между традицией и инновацией




Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного педагога школы искусств знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы музыкально - теоретического цикла.

На этих уроках можно выделить информационные технологии, под которыми понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.

Очень удобна при изучении музыкально-теоретических понятий на уроках сольфеджио и теории музыки адаптированная (адаптивная) система обучения (АСО) А.С. Границкой.

На первом этапе объяснение, все работают самостоятельно, учитель - индивидуально. На втором этапе организуется взаимоконтроль учащихся. На третьем этапе - обособленная самостоятельная работа и самоконтроль. Эта технология позволяет преподавателю уделить внимание каждому учащемуся.

Личностно ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.

Однако нельзя назвать данные технологии инновационными, так как для музыкального образования они являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже занимаясь в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Очень интересна проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.), специфическими функциями которой являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

Данная технология с успехом может использоваться на уроках музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже давно и широко применяются в практике и вряд ли могут называться инновационными.

Нетрадиционными, инновационными технологиями на уроках теоретического цикла можно назвать следующие (Ягненкова Н.В.):

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация;

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, регламентированная дискуссия, телепередача, и.т.д.

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника,

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", утренник, концерт, инсценировка, "посиделки", и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в образовательном процессе ДШИ.

Широкий простор для использования технологии метода проектов на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

Этот метод предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, доклад и т.д.).

Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.

В книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий" приведен еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДШИ:

- Ищу ошибки.

Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

- Консультанты на уроке (шефы).

Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.

- Цепочка ( опрос)

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы.

- Взаимоконтроль.

Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.

Все большее признание завоевывают Интернет-технологии, они открывают новые возможности как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ.

Современные педагогические технологии позволяют развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства, позволяют проводить исследовательскую работу. Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только базовой методикой обучения, но и знанием педагогических технологий и умением применять их в учебном процессе.

Так, преподаватели нашей школы активно используют и внедряют в образовательный процесс интернет-технологии, цифровые и электронные ресурсы: аудио и видеоматериалы, графические, текстовые и другие документы, телевизоры, мультимедийное устройство, компьютеры, проигрыватели.

Организуется коллективный просмотр видеозаписи как мастеров-профессионалов, так и ровесников – например, отчетный концерт учащихся московской ДШИ им. П.И.Чайковского.

Учащиеся художественного отделения к выпускному экзамену готовят творческие работы-рефераты и презентации с использованием мультимедийного устройства.

В средних и старших классах используем Интернет-ресурсы для поиска нужных нот на сайтах, для прослушивания изучаемого произведения в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы.

Использование возможностей цифрового фортепиано позволяет учащимся погрузиться в эпоху средневековья и Возрождения, словно бы играя в сопровождении лютни и клавесина.

Очень удачным был совместный проект преподавателей и учащихся музыкального и художественного отделения «Картинки с выставки», в результате которого повествование о творчестве «Могучей кучки» и музыкальные номера сопровождались живописными работами детей. Здесь четко прослеживается связь музыки с живописью, литературой, поэзией.

Совместно с городской библиотекой был организован вечер по творчеству А.С.Даргомыжского с просмотров слайдов, прослушиванием стихов, песен, музыкальных номеров; на тематическом вечере в честь юбилея композитора А.Н.Пахмутовой выступили хоровые коллективы школы разного состава, и были представлены для просмотра отрывки из фильма «Женщина, которую поют», кроме того, с использованием интернет-ресурсов и технических средств проводились вечера по творчеству Й.Гайдна, Ф.Шопена, Л.Бетховена.

Следует отметить, что кроме знаний и умений, наши музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается единение рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.

Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству.

Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.

 

1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационныхпедагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - https://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: