Информационные ресурсы являются ключевым элементом логистической цепочки. Динамика развития экономических процессов, жесткие ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков при сокращении числа посредников в логистических цепочках. В процессе взаимодействия участники цепочки активно используют такие преимущества логистических информационных систем, как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными.
При этом условия поставки и транспортировки продукции требуют объединения промышленных, торговых, транспортно-экспедиторских компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, и создания интегрированных логистических цепочек и сетей. Именно таким образом возможно быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителям. Одновременно их участники на основе единой информационной системы достигают преимуществ, связанных со снижением общих затрат, разделением рисков и повышением качества функционирования всей системы. Потенциал отдельных предприятий существенно увеличивается за счет привлечения ресурсов и конкурентных возможностей других участников.
Таким образом, интегрированный логистический подход, использующий "цепочку ценностей", ориентирован на всех участников цепочки. Цепочка ценностей содержит пять областей эффективности: связь с поставщиками (А); связь с потребителями (В); технологические процессы внутри одного предприятия (С); логистические процессы между подразделениями внутри предприятия (D); логистические интегрированные связи между предприятиями логистической цепочки (Е). Предприятия, входящие в интегрированные цепочки поставок, нацелены на существенное снижение затрат за счет более быстрой оборачиваемости ресурсов, сокращения времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью поставщиков.
|
Рис.1. Элементы логистики и информационное обеспечение областей эффективности
Среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют:
· управление запасами (УЗ);
· транспортировка (Т);
· логистическая инфраструктура (И);
· складское хозяйство (СХ);
· грузопереработка и упаковка (ГУ);
· логистическая информация (ЛИ).
Рис.2. Ключевые сферы компетентности логистики
Логистическая информация составляет важнейший стратегический ресурс логистики в модели "поставщик - потребитель". Использование для ее обработки вычислительной техники позволяет снизить издержки благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации. Управление информационными ресурсами предполагает оценку информационных потребностей на каждом логистическом уровне и в рамках каждой функции логистического менеджмента, изучение и рационализацию документации, организацию эффективного обмена электронными документами, преодоление проблем несовместимости типовых данных, создание системы управления данными. Отношение к логистической информации как к ресурсу означает, что по аналогии с использованием других ресурсов должен быть создан эффективный механизм управления ими на базе единых стандартов информационного обеспечения. Таким образом, логистическая информационная система выполняет ряд специфических функций:
) планирование информационных потоков
) координирование действий участников
) обслуживание логистических цепочек
) управление информационными ресурсами
информационный логистический управленческий решение