Эмоционально–волевая компетентность – способность контролировать, поддерживать, регулировать различные эмоционально-волевые состояния, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
В эмоционально-волевую компетентность входят:
- совокупность знаний о психических состояниях как таковых
- знания о личных состояниях
- совокупность знаний о профессиональных психических состояниях
- умения и навыки вхождения, поддержания и регулирования психических состояний
- мотивация к актуализации (использованию) этих умений и навыков
В классической психологии эмоции, чувства и воля считаются психическими.
Эмоция (возбуждать, волновать) – одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленных соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Эмоции – это относительно более простая форма оценочно-субъективного отношения к действительности по сравнению с чувствами. Эмоции могут быть осознаваемые и неосознаваемые.
Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям (действительности). Чувства отличаются от эмоций достаточно высокой стабильностью, сложностью и осознанностью.
Эмоции передают субъективные значения отношения к различным предметам явлениям внешнего мира.
Чувства отражают субъективное значение явлений имеющих стабильную мотивацию.
Эмоции и чувства, как две формы личностного отношения к окружающей действительности и к самому себе, отличаются:
· степенью сложности
· степенью осознанности
· степенью устойчивости
· предметной соотносительностью
|
Эмоции и чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
В зависимости от окраски тона выделяют три группы эмоций и чувств:
§ положительные
§ отрицательные
§ амбивалентные
Положительные (стенические) эмоции и чувства усиливают психические процессы.
Отрицательные (астенические) эмоции и чувства ухудшают психические процессы.
Амбивалентные (двойственные).
Для эмоций характерна фазовость:
фаза нарастания напряжения и фаза снятия напряжения.
Для чувств фазовость не характерна, так как они обладают стабильными переживаниями.
Чувства подразделяются на:
- интеллектуальные
- моральные
- эстетические
- практические
Эмоции принято классифицировать по степени интенсивности:
- эмоциональный фон
- эмоциональные переживания
- аффект
Аффект – это эмоциональный процесс, который быстро захватывает человека и происходит нарушение контроля, сознания.
Одной из основных форм эмоциональных отношений считаются стрессовые состояния и настроения.
Настроение – это общее эмоциональное состояние в течение длительного времени окрашивающее психические процессы и поведение человека.
Воля – сознательность, саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели. Воля – регулятор.
Волевой акт имеет следующую структуру:
1. осознание цели и желания ее достичь
2. борьба мотивов
3. реализация выбранного решения
Волевое усилие – это специфическое напряжение. Усилия связаны с преодолением импульсивных, сильных желаний и потребностей (хочу) и осознание ориентации поведения на достижение цели.
|
Волевое усилие может принимать форму:
· побуждение
· запрет – торможение нежелательной деятельности
· поддержание работоспособности – преодоление сонливости и так далее.
· контроль
· сопротивление внешним воздействиям
Наиболее значимые волевые свойства человека:
- решительность
- целеустремленность
- настойчивость
- выдержка
Производные этих свойств:
- дисциплинированность
- стойкость
- смелость
Эмоциональные и волевые состояния взаимосвязаны. Эту взаимосвязь переживают в форме психических состояний.
Состояние – это наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени.
Содержание, напряженность, тон, направленность могут меняться и тогда меняется состояние.
Состояния классифицируются по следующим основаниям:
§ по интенсивности
§ по содержанию (утомление, тревога)
§ по виду деятельности
§ по тону (отрицательная или положительная амбивалентности)
§ по характеру воздействия (позитив/негатив)
В структуре состояний выделяют два уровня:
1. содержательный
2. динамический (энергетический)
Уровень активации – степень напряженности, которая сопровождает выполнение деятельности.
Закон Йеркса-Додсона.
Положительные состояния прямо пропорционально связаны с эффективностью деятельности, а негативные состояния влияют на сложные виды деятельности.
|
По степени возрастания активации психических состояний классифицируются:
1. кома
2. глубокий сон
3. быстрый сон
4. поверхностный сон
5. спокойное бодрствование
6. поверхностное бодрствование
7. напряженное бодрствование
8. стресс
9. эмоциональное абортирование
Стресс (давление, нажим) – это широкий круг эмоциональных состояний, для которых характерно повышенное напряжение в ответ на экстремальные внешние раздражители.
Лекция № 4.
Стресс.
Для стресса характерна повышенная напряженность. Нет точно прибора для измерения этой напряженности.
Стрессоры:
1. Фактор информационной нагрузки
А) больших размеров
Б) разнообразная
В) изменчивая
Г) противоречивая
Д) разнообразная степень правдоподобности
Часто происходит противоречие с психологическим состоянием человека.
2. Фактор информационной неопределенности
Предприниматели рискуют лишь до 30 % риска.
3. Ответственность
А) за процесс и результат
Б) за себя
В) за других
4. Дефицит времени
Из обилия задач и жестких временных рамок происходит воздействие ан человека. Это более сильный фактор нежели сложность задачи.
5. Межличностные конфликты
6. Внутри личностный конфликт (ролевой)
Несовпадение требование ролей одновременно выполняемых личностью.
7. Полифокусность управленческой деятельности
Надо выполнять много дел, держать во внимании много аспектов, что приводит к феномену «интерферентности» (наполнение отрицательным влиянием задач и функций друг на друга).
8. Система внешне средовых факторов (=конкуренция, дефолт, мафия)
Влияние стрессоров на деятельность в целом неоднозначна.
Структура стресса. Фазы стресса.
1 2 3
1. Мобилизирующая фаза:
Общая эмоциональная напряженность не достигла максимума, поэтому оказывается положительное влияние на отдельные психологические процессы и деятельность в целом. Возрастает эмоциональная активность, продуктивность деятельности, объем восприятия, гибкость и лабильность долговременной памяти, продуктивность креативного мышления. Улучшается способ формулирования альтернатив и их анализ, что повышает эффект принятия решений.
Все это: продуктивный стресс – эвростресс.
2. Расстройство – сбой психики.
Эмоции переходят из положительных в отрицательные. Происходят сбои в когнитивной сфере. Объем восприятия падает. Происходит блокада прошлого опыта. Происходят сбои в мышлении, повышается стереотипность. Продуктивность и способность к переработке информации падает. Также падает оригинальность решений. Проявляется феномен «глобальной реакции (общих и неточных решений)». Все идет к дисфункциональному стрессу.
Все это: дистресс.
3. Деструкция – полный распад организованной деятельности и значительное нарушение психологических процессов.
Происходит феномен блокады восприятия, памяти, мышления. Общий срыв всякой деятельности. Имеет два вида: гипервозбуждение и гиперторможение.
Закон Йеркса-Додсона.
Стресс кролика, льва и вала.
Лекция № 5.