Относится к средиземноморской модели.
[из лекций]
Основные черты медиасистемы:
1. сравнительно молодая - 70 лет;
2. большая роль государства (регулирование, госпомощь – один из самых больших объемов субсидий), слабый рынок рекламы;
3. влияние финансово-промышленного капитала;
4. слабый рынок ежедневной прессы, переход от национальной системы к региональной;
5. преобладание журналов;
6. исчезновение массовой газеты, прорыв бесплатных информационных газет;
7. смешанная модель аудиовизуальных СМИ (общественные и коммерческие каналы).
Госрегулирование: Закон о печати (1881г); "антиэресановский" (1994) устанавливал порог концентрации; законы по концентрации в аудиовизуальном секторе; 1988г - ВАС; 2009г - отмена рекламы на общественном ТВ после 8 вечера; закон об интернет-СМИ.
Нынешняя медиасистема Франции существует с 1944г. В период нацистской оккупации страну поделили на Северную и Южную зоны. Все СМИ были подчинены строгой фашистской цензуре. После освобождения Франции пресса была практически полностью обновлена. Ордонансы 1944г. - запрет всех газет и журналов, сотрудничавших с фашистами. Была создана сеть вспомогательных структур - Agence France Press ("Гавас" - первое информационное агентство - было обвинено в коллаборационизме и было разделено на рекламное агентство и AFP; до 1967г было государственным, продолжает пользоваться большой господдержкой); система распространения прессы «Нувель месседжери де ля пресс паризьен» (NMPP); профессиональное общество газетной бумаги (ПОГБ). Система госпомощи прессе. Радио и тв - под контролем государства.
Особенности развития системы СМИ Франции:
· изначально - авторитарная концепция печати ("La Gazette", Теофраст Ренодо, пресса как рупор власти);
· французская концепция печати (Декларация прав человека и гражданина: большая роль гос-ва, журналистика регулируется законодательством);
· Закон о печати 29 июля 1881г., власть СМИ;
· "Золотой век" французской прессы 1881-1914гг. - лидер по кол-ву газет, сильная массовая печать;
· Межвоенный период (1919-1939гг)
· Послевоенный период - с чистого листа. Деградация потребления ежедневных газет. Самая крупная газета - региональная "Ouest France". Зато вышла на первое место по потреблению журналов.
[из энциклопедии]
Основные особенности французского медиарынка:
♦ широкое присутствие немедийного капитала (т.е. чаще всего медиаконцерны объединены с крупными индустриальными компаниями, банками и т.д.);
♦ низкий уровень глобализации рынка (т.е. незначительная степень проникновения французских медиакомпаний на зарубежные рынки и наличия глобальных медиакомпаний французского происхождения, в то же время — относительно малое количество глобальных игроков на французском медиарынке);
♦ значительная роль государства в регулировании медиарынка (особенно в аудиовизуальном секторе).
Основные крупные диверсифицированные собственники медиаиндустрии изначально не имели отношения к этой отрасли. Крупнейшие французские концерны Vivendi Universal, Lagardere, Bouygues, Dassault.
Печать
Можно выделить две основные особенности французского газетного рынка: 1) большая доходность и более высокие тиражи региональной прессы по сравнению с центральной; 2) преобладание интереса читателей к журнальной периодике и, как следствие, высокая доходность этого рынка. Французский рынок журнальной периодики является самым высокодоходным.
Основные газетные издания во Франции — это:
Quest France — крупнейшая по тиражу (783 017 экз.) ежедневная региональная газета, издающаяся на всем западном побережье от Ла-Манша до границы с Испанией;
Le Parisien-Aujourd'hui en France — крупная массовая парижская газета (508 345 экз.);
Le Monde — одна из крупнейших качественных общенациональных
газет (380 592 экз.);
Le Figaro — одна из крупнейших качественных общенациональных газет (346 507 экз.);
Le Sud-Ouest — самая крупная региональная ежедневная газета (325 700 экз.).
Качественные - "Монд", "Либерасьон", "Фигаро", "Круа".
Массовые - "Франс суар", "Паризьен либере", "Орор", "Пари жур".
Экономические - "Эко", "Трибьюнз".
Спортивная - "Экип".
Бесплатные - "Метроньюс", "20 минют", "Директ матэн".
Еженедельники - "Экспресс", "Нувель Обсерватер", "Пуэн", "Марианн".
Журнальная периодика - "Пари-матч", "Элль", "Мари-Клер".
9 национальных газет.
Аудиовизуальные СМИ
1980-е – разрушение государственной монополии на эфиирное вещание.
Общественное телевещание во Франции базируется на остатках государственной монополии, и изначально слово «общественное» во Франции приравнивалось к слову «государственный», если речь шла о телевидении. Однако принцип управления общественным телевидением и его финансирования в целом схоже традиционным для западных стран (таких, как Великобритания и Германия). Директоров общественных каналов телевидения и радио назначает специальный орган — Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Система финансирования общественного телевидения в стране смешанная, т.е. общественное телевидение финансируется частично за счет абонентской платы, частично — за счет рекламы. В целом для общественных телеканалов действует серьезная система ограничений на рекламу. Абонентская плата финансирует, помимо телевидения, общественное радиовешание и ряд институтов, связанных с аудиовизуальным сектором. Французское общественное телерадиовещание состоит из следующих подразделений:
♦ Groupe France Televisions, куда входит общественный общенациональный канал France2'и канал регионального программирования France3, образовательный и публицистический канал France 5, а также радиостанция Radio France Outre-Мег, вещающая во французских заморских департаментах;
♦ совместный франко-немецкий телеканал ARTE, специализирующийся на культурных и публицистических передачах;
♦ международная радиостанция Radio France Internationale, вещающая во всем мире на нескольких десятках языков;
♦ холдинг Radio France, куда входят общественно-политическая радиостанция France Inter, информационная France Info, сеть региональных радиостанций France Bleue, музыкальная France Musique и культурная France Culture;
♦ Institut National de I'Audiovisuel (Национальный аудиовизуальный институт), основной миссией которого является исследовательская и архивная деятельность в сфере телерадиовещания.
Коммерческое телевешание представлено во Франции двумя общедоступными метровыми телеканалами — TF-1 и М6 и одним платным метровым — Canal+. Самым успешным является канал TF-I — некогда первый телевизионный канал, приватизированный в ходе ликвидации государственной монополии, принадлежащий сегодня строительному концерну Bouygues.
С кабельным ТВ все плохо, со спутниковым – так-сяк. 2006г – переход на цифровое вещание.
Сектор радиовещания в настоящий момент включает 1200 радиостанций, примерно половину из которых составляют радиостанции ассоциаций, общественных организаций, объединений и предприятий.