В интересах дворянской культуры светского типа




Русская философия эпохи восходящего

Развития дворянской культуры

Введение

I. Контекст развития русской философской мысли XVII-XVIII веков

Заимствованный характер русской дворянской мысли

Всеобщность заимствования в мировом познании и выбор формы заимствования дворянской интеллигенцией России XVII–XVIII веков

Исторические условия заимствования европейской мысли русским дворянством

Попытки использования элементов языческой и церковной культур в интересах светской дворянской культуры

Классицизм как форма светской культуры дворянства эпохи его восходящего

Развития

II. Философская мысль России XVII-XVIII веков

Дихотомия божественного и естественного происхождения абсолютизма

Как эпицентр развития русской философской мысли рубежа XVII-XVIII веков

Дихотомия идеалистического и материалистического понимания мира

Как эпицентр развития русской философской мысли сер. и вт. пол. XVIII века

Заключение

Лекция 1.

(10.09.20г.)

Введение

Дворянская культура приобретала свою ценность по мере того, как созревало для культурного творчества само дворянское сословие.

Противоречивость ситуации заключалась в том, что это сословие, с одной стороны, вырастало из средневековой жизни и несло в себе печать религиозности мышления, а с другой — должно было отвергнуть и средневековье, и религиозность его мышления, а на их месте утвердить светскую культуру вместе с мышлением, враждебным всякой религиозности.

В общем, дворянская культура пустилась в неизведанный ей путь, и ее положение можно сравнить разве что с парусом из стихотворения М. Ю. Лермонтова[1].

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

I. Контекст развития русской философской

мысли XVII-XVIII веков

Становление русского дворянства как культурной силы

Вплоть до XVII столетия самой влиятельной силой русского общества было боярское сословие. Его представители владели землей (основным источником богатства); занимали ключевые посты в административной, военной и придворной иерархии; в их руках находилась духовная власть (церкви и духовенство) и они имели самые большие личностные привилегии. Однако господство этого сословия оказалось не вечным: уже при Иване III (1462–1505) боярство лишились значительных прав, а в эпоху Ивана IV (1533–1584) их общественное положение сравнялись с положением дворянства.

Совсем иной была судьба дворянства. Как сословие оно оформилось на Руси еще во вт. пол. XII века, однако вплоть до XIV века занимало подчиненное положение, его представители находились на службе у князей и бояр. Ситуация улучшилась лишь к XV веку, а в XVI в. положение дворянства укрепилось настолько, что оно, вместе с Иваном Грозным, прибегло к опричнине (1565г.), чтобы захватить центральную власть. Однако силы боровшихся были неравными, дворянам удалось лишь надломить боярскую власть, но занять господствующие высоты они не смогли и добились их значительно позже, в нач. XVIII в., под руководством Петра I (1672-1725)[2].

К названному периоду дворяне уже владели землей (основным источником богатства), более того, они превратили свои имения в доминирующую форму собственности; в их руках оказались также ключевые посты государственной (придворной, статской и военной) службы; при этом военная служба в силу ряда обстоятельств оказалась настолько востребованной, что стала настоящим основанием как для укрепления сословного единства, так и сосредоточения в дворянстве всего лучшего и талантливого, что было в тогдашнем русском обществе[3].

Но до настоящего господства было еще далеко, дворянству не хватало духовного господства в обществе, а достичь его одним махом (какой-нибудь интеллектуальной опричниной) было нельзя.

Попытки использования элементов языческой и церковной культур

в интересах дворянской культуры светского типа

 

Культурный рост дворянства происходил медленно.

Так, за четыре века (с XII-XVI) влияние этого сословия достигло лишь уровня, когда в церковной культуре необходимо выделился «притчевый » жанр с ярко выраженной светской направленностью.

Но затем этот процесс ускорился.

Во вт. пол. XVI века дворяне расстались с притчевым жанром религиозной культуры[4] и перенесли свое внимание на творчество скоморохов — носителей языческой культуры. Уже в XVI в. они закрепили права скоморохов юридически (за их оскорбление установили высокий штраф), а в XVII в. расширили эти права (разрешили наказывать оскорбителей публично) и создали обстановку, когда в круг провинившихся все чаще попадали лица из православного духовенства, в том числе вожди будущего церковного раскола[5].

Почему экзекуциям в тот период стали подвергаться не скоморохи-язычники, издевающиеся над религиозными поверьями, а духовенство, защищающее чистоту этих поверий?

Ответ простой. Дворяне не могли создать боярам и духовенству идеологического противовеса, поэтому вынуждены были наращивать свое влияние, приспосабливая к нему и скоморошество, и все то, что тогда находилось в оппозиции к официальной церкви, укрепляло позиции светской культуры. В свою очередь, бояре и духовенство не могли не чувствовать, что за возрождением скоморошества скрывается финальная сцена их исторической погибели, и потому неустрашимо вели, в сущности, бесплодную борьбу против своих врагов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: