Глава 2. Структура и организация работы Парламента




 

Французский Парламент состоит из двух палат: Национального Собрания и Сената.

Примечательно, что в ч.1 ст. 24 Конституции, устанавливающей состав Парламента, нижняя палата указана первой в отличие от многих других конституций, в том числе нашей. Этому есть исторические причины: после Второй мировой войны левые силы очень энергично выступали против верхней палаты, и к 1958 г. такие настроения еще были сильны.

Когда Конституция (французский оригинал, а не русский перевод) говорит о палатах как собирательном понятии, то именует их собраниями (assembles).[3]

По вопросу о сроке полномочий и численном составе палат ст. 25 Конституции отсылает к органическому закону. Соответствующие положения органического законодательства включены в Избирательный кодекс. В нем определен пятилетний срок полномочий Национального собрания и полное его обновление при каждых выборах. Что касается Сената, то, согласно Избирательному кодексу, Сенаторы избираются на девять лет, и обновляется Сенат на 1/3 каждые три года. Национальное собрание состоит из 577 депутатов, а Сенат – из 321 человека, причем 12 мандатов зарезервировано за французами, проживающими за границей, в так называемых, заморских территориях.

Палаты неравноправны. Сенат обладает в основном совещательными полномочиями. Основная тяжесть законодательной работы лежит на Национальном собрании. Более того, в ряде случаев, как будет показано далее, Национальное собрание может принимать законы, минуя Сенат, по требованию Правительства. В то же время в целях компенсации соответствующих функций Сенату предоставлен ряд специфических (можно сказать, дополнительных) полномочий. Во-первых, председатель Сената временно исполняет обязанности Президента, если Президент досрочно прекращает свои полномочия. Во-вторых, Сенат, в отличие от Национального собрания, не может быть распущен Президентом.

Организация палат. Палаты заседают раздельно. Совместные заседания проводятся в том случае, когда Президент республики созывает Конституционный конгресс для внесения поправок в Конституцию. Резиденцией Национального собрания является Бурбонский дворец, Сената – Люксембургский дворец, служивший в свое время резиденцией Марии Медичи. Дворцы находятся на значительном удалении друг от друга и различаются своей архитектурой.

Каждая палата на первом заседании после выборов избирает своего председателя. Первое заседание парламента нового созыва традиционно открывает старейший по возрасту депутат. Затем проводятся выборы председателя палаты. Председатель Национального собрания избирается на весь срок полномочий, т.е. на пять лет, а председатель Сената – на три года, т.е. каждые три года обновленный состав Сената избирает нового председателя палаты.

Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и квесторы.

Напомним, что председатели палат – не просто их должностные лица, они имеют некоторые самостоятельные властные полномочия: назначение членов Конституционного совета, замещение Президента республики председателем Сената, председательство в Конгрессе председателя Национального собрания и др. Согласно ст. 3 Конституции, председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры, а председатель Сената избирается после каждого обновления этой палаты. В соответствии с Ордонансом № 58-1100 председатели палат заботятся о внутренней и внешней безопасности палат, могут привлекать для содействия Вооруженные силы и иные властные структуры, любой офицер или служащий которых обязан им подчиниться по их требованию. Такое полномочие они могут делегировать квесторам или одному из них.[4]

В палатах образуются конференции председателей в составе председателя и вице-председателей палаты, председателей постоянных комиссий, председателей политических групп (парламентских партийных фракций), одного из министров. В Национальном собрании в состав совещания входит также генеральный докладчик финансовой комиссии. На совещаниях определяется организация обсуждения вопросов повестки дня. Это очень важный этап деятельности Парламента, поскольку обсуждению на заседаниях палат подлежат лишь те вопросы, которые включены в повестку дня. Если в ходе обсуждения на заседании палаты возникает какой-либо новый вопрос, то он должен быть первоначально обсужден на конференции, чтобы быть включенным в повестку дня.

Парламентские комиссии. Для предварительной подготовки вопросов, рассматриваемых на пленарных заседаниях палат, выполнения контрольных функций образуются парламентские комиссии.

В каждой палате образуются, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции, по шесть постоянных комиссий, рассматривающих внесенные в палату проекты и предложения. Существуют комиссии по делам культуры, семьи и социальным проблемам; по иностранным делам; по национальной обороне и вооруженным силам; по финансам, общим проблемам экономики и плана; по конституционным законам; по производству и обмену. Они осуществляют и некоторые контрольные функции в отношении Правительства. Каждый парламентарий должен входить в состав какой-либо постоянной комиссии.

По требованию Правительства или по решению соответствующей палаты для рассмотрения определенных законопроектов и законопредложений могут создаваться специальные комиссии (ч. 1 ст. 43 Конституции), однако вопреки намерениям разработчиков Конституции практика создания специальных комиссий большого распространения не получила. В основном все законопроекты рассматриваются в постоянных комиссиях. В научной литературе приводятся такие данные. Из 2915 законопроектов, принятых Национальным собранием с января 1959 по декабрь 1989 г., лишь 35 (чуть более 1%) рассматривались специальными комиссиями.[5] Специальные комиссии создаются также для рассмотрения вопроса об участии французской армии в деятельности специальных сил ООН. Они включают 57 членов, назначаемых пропорционально численности фракций в Национальном собрании, и 37 избираемых по мажоритарной системе членов в Сенате.

Могут также создаваться такие временные комиссии, как контрольные и следственные. Они образуются в случае возникновения необходимости специального и глубокого изучения какого-либо вопроса государственной жизни, например, вопросов деятельности правительства, коррупции, взяточничества, вопросов международных отношений и т.д. Их функции заканчиваются с представлением доклада, но не позднее шести месяцев от даты их учреждения. В последующие 12 месяцев не могут образовываться такие комиссии с теми же задачами.

Смешанные комиссии, называемые также паритетными, создаются в случае возникновения разногласий между палатами. Состоят они из равного числа членов палат – по семь от каждой палаты. Их основное назначение состоит в выработке взаимоприемлемого для каждой палаты решения по законопроекту, чтобы он был одобрен впоследствии обеими палатами.

Комиссии ad hoc рассматривают вопросы лишения депутатских полномочий, приостановления депутатского иммунитета, а также приостановления применения к депутатам мер процессуального принуждения.[6]

Каждая комиссия избирает свое бюро и председателя.

Депутатские объединения в парламенте. В составе Национального собрания действуют депутатские фракции, именуемые политическими группами, включающие депутатов, избранных от определенной партии. В эти фракции могут входить и депутаты от других партий или независимые. Согласно регламенту палаты в его первоначальной редакции (1958 г.), для образования фракции необходимо было 40 депутатов. Затем эта цифра была уменьшена до 30, а с приходом к власти социалистов этот порог был снижен до 20, и коммунисты, только 27 мест в парламенте, смогли образовать собственную фракцию.[7]

В каждой палате учреждается парламентская делегация по делам Европейских сообществ. В Национальном собрании она назначается на срок легислатуры, в Сенате – после каждого частичного обновления палаты. Делегации имеют задачей информирование соответствующих палат о деятельности европейских институтов, а сами получают информацию как от европейских институтов, так и от своего Правительства. Члены делегаций не могут состоять в Ассамблее Европейских сообществ.

Парламент учреждает также парламентское бюро по оценке научных и технических проектов для информирования об их научных и технологических последствиях. В состав бюро входят восемь депутатов, назначаемых на срок легислатуры, и восемь сенаторов, назначаемых после каждого частичного обновления Сената. Для каждого члена бюро в том же порядке назначается заместитель. В начале каждой сессии Парламента бюро избирает своего председателя и вице-председателя, которые должны представлять разные палаты. В необходимых случаях бюро получает от Парламента полномочия следственной комиссии сроком до шести месяцев.

Палаты обладают финансовой автономией, а за ущерб, причиненный их службами, ответственность несет государство.

Парламент работает сессионно. Проводятся сессии двух видов – очередные и внеочередные. Очередная сессия парламента начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня (ст. 28 Конституции). В этой же статье установлено, что число дней, в течение которых проводятся заседания палат, не должно превышать 120 (прежде – 150 дней) в год, но при этом предусмотрена возможность проведения дополнительных заседаний по решению Премьер-министра или большинства членов каждой палаты.[8]

Внеочередные сессии проводятся, согласно ст. 29 Конституции, по требованию Премьер-министра или большинства депутатов Национального собрания для рассмотрения определенной повестки дня. Если она была созвана по требованию депутатов, то закрывается немедленно по исчерпании повестки дня и не позднее, чем через 12 дней. До истечения месяца, следующего за закрытием сессии, право требовать созыва новой сессии принадлежит только Премьер-министру. Если Парламент не собирается по праву, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента (ст. 30 Конституции).

Конституция в ст. 33 установила, что заседания палат открытые. Стенограммы всех выступлений на сессиях публикуются в официальном издании – «Журнал офисьель». Закрытые заседания палата может проводить по требованию Премьер-министра или 1/10 от числа своих членов (по Регламенту соответствующие доли определяются от числа фактически замещенных мандатов). Согласно вышеупомянутому ордонансу, палата при заслушивании доклада следственной или контрольной комиссии может преобразоваться в секретный комитет и запретить публикацию всего или части доклада. Члены Правительства имеют доступ на заседания обеих палат и получают слово по своему требованию; им могут помогать комиссары Правительства (ст. 31 Конституции).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: