Либертарианские идеи Джона Стюарта Милля.




О либертарианской теории прессы вообще:

1. оформилась в Англии (после 1688 г.) и в США;

2. развивалась из трудов Мильтона, Локка, Милля и из философии рационализма и естественных прав человека;

3. печать принадлежит главным образом частным лицам;

4. главная цель - информировать, развлекать, продавать, но главным образом помогать «открывать правду» и контролировать действия правительства;

5. печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями и средствами;

6. контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей» («процесс возвращения к истине»), а также судами;

7. запрещены клевета, непристойности, измена в военное время;

8. печать является инструментом контроля над правительством и удовлетворения других нужд общества.

Прежде всего утверждает свободу от государства, государственного и правительственного контроля. Отстаивает право СМИ на звание четвертой власти, не зависимой от трех других и способной критиковать их в интересах всего общества. Согласно этой теории, человек - существо разумное, он способен сам принимать решение, а целью общества должно быть счастье и благосостояние всех его граждан, то есть отдельной личности.

В самом общем виде она полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа. Осложнения и несоответствия возникали только в том случае, когда предпринимались попытки представить свободу прессы как основополагающее право или ввести ограничения на его применение и указать конкретные институционные формы, в которых оно находит свое наилучшее выражение и обеспечено защитой в конкретных обществах. Как противодействие авторитаризму и чистое выражение либертарианства теория свободной прессы всегда воспринималась неоднозначно. Пресса служила различным целям: являлась средством противодействия колониализму (сначала в американских колониях), выпускным клапаном для выражения недовольства, аргументом за свободу религии, защищала от злоупотреблений власти, выступала то, как самоцель, средство достижения истины, составной компонент коммерческой свободы, а порой принималась как неизбежность.

Основная идея Милля - ценность свободы обоснована важностью индивидуального саморазвития с целью достижения совершенства. Идеи этой либеральной этики Милль развил в своём труде «О свободе» (1859 г.). Он придерживался утилитаризма, делая акцент на прагматичном подходе, практическом стремлении к общему благу и повышению качества жизни.

Из анализа эссе «О свободе» [храни боженька Иваницкого]:

· Индивидуальная свобода, по мнению английского мыслителя, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы Милль выделяет следующие моменты: свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

· Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это решающее, по Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать цивилизованное человеческое общежитие. Государственность такова, каково общество в целом, и посему оно в первую очередь ответственно за его состояние. Главное условие существования достойного государства - самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов того общества, для которого предназначается государство.

· Полезность, основанная на постоянных интересах человека, - окончательный довод в вопросах этики. Общество может принудить к тому, что приносит общую пользу (свидетельские показания, оборона и т.д.). Но оно обязано уважать и не вмешиваться в свободу мыслей и чувств, вкусов и занятий, свободу групп и объединений. Однако в современном мире растет стремление увеличить власть над личностью; желание навязать свои взгляды и пристрастия сдерживается лишь недостатком власти.

· Милль выступил против всех форм цензуры и за терпимость к иным точкам зрения, обосновав это, в частности, тем, что развитие знания требовало открытости. Запрет дискуссий и подавление мнений - незаконны в современном обществе. "Отказываясь выслушать мнение из-за того, что считаешь его ложным, объявляешь свою уверенность абсолютной. Замалчивая дискуссию, претендуешь на непогрешимость. Каждый знает, что может ошибиться, но мало кто остерегается этого или допускает мысль, что истина, которой он придерживается, может оказаться ошибкой". Разум исправляет ошибки посредством опытов и споров.

· Милль считает ошибочным запрещение высказывать осуждаемые идеи и приводит в пример Сократа, обвиненного в "развращении молодежи"; Христа, распятого за кощунство; Марка Аврелия.

· Лучший способ защиты истины - опровержение доводов противника. Знающий только свою точку зрения, знает очень мало. При отсутствии спора забываются не только основы доктрины, но часто и само ее значение. Яркий пример - христианство. У христианина, с одной стороны, есть набор этических максим, с другой - набор повседневных действий и суждений. Первое почитают, второму по-настоящему служат. Правда чаще всего лежит посреди враждующих доктрин.

· Свободное развитие личности, по мнению Милля, - одно из ведущих условий благоденствия. Однако ценность личной самостоятельности принимают неохотно, не замечают ее. Способность предвидеть, судить, различать, умственная активность и даже моральное предпочтение развиваются только, когда делаешь выбор; мораль и разум укрепляются лишь в действии. Милль неодобрительно относится к теории кальвинистов, считающих за благо подавлять человеческую натуру. Он настаивает, что гениям нужно позволить свободно развиваться и на мыслях, и в деле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: