Три основных вида компетентности:
· эмоционально-волевая
· коммуникативная
· карьерная
Коммуникация – поведение руководителя на реализацию коммуникативной функции; ряд явлений и закономерностей, возникающих в ходе общения и межличностных контактов; психологические механизмы (они внутри человека), которые обеспечивают контакты между людьми.
Общение – вид коммуникации; процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающих в себя:
1. обмен информацией
2. выработку единой стратегии взаимодействия
3. восприятие и понимание другого человека
Три уровня общения:
- коммуникативный (передача информации)
- интерактивный (взаимодействие)
- перцептивный (восприятие)
В делом общении уровень коммуникативный почти на 100% осмыслен, в отличии от личного общения. Наш смысл не в передаче информации (коммуникативность), а в передаче энергии, эмоциях между друг другом (перцептивный уровень).
Интерактивный уровень касается взаимодействия двух людей. К основным коммуникативным явлениям относятся заражение, внушение, убеждение и подражание.
Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида другом на не осознаваемом уровне (эмоциональное воздействие на другого человека). Мера заражения зависит от уровня развития личности. У детей до 3-х лет этот способ является доминирующим. Взрослые люди поддаются заражению в толпе и в ограниченном пространстве.
Внушение (эмоционально-волевое воздействие) – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный с преднамеренным снижением сознательности и критичность восприятия информации и ее реализации в действиях, а также с отсутствием целенаправленного, активного ее понимания, логического анализа, оценки и связи с прошлым опытом. Содержанию информации в дальнейшем присущ характер навящевости. Эта информация приобретает в дальнейшим вид поведенческих установок (только у детей). Эффективность внушения зависит от авторитета внушающего. Данный механизм у детей доминирует почти до средней школы.
|
Для взрослых более действенен процесс убеждения.
Убеждение (интеллектуальное воздействие) – в отличии от внушения, построена на том, чтобы в помощью логического, рационального обоснования добиться добровольного и осознаваемого согласия от человека принимающего информацию. При внушении мы достигаем принятия информации, а не согласия.
Подражание – человек не только принимает информацию, а еще и пытается воспроизводить ее. Подражание выступает одной из форм группового давления на индивида и механизмом комфорного поведения. Комфорность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы
Типы подражания: логическое/нелогическое, внутреннее/внешнее, подражание моде/обычаям, внутри и межгрупповое подражание.
Психологическими механизмами всех этих коммуникативных явлений (заражение, внушение, подражание) являются следующие коммуникативные процессы: эмпатия, идентификация, атрибуция и аттракция.
Эмпатия (от греческого «сопереживание») – проникновение в эмоциональные и другие состояние человека, постижение их. Постижение основано не на рациональном осмыслении, а на эмоциональном понимании. В ряде случаев рациональное понимание входит в противоречие с эмоциональным. Эффективность эмпатии увеличивается с прошлым опытом. наличие эмпатии и связано с личностным качеством – проницательность.
|
Идентификация – процесс уподобления себя другому. Субъект переносит себя в пространство и время другого человека. С идентификацией связаны: проекция и децентрация. Идентификация никогда не бывает ни полной, ни точной, ни объективной. Так как это лишь наше представление.
Проекция - при идентификации другим человеком мы наделяем человека своими свойствами. Децентрация – условный отказ от своего я и принятие свойств другого человека.
Атрибуция (каузальная атрибуция/причинное приписывание) – процесс причинного объяснения поступков, мыслей, высказываний других людей. Атрибуция позволяет перейти от восприятия к критическому осмыслению информации.
Аттракция (привлечение/притягивание) – процесс обеспечивающий формирование положительного эмоционального отношения к воспринимаемому человеку. В результате процесса складывается система социальных установок, частично стерео-типизированных. Эти установки регулируют отношение личности с окружающим миром. Появляются социально-коммуникативные аттетюды.
Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Аттракция – вид социальной установки на другого человека, в которой доминирует эмоциональный компонент. Формирование первого образа.