ПОЗИТИВНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НОРМЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ




1. СХОДСТВА. Имеющиеся сходства между позитивно-правовыми и религиозными нормами определяются тем, что они являются социальными регуляторами. (1) Как и все иные социальные нормы (регуляторы), позитивно-правовые и религиозные нормы порождаются общественными процессами и не могут существовать вне общества – и религиозные заповеди, максимы, каноны, запреты (табу), и нормы позитивного права, исходящие от государства, живут лишь в социальном контексте, где необходимо уравновешивать частные интересы конкретного индивида и интересы общества как целого; необходимо разрешать различные социальные конфликты и споры. Именно поэтому как религиозные, так и государственно-правовые нормы носят относительный, а не абсолютный характер – они всегда зависят от времени, пространства, культуры. (2) Как и любые социальные нормы, религиозные и государственно-правовые нормы создаются в результате повторяющихся, массовидных общественных процессов, которые со временем опривычиваются, типизируются и институализируются: и религиозные, и государственно-правовые нормы носят общий характер, своим адресатом они имеют среднестатистического, типичного человека, нацелены на неограниченный круг лиц и на неоднократность применения. (3) Любые социальные нормы, в том числе религиозные и государственно-правовые, непосредственно связаны не только с обществом, но и с психологическими потребностями и интересами людей: ни одна из социальных норм не может игнорировать человеческие потребности в безопасности, предсказуемости и стабильности социальных процессов, потребность принадлежать к различным социальным союзам, потребность в социально значимой деятельности, в осмысленности жизни, в уважении со стороны других, значимых для индивида людей, потребность в раскрытии, актуализации своего внутреннего потенциала, создании своего личного образа и смысла. (4) Нормируя социальную действительность, массовидные общественные отношения, любая социальная норма, в том числе религиозная и государственно-правовая, направлена на установление стабильности, предсказуемости социальных процессов путем установления определенных образцов, эталонов, моделей социально оправданного и должного поведения. (5) Любая социальная норма, явно или скрыто, направлена на достижение определенных целей; как в религиозных, так и в государственно-правовых нормах заложены вполне определенные социальные ценности (рационализм или вера и интуиция; индивидуализм или коллективизм; опытность, практичность или логичность и др.), через которые производится корректировка поведения людей. Любые социальные нормы, соответственно, через процесс социализации, транслируют социальные ценности, выполняют воспитательную функцию, обеспечивая преемственность поколений, сохранение социального опыта. (6) Религиозные и государственно-правовые нормы накладывают определенные обязанности и запреты на лиц, подкрепляются возможностью применения санкций к нарушителям религиозных и государственно-правовых предписаний. (7) Религиозные и государственно-правовые нормы носят институциональный характер – существуют определенные социальные институты (церковь, государство), которые гарантируют соблюдение этих норм, обеспечивают с помощью различных средств (убеждение, стимулирование, психическое или физическое принуждение) их реализацию в поведении людей. (8) И религиозные, и государственно-правовые нормы представляют из себя социально властные предписания. (9) Религиозные и государственно-правовые нормы действуют, как правило, лишь в отношении людей со свободной волей, а потому могущих делать осознанный выбор и нести религиозную или юридическую ответственность за виновное нарушение религиозных или государственно-правовых запретов и обязанностей. (10) И религиозные, и позитивно-правовые нормы обладают качествами формальной определенности, фиксируются текстуально, им не чужда систематизация.

2. РАЗЛИЧИЯ. Можно выделить несколько основных различий между государственно-правовыми и религиозными нормами.

Критерий сравнения Религиозные нормы Государственно-правовые нормы
время формирования могут возникать и в потестарный (догосударственный) период Устанавливаются государством, не могут существовать до его возникновения
заявленный источник норм и способ информирования людей устанавливаются божеством, передаются людям через пророков в состоянии божественного видения, откровения исходят от отдельных социальных групп или общества в целом, устанавливаются государством; население информируется через официальные источники опубликования, а также средствами массовой информации
мировоззренческо-аксиоматичные основы норм реально и действительно не только то, что возможно познать с помощью органов чувств; человек бессмертен, его путь не охватывается целиком земной жизнью; есть более высокие ценности, чем земная жизнь. (как правило) действительно существует лишь то, что можно познать с помощью органов чувств; путь человека – это его земная жизнь; самая высшая ценность – жизнь человека.
характер норм могут носить иррациональный характер, невозможны без веры; чаще всего носят категоричный (императивный, безальтернативный) характер (н-р, заповеди, религиозные максимы); религиозные нормы носят консервативный, статичный, «жесткий» характер, их практически невозможно изменить как правило, носят рациональный, разумный характер; могут носить как категоричный (императивный), так и альтернативный (диспозитивный) и рекомендательный характер; правовые нормы носят как консервативный характер (правовой обычай, правовой прецедент), так и инновационный характер; могут быть изменены – т.е. более гибкие.
психологическая основа норм страх смерти (?), неизвестности (?), стихийных сил природы (?), потребность в смысле жизни, защите, предсказуемости, потребность в вере, принадлежать чему-то большему, неизменному; компенсация несправедливостей жизни. потребность в предсказуемости, стабильности общественных процессов, в разрешении конфликтов, гармонизации частных и общественных интересов; потребность подчиняться внешним авторитетам.
предмет регулирования носят всеобъемлющий характер: регулируют как внутренний мир человека (переживания, мысли, идеи, убеждения, мотивы, цели), так и внешне выраженное поведение человека; приоритет чаще всего отдается внутреннему только внешне выраженное поведение, которое имеет значение для общества, оказывает воздействие на других лиц; внутренний мир регулируется постольку, поскольку имеет связь с внешним социальным поведением.
самые важные качества (стороны) человека для нормы душа, совесть, вера, сердце, свобода воли, мотивы и цели поступков обособленность лица от других, индивидуализация (опознаваемость), волеспособность, проявление себя вовне в качестве участника правовых отношений.
цели регулирования спасение, нравственно-духовный прогресс человека (покаяние, единение с Богом и др.) стабильная, безопасная, эффективная жизнедеятельность общества, защита личных, государственных и общественных интересов
способы регулирования наиболее распространены запреты и обязывания; дозволения гораздо более редки используются как запреты и обязывания, так и дозволения, рекомендации и поощрения
мотивы соблюдения и исполнения имеют первостепенную важность; единственный верный мотив их соблюдения – искренняя вера человека, без нее теряется сам смысл религиозных норм не имеют первостепенной важности; главное – правомерное поведение, а мотивы (убеждение, традиция, конформизм, страх наказания и др.) – особого значения не имеют
характер санкций в основном карательный; санкции могут носить не только личный или имущественный, но и сугубо психологический характер (отлучение от церкви, проклятие, лишение покаяния, различные послушания и др.) как карательный, так и восстановительный; санкции – либо личные (н-р, лишение свободы), либо имущественные (н-р, штраф).
характер отношений на основе норм практически всегда вертикальный, субординационный, на началах власти-подчинения может носить как вертикальный (субординационный), так и горизонтальный (паритетный, координационный) характер
фиксация норм в источниках религиозные канонические тексты (Библия, Коран, Сунна, Каббала, Талмуд, Авеста, Веды, Бхагавад-Гита и др.), законодательство, судебные отчеты, реже – сборники обычаев
общеобязательность гарантированность норм государством только в религиозных государствах не только в религиозных, но и в светских, и в атеистических государствах
формальная определенность норм как правило, закреплены в текстуальных источниках, но далеко не всегда четко указывают на содержание и пределы религиозных прав и обязанностей закреплены, как правило, в текстуальных источниках, практически всегда четко указывают на содержание и границы юридических прав и обязанностей
системность норм достаточно низкая; могут иметься противоречия более высокая; коллизии также существуют
предоставительно-обязывающий характер норм может как присутствовать, так и отсутствовать (т.е. религиозные нормы могут только налагать обязанности, но не предоставлять другим лицам прав требовать исполнения таких обязанностей). всякому субъективному праву управомоченного лица должна соответствовать либо активная, либа пассивная (запрет) юридическая обязанность другого, обязанного лица; в противном случае субъективное право является фиктивным.
особенности действия норм по кругу лиц основное разделение всех лиц для религиозных норм – на духовенство, монашество и на мирян; религиозные нормы по-разному относятся к этим категориям лиц (требования различны по жесткости). действуют в отношении всех граждан данного государства, а также иностранцев и апатридов, находящихся на территории государства, как общее правило, – в равной мере, одинаково
особенности действия во времени конкретно не устанавливаются временные рамки их действия; данные Богом религиозные нормы носят вневременный характер – потому что заявленный источник их создания находится вне времени и пространства любой нормативный правовой акт имеет четкие временные границы: указывается конкретная дата вступления его в юридическую силу, возможно указание на дату окончания его действия.
особенности действия в пространстве действие религиозных норм строго не привязано к территории государства; они обязательны для верующего независимо от того, где он находится в тот или иной момент нормы позитивного права действуют на территории отдельных государств; за пределами территории государства они обязательны лишь для граждан этих государств.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Одним из основных факторов, определяющих значение, функции и место религиозных норм в системе социальных норм, а также их соотношение (взаимодействие) с государственно-правовыми нормами, является положение церкви в структуре политической организации общества, характер взаимоотношений религиозных и государственных структур.

В светских государствах, в которых официально юридически (de jure) и в реальной действительности, фактически (de facto), любые религиозные структуры отделены от государства (государство не устанавливает позитивно-юридической ответственности за нарушение религиозных норм, религиозные лидеры не занимают государственных постов, государство не пропагандирует какую-либо религиозную идеологию и др.), религиозные нормы являются одной из рановидностей корпоративных норм. Иными словами, соблюдение религиозных запретов и исполнение религиозных обязанностей является личным делом каждого гражданина светского государства, который вправе вступать в члены и выходить из состава любых религиозных организаций, учредительные документы и деятельность которых не противоречат действующему в государстве позитивному праву, а государство не вправе через свои органы и должностных лиц оказывать влияние на свободный религиозный выбор каждого из своих граждан, закреплять религиозные обязанности и запреты какой-либо из конфессий в качестве общеобязательных государственно-правовых норм и применять к их нарушителям меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф и др.) – светское государство относится нейтрально по отношению к любой правомерной, с точки зрения действующего на его территории позитивного права, деятельности любого из религиозных объединений. В России в ст.3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года говорится: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Для того чтобы деятельность религиозного объединения являлась правомерной с точки зрения установленного государством права она не должна ставить своей целью насильственное изменение конституционного строя государства, каким-либо образом ограничивать права и свободы человека и гражданина, конституционно закрепленные и установленные в общепризнанных международных правовых актах (Всеобщая Декларация (1948), Европейская Конвенция (1950)), разжигать религиозную, национальную ненависть и вражду. В России, в соответствии с ч.2. ст. 14 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», «основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий».

В религиозных государствах значение и место религиозных норм в структуре социальных норм гораздо более важное – религиозные нормы не представляют собой разновидности норм корпоративных (групповых), а являются общеобязательными, их соблюдение обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения; религиозные нормы являются, как правило, одной из центральных частей национальной правовой системы, а религиозные тексты выступают в качестве центральных источников права религиозных государств. Так, например, во многих современных мусульманских государствах Коран, Сунна выступают в качестве ведущих источников права, которым должны соответствовать все другие нормативные правовые тексты, значительна роль религиозных источников (Тора, Каббала) в современном еврейском праве; в России до 1917 года источниками позитивного права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др., в современной Германии каноническое право является частью национальной правовой системы. Религиозные правовые системы и государства характеризуются значительно большей гомогенностью (однородностью) религиозных представлений, преемственностью (традиционностью) развития, стабильностью и предсказуемостью социальных процессов, большей национальной самобытностью, яркостью идентичности, а также и большей закрытостью, по сравнению со светскими правовыми системами, для зарубежного влияния и опыта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: