Концепция социальной ответственности СМИ.




Зародилась в середине 20 века в ходе дебатов между сторонниками либертарианства и сторонниками регулирования медиа. Стала своеобразным компромиссом между мнением о необходимости правительственного контроля и под­держкой полной свободы прессы.

Теория социальной ответственности обязана своим рождением инициативе американцев — Комиссии по свободе печати (1947). Ею были сформулированы основные требования к прессе, которые потом легли в основу доктрины социальной ответственности:

1. Предоставлять правдивый и вдумчивый отчет о событиях дня, отделяя факты от мнений;

2. Служить форумом для обмена замечаниями и мнениями, стать трибуной общественной дискуссии. Освещать самые разные мнения;

3. Отражать мнения и интересы различных социальных, этнических конфессиональных слоев;

4. Предоставлять и разъяснять задачи общества и его ценности;

5. Обеспечивать полный доступ к сведениям, полученным за день.

Фактически теория социальной ответственности вводит пре­жние принципы и повторяет идеи, выраженные в кодексах про­фессиональной этики различных медиа. Самой новаторской чертой тео­рии социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна до­стигаться за счет патронирования культурного плюрализма: нужно стать голосом всего народа, а не элиты или групп, доминировавших в национальной, региональной или местной культуре в прошлом.

В некоторых отношениях теория социальной ответственности представляется весьма радикальной. Вместо того чтобы требовать для медиа и их владельцев полной свободы, она возлагает на них обязательства. Подобно тому, как либертарианство возникло в ка­честве альтернативы авторитарным идеям, теория социальной от­ветственности явилась ответом на тоталитарные идеи.

Основные положения этой теории таковы:

· медиа действи­тельно выполняют важные функции в обществе, особенно в отно­шении демократической политики;

· они должны принять на себя обязательство выполнять эти функции главным образом в сфере информации и обеспечения платформы для выражения разных точек зрения, а также в вопросах культуры;

· предполагается макси­мальная самостоятельность медиа, совместимая с обязательства­ми перед обществом;

· в своей работе СМК опираются на опреде­ленные стандарты, которые можно сформулировать и которым нужно следовать.

Короче говоря, собственность и контроль медиа необходимо рассматривать как своего рода общественное поручи­тельство, а не частную франшизу. В отличие от теории свободной прессы здесь не сквозит оптимизм относительно того, что «сво­бодный рынок идей» действительно выгоден личности и обществу. В условиях частной собственности профессионалы масс-медиа не­сут ответственность не только перед потребителем, но и перед обществом в целом.

Очевидно, что в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и вы­бора, свободы медиа и долга медиа перед обществом. Предлагается два основных варианта преодоления потенциальных разногласий. Во-первых, это создание общественных, но независимых инсти­тутов управления вещанием, что, в свою очередь, существенно расширяет масштаб и политическую значимость концепции соци­альной ответственности. Во-вторых, дальнейшее совершенствова­ние профессионализма как средства достижения более высокого Уровня в работе, при этом медиа должны следовать собственному кодексу регулирования.

Маккуйэл так описывает основные принципы теории соци­альной ответственности:

1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

2. Эти обязательства должны выполняться за счет установле­ния высоких или профессиональных стандартов информа­тивности, правдивости, точности, объективности и баланса.

3. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа дол­жны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

4. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.

5. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.

6. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: