Психология
Менеджмента
Лекции. 1 курс.
Преподаватель:
Антоненко Ирина Викторовна
Психология менеджмента.
Лекция №1.
Френсис Бекон (1561-1626 гг.) – основатель английского материализма.
Объект, предмет и научные методы присущие научному знанию.
Объект – это то, на что мы смотрим.
Предмет – это часть, которую мы изучаем.
Психология (предмет) менеджмента (объект).
Методы:
1) Общенаучные
а) метод наблюдения
б) эксперимент
2) Частно-научные
а) метод исследования документов
б) опрос – письменный или устный (интервью)
3) Специальные
а) социометрия
б) экспертный опрос
в) групповой опрос
Система – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и которые образуют определяющую целостность.
Принципы системы:
· целостность
· структурность
· взаимосвязь системы и среды
· иерархичность
· множественность описаний
Свойства системы в целом не сводятся к простой арифметической сумме свойств элементов, входящих в данную систему.
Структурность – поведение отдельных частей системы, обусловленное свойствами структуры.
Взаимосвязь системы и среды – система проявляет свои свойства при взаимодействии со средой и является активным началом.
Иерархичность – каждый элемент системы можно рассматривать как систему.
Множественность описаний:
1) бихевиариум (м)
2) психоанализ (и)
3) когнетивизм (м)
4) гуманистическая психология (и)
5) деятельных подход (отечественная психология) (м)
Социальная система - сложноорганизованная, упорядоченная система, которая включает отдельного индивида и социальные общности, объединенные различными связями и отношениями.
|
Организация – это:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее автономных частей целого;
2) совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействия между системами целого.
3) объединение людей, совместно реализующих совместную программу и действующих на основе определенных процедур и правил.
Упорядоченность и направленность.
Управление – это
1) функция социальной системы, обеспечивающая сохранение ее структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы и цели деятельности
2) это воздействие на систему с целью ее упорядочения
3) это сохранение качественной специфики системы
4) это функция совершенствования и развития системы
Функции управления:
· цели полагания
· прогнозирование
· планирование
· организация (координация, регулирование)
· принятие решений
· мотивация
· коммуникация
· контроль и коррекция
Лекция № 2.
Структура личности представляет собой иерархическую систему.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Ощущение – это элементарный психический процесс, отражение отдельных характеристик, явлений и предметов.
Восприятие – это процесс комплексного отражения предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Внимание – это процесс, сопровождающий другие психические процессы и характеризуется определенными физическим напряжением.
|
Память – процесс восприятия6 сохранения, воспроизведения, забывания полученной информации.
Воображение – это процесс синтеза.
Психические состояния – эмоции, чувства, воля.
Эмоции и чувства – это оценка человека, отношение к тому что его окружает. Эмоции и чувства отличаются длительностью и интенсивностью. Эмоции могут быть сильными, но кратковременными. Чувства более стабильные и постоянные; это совокупность различных эмоций.
Воля – это специфическое, психическое, физическое напряжение необходимое для выполнения определенной деятельности.
Направленность личности включает в себя ценности, мировоззрение, желания и т.д.,
Способности – это устойчивая совокупность характеристик личности, проявляемая в определенном виде деятельности.
Характер – это устойчивая совокупность характеристик личности, проявляемая в жизнедеятельности в определенный период.
Направленность личности, опыт личности и мотивации складываются в компетенции.
Компетенция – это готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели, то есть это личная способность субъекта решать определенный класс профессиональных задач.
Совокупность компетенций называют компетентностью.
Существует несколько подходов:
1. американский –
компетенция связывалась с само регуляцией, самосознанием, социальными навыками.
2. британский –
здесь разрабатываются профессиональные стандарты
|
3. многомерный –
а) во французском:
- компетенция как универсальное средство личности
- компетенция как способность
В основу компетенции закладывается знания, опыт и поведенческие характеристики.
б) в немецком:
под компетенцией понимают:
- способность к сотрудничеству
- этичность
- независимость в решении задач и проблем
Лекция № 3.