Основные характеристики медиасистемы Франции.




Относится к средиземноморской модели.

[из лекций]

Основные черты медиасистемы:

1. сравнительно молодая - 70 лет;

2. большая роль государства (регулирование, госпомощь – один из самых больших объемов субсидий), слабый рынок рекламы;

3. влияние финансово-промышленного капитала;

4. слабый рынок ежедневной прессы, переход от национальной системы к региональной;

5. преобладание журналов;

6. исчезновение массовой газеты, прорыв бесплатных информационных газет;

7. смешанная модель аудиовизуальных СМИ (общественные и коммерческие каналы).

Госрегулирование: Закон о печати (1881г); "антиэресановский" (1994) устанавливал порог концентрации; законы по концентрации в аудиовизуальном секторе; 1988г - ВАС; 2009г - отмена рекламы на общественном ТВ после 8 вечера; закон об интернет-СМИ.

 

Нынешняя медиасистема Франции существует с 1944г. В период нацистской оккупации страну поделили на Северную и Южную зоны. Все СМИ были подчинены строгой фашистской цензуре. После освобождения Франции пресса была практически полностью обновлена. Ордонансы 1944г. - запрет всех газет и журналов, сотрудничавших с фашистами. Была создана сеть вспомогательных структур - Agence France Press ("Гавас" - первое информационное агентство - было обвинено в коллаборационизме и было разделено на рекламное агентство и AFP; до 1967г было государственным, продолжает пользоваться большой господдержкой); система распространения прессы «Нувель месседжери де ля пресс паризьен» (NMPP); профессиональное общество газетной бумаги (ПОГБ). Система госпомощи прессе. Радио и тв - под контролем государства.

 

Особенности развития системы СМИ Франции:

· изначально - авторитарная концепция печати ("La Gazette", Теофраст Ренодо, пресса как рупор власти);

· французская концепция печати (Декларация прав человека и гражданина: большая роль гос-ва, журналистика регулируется законодательством);

· Закон о печати 29 июля 1881г., власть СМИ;

· "Золотой век" французской прессы 1881-1914гг. - лидер по кол-ву газет, сильная массовая печать;

· Межвоенный период (1919-1939гг)

· Послевоенный период - с чистого листа. Деградация потребления ежедневных газет. Самая крупная газета - региональная "Ouest France". Зато вышла на первое место по потреблению журналов.

 

[из энциклопедии]

Основные особенности французского медиарынка:

♦ широкое присутствие немедийного капитала (т.е. чаще всего медиаконцерны объединены с крупными индустриальными компаниями, банками и т.д.);

♦ низкий уровень глобализации рынка (т.е. незначительная степень проникновения французских медиакомпаний на зарубежные рынки и наличия глобальных медиакомпаний французского происхождения, в то же время — относительно малое количество глобальных игроков на фран­цузском медиарынке);

♦ значительная роль государства в регулировании медиарынка (осо­бенно в аудиовизуальном секторе).

Основные крупные диверсифицированные собственники медиаиндустрии изначально не имели отношения к этой отрасли. Крупнейшие французские концерны Vivendi Universal, Lagardere, Bouygues, Dassault.

Печать

Можно выделить две основные особенности французского газетно­го рынка: 1) большая доходность и более высокие тиражи региональной прессы по сравнению с центральной; 2) преобладание интереса читате­лей к журнальной периодике и, как следствие, высокая доходность этого рынка. Французский рынок журнальной периодики является самым высоко­доходным.

Основные газетные издания во Франции — это:

Quest France — крупнейшая по тиражу (783 017 экз.) ежедневная региональная газета, издающаяся на всем западном побережье от Ла-Манша до границы с Испанией;

Le Parisien-Aujourd'hui en France — крупная массовая парижская га­зета (508 345 экз.);

Le Monde — одна из крупнейших качественных общенациональных

газет (380 592 экз.);

Le Figaro — одна из крупнейших качественных общенациональных газет (346 507 экз.);

Le Sud-Ouest — самая крупная региональная ежедневная газета (325 700 экз.).

Качественные - "Монд", "Либерасьон", "Фигаро", "Круа".

Массовые - "Франс суар", "Паризьен либере", "Орор", "Пари жур".

Экономические - "Эко", "Трибьюнз".

Спортивная - "Экип".

Бесплатные - "Метроньюс", "20 минют", "Директ матэн".

Еженедельники - "Экспресс", "Нувель Обсерватер", "Пуэн", "Марианн".

Журнальная периодика - "Пари-матч", "Элль", "Мари-Клер".

9 национальных газет.

 

Аудиовизуальные СМИ

1980-е – разрушение государственной монополии на эфиирное вещание.

Общественное телевещание во Франции базируется на остатках государственной монополии, и изначально слово «общественное» во Франции приравнивалось к слову «государственный», если речь шла о телевидении. Однако принцип управления обществен­ным телевидением и его финансирования в целом схоже традиционным для западных стран (таких, как Великобритания и Германия). Директо­ров общественных каналов телевидения и радио назначает специальный орган — Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Система финансирования общественного теле­видения в стране смешанная, т.е. общественное телевидение финанси­руется частично за счет абонентской платы, частично — за счет рекламы. В целом для общественных телеканалов действует серьезная система ограничений на рекламу. Абонентская плата финансирует, помимо телевидения, обществен­ное радиовешание и ряд институтов, связанных с аудиовизуальным сек­тором. Французское общественное телерадиовещание состоит из следу­ющих подразделений:

♦ Groupe France Televisions, куда входит общественный общенацио­нальный канал France2'и канал регионального программирования France3, образовательный и публицистический канал France 5, а также радио­станция Radio France Outre-Мег, вещающая во французских заморских департаментах;

♦ совместный франко-немецкий телеканал ARTE, специализиру­ющийся на культурных и публицистических передачах;

♦ международная радиостанция Radio France Internationale, вещаю­щая во всем мире на нескольких десятках языков;

♦ холдинг Radio France, куда входят общественно-политическая ра­диостанция France Inter, информационная France Info, сеть региональ­ных радиостанций France Bleue, музыкальная France Musique и культур­ная France Culture;

♦ Institut National de I'Audiovisuel (Национальный аудиовизуальный институт), основной миссией которого является исследовательская и архивная деятельность в сфере телерадиовещания.

Коммерческое телевешание представлено во Франции двумя общедоступными метровыми телеканалами — TF-1 и М6 и одним платным метровым — Canal+. Самым успешным является канал TF-I — некогда первый телевизионный канал, приватизирован­ный в ходе ликвидации государственной монополии, принадлежащий сегодня строительному концерну Bouygues.

С кабельным ТВ все плохо, со спутниковым – так-сяк. 2006г – переход на цифровое вещание.

Сектор радиовещания в настоящий момент включает 1200 радио­станций, примерно половину из которых составляют радиостанции ассо­циаций, общественных организаций, объединений и предприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: