Три концепции механизма алалии.
1психологическая. Часть авторов считают что у реб-ка не развиты или недоразвиты неречевые процессы – восприятие, внимание, память. Из-за этого не развивается речь. 2сенсомоторная или психофизиологич. В этой концепц. трансформированы представления об афазии (локализационистский подход, т.е. речевая функц. система обеспечивается за счет центров речи- моторного и сенсорного). В современном понимании 1 уровень- есть мысль (рожд. в коре) 2 уровень - мысль в речь (подбор языковых средств), 3 уровень- моторный центр речи (двигат. программа) Но если нет перевода мысли в речь, то нет и речи. Сбой происходит на этапе движения. При нарушении мот. центра речи диагносцируется корковая дизартрия. 3. лингвистическая или психолингвистическая. Согласно ей нарушены операции перевода мысли в речь. По современным данным такие операции осуществляются в третичных отделах гол. мозга, но не в моторн. центре. Моторн. центр Брокка это речедвиг. анализатор, управляет речев. движениями.
Классификация алалий
В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии.
В. К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.
М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные двсфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.
|
Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детского возраста (алалии) от афазии взрослых: у детей нарушения не столь частые и постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии и в нем быстрее возникают новые связи и формируются замещающие функции.
По В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций.
Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии: с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической иди синтагматической систем языка. При моторной алалии, по мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).
Белова-Давид – в основе нарушение той или иной функциональной системы.
Моторная – обусловлена нарушением рече-двигат функции. Вызвано поражением речевых зон ГМ, в зависимости от локализации:
эфферентно моторная – возникает при поражении премоторной зоны (задняя треть нижней лобной извилииы). Нарушается осуществление моторных программ, страдает экспрессивная речь, кинетическая атаксия (нарушение произвольных движений). Проявляется в нарушении последовательности, серии, координации движений. Реб не м. организовать программирование слова, предложения, нарушается зв-слоговая структура слова, замедляется овладение словарем, нарушается грамматический строй речи. В основе лежит кинетическая апраксия.
|
афферентно моторная – вызывается поражением нижних отд постцентральной зоны. В норме эти зоны принимают информацию от работающих речевых органах. В основе лежит кинестетическая апраксия (нарушение целенаправленных произвольных движений и действий в результате неточностей кинестетических нарушений). Страдает экспрессивная речь (замена звуков артикуляторно близких), искажения зв-слог структуры слова, пропуски звуков, перестановки звуков, сокращение слогов, пропуски звуков. Нарушается формирование словаря, а так же развитие грамматического строя речи.
Ведущее нарушение при моторной алалии – нарушение моторного звена.
Сенсорная – нарушение рече-слуховой функциональной системы. вызывается поражением задней трети верхней височной извилины (з Вернике). в этой зоне осуществляется прием, обработка, анализ рече-слуховой информации (восприятие), хранятся слуховые образы слов. В процессе восприятия речи слушающий соотносит получаемую информацию и эталоны, кот. есть в сознании и т.о.узнает или не узнает. При поражении – не различает звуки акустическо близкие, слова по их акустическому образу (особенно квазиомонимы), нарушается дифференциация форм слова (парта-парты), суффиксы, приставки. В основе – слуховая агнозия (нарушение восприятия и узнавания). В результате нарушается импрессивная речь, вторично – экспрессивная (замены акустическо близких звуков, искажение зв-слоговой структуры слова, аграмматизмы). Реже чем моторные.
|
Оптическая – нарушение рече-зрительной функциональной системы (зрительной). Поражаются затылочно-теменные отд коры ГМ лев полушария. У реб нарушается связь между зрительным образом предмета и слуховым образом слова. необходимо много повторений чтобы эта связь закрепилась. Особенность является то, что в наибольшей степени страдают те речевые единицы, кот связаны со зрительно-пространственными функциями. У детей трудности усвоения слов, обозначающих зрительные образы (цвет, форму предметов, сверху, снизу и т.д.), трудно овладеть предложно-пажежными конструкциями. При этой форме нарушается усвоение языковых единиц, кот обозначают зрительно-пространственные обозначения, трудно усваивают сложно-подчиненные предложения. На начальных этапах трудно выявить.
Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя:
1.дети с нарушением слухового восприятия. Оно очень не точное и не дифференцированное, плохо различают и отдельные звуки и образы слов. Трудности фонематического различения приводят к замене акустически близких звуков, искажению зв-слоговой структуры слова, ухудшению слуховой памяти, внимания (очень быстро истощается). Напоминает сенсорную алалию по Беловой-Давид.
2.дети с нарушениями зрительного восприятия. Слуховое восприятие относительно сохранно, хорошо различают звуки, слова по акустическому образу. Нарушается четкость, диференцированность зрительного восприятия. Долго не могут различать цвета, формы, пространственную ориентировку, м.нарушаться зрительно-моторная координация. Наблюдается нарушение связи между зрительным предметом и словом. М.наблюдаться оптические дислексии и дисграфии. Похожа на оптическую алалию Беловой-Давид.
3.дети с психической пассивностью. Замедленность, неточность, пассивность во всех психических процессах, слабый мотив в речевом общении. Восприятие – замедленное, неточное, особенно страдают мыслительные процессы. Мышление – замедленное, страдает логика, умозаключение. Нарушается лексика и грамматика.