованность и знания во всех областях науки, искусства, культуры, философии, религии.
2. Способность к самопознанию, к саморефлексии, к осознаванию себя частицей окружающей среды, общества, семьи, нации, человечества и всей планеты.
3. Ориентация на высшие духовные ценности и нацеленность на сознательное участие в строительстве нового общества высокой культуры.
В основу образования на Факультете встают следующие базовые принципы:
1) Универсальность образования-воспитания как развитие человека во всех цивилизационных направлениях через изучение:
· Философских систем
· Основных видов искусств
· Основ научного знания
· Основ психологии
· Духовно-религиозных и этических традиций человечества от древности до наших дней
· Мировых физических практик
Такой подход развивает способность мыслить в масштабах больших исторических циклов, в границах всей человеческой культуры и цивилизации, открывает путь к пониманию внутренней логики эволюции человечества, дает возможность объективной оценки событий и фактов и нахождения верных решений с учетом всего опыта человечества.
2) Реализация полученных знаний и навыков через создание творческих работ, научных исследований, социальных проектов и программ на любом этапе образовательного процесса, что научает человека оставлять свой «след» в истории, нести свой малый вклад в развитие общества и государства.
3) Воспитание качества бескорыстного служения как помощи другим в обучении, реализация принципа «обучаясь – обучай», что позволит вывести образование с уровня коммерческой услуги на уровень необходимого и всеобщего принципа развития личности.
Суть обучения заключается не в количестве получаемых знаний, а в работе с человеком, с его сознанием, его совершенствованием. Это требует от обучающихся определенной работы над собой, воспитания и самовоспитания. Основным методом является освоение всех полученных знаний на собственном опыте и соотнесение их со своей жизнью, что способствует как глубокому пониманию мироустройства, так и эффективному самопознанию.
Таким образом, работа, связанная с развитием самосознания, является инновационным подходом к обучению и реализуется в курсе «Культура группового общения», который проходит в течение всех лет обучения. Эта работа строится по двум направлениям:
1. на основе воспитания в себе высоких качеств личности, что предполагает исследование каждого качества, изучение высказываний об этом великих людей, соотнесение с опытом своей жизни;
2. на основе изучения жизненного пути выдающихся людей, у которых мы обучаемся ставить и достигать высокие цели, методам самовоспитания и преодоления жизненных кризисов.
В основу программы ложится принцип воспитания и интеграции культуры всех сфер личности. Каждая из сфер личности развивается в течение 3-х циклов по 3 года, обеспечивая последовательные ступени творческого и духовного роста:
I сфера - физического и нравственного совершенства личности раскрывается в течение первого трехлетнего цикла.
II сфера - эмоционального и творческого самосознания занимает время с 4 по 6 годы обучения.
III сфера - интеллектуального и духовного совершенствования личности занимает время с 7 по 9 годы.
Работа с сознанием определяет особенности данного факультета, поэтому каждый год ведется ОСНОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА, задача которой состоит в развитии сознания, соответствуя принципу ступени цикла и года обучения в нем.
Первый год I цикла: культура физического тела, где особое место уделяется практикам физического очищения и дисциплины.
Второй год I цикла: культура чувств, где учащиеся обучаются контролю и самоконтролю за собственными эмоциями и осознают их принцип и значение в общей модели человека.
Третий год I цикла: культура ума, где осознается интеллект как особая сфера сознания и мысль как инструмент ума. Учащиеся работают над структурами памяти, логического мышления и т.д.
II цикл сдвигает аспекты обучения в эмоционально-общественный план сознания, выходя из индивидуального раскрытия, присущего I циклу. Этот спецкурс выводит на уровень культуры социальных и семейных отношений в первый год II цикла, культуры творчества на втором году обучения, культуры творческого мышления (третий год), где учащиеся сознательно осваивают методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и интеграции на примере философской и научной деятельности.
Наконец, III цикл сдвигает работу в сферу высокого интеллекта и также предполагает три ступени развития.
Первый год - культура ментального моделирования, предполагая работу над ментальными конструкциями и моделями, обучает работе над схемами выражения мысли в виде символа.
Второй год - культура сознательного мышления, включая развитие глубокого размышления над любым знаком культуры и окружающей жизни и способности к глубокой концентрации и созданию новых идей.
Третий год - культура абстрактного мышления должна обобщить работу предыдущих лет и обучить глубокому метафизическому постижению законов и принципов, лежащих в основе философских, научных и религиозных учений мира.
В соответствии с задачей духовного совершенствования методы теоретических дисциплин выстраиваются в определенном порядке, отражающем уровень ступени цикла и года обучения.
С ОСНОВНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ и задачами каждого цикла и года обучения соотносятся ПРОФИЛЬНЫЕ дисциплины по культурологи и СПЕЦИАЛЬНЫЕ предметы, а также ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ.
I цикл включает Историю материальной культуры (первый год) и Культуру повседневности (второй год обучения), что соответствует физическому и моральному уровню сознания и соотносится с изучением геологии, биологии и народных ремесел. Социология культуры (третий год обучения) соответствующий интеллектуальному уровню I цикла и изучается вместе с археологией.
История мировой культуры занимает ведущее место в течение всего II цикл а и его 3х лет, соотносясь с изучением этнографии, антропологии, народного творчества и фольклора, архитектуры, а также практического обучения искусству графики, живописи и поэзии.
III цикл соответствует интеллектуальному уровню сознания и включает в себя в качестве специальный дисциплин теорию культуры (первый год), эстетику (второй год). Эти дисциплина накладывается на изучение астрономии, религиоведения, здесь же осваивается проза и музыкальное искусство. И, наконец, последний, девятый год обучения, отдается философии культуры, которая является вершиной ментального подхода к проблемам культуры и соответствует продолжению курса истории философии, истории религии и религиоведения. Также здесь осваивается искусство театра как интегративный вид творчества.