Система образования в Норвегии




История системы образования.

Уровень грамотности населения составляет практически 100 %, что не оставляет никаких сомнений по поводу качества и эффективности образования. Норвегия позиционирует себя как государство всеобщего благосостояния с доступной системой образования, здравоохранения для всех подданных королевства. [1]

Появление школы восходит к Средним векам. Вскоре после того как в Норвегии в 1152 году появилось свое архиепископство, были созданы школы при соборах для подготовки священников в Тронхейме, Осло и Бергене. После Реформации в 1539 году датская церковь издала указ, который также имел силу в Норвегии. Соборные школы были преобразованы в латинские (классические), согласно постановлению, в каждом городе должна была находиться «латинская школа». Кроме того, крестьянские дети должны были обучаться основам христианства. Но в действительности эти постановления почти не имели эффекта.

С ростом государственного и религиозного пиетизма в XVIII веке центральная администрация начала серьезно интересоваться процессами образования и воспитания. Она издала новый устав для университетов в 1732 году, для высших школ — в 1739 году, положение о конфирмации — в 1736 году и закон о школах — в 1739 году. В школах крестьянских детей обучали основам христианства, чтению. Письму и арифметике — по желанию. Но вплоть до начала XIX века число неграмотных было значительным. Немногие посещали латинские (классические) школы, где преподавались латинский язык, литература и история, которая была тесно связана с христианством. В XVIII веке в учебной программе появились язык, география и современная история. Чиновники и другие лидеры государства и церкви были выпускниками этих школ и университета в Копенгагене, в котором учились и студенты из Норвегии. Также в нескольких городах появились городские школы или реальные училища, которые готовили учеников к реальной жизни. Указом 1809 года латинские (классические) школы были преобразованы в «ученые школы».

В 1811 году в Норвегии возник университет, который начал свою деятельность в 1813 году. После 1814 года было принято требование о совершенствовании школ для крестьянских детей. Первоначально эта работа определялась законом 1827 года. Он устанавливал, что школы должны были находиться при всех главных церквях с числом сотрудников не менее 30. Возможно было наличие передвижных школ в приходах. Обязательное школьное обучение длилось с 7–8-летнего возраста до конфирмации и должно было составлять не менее двух месяцев в год. В 1848 году вышел закон о крестьянских школах в торговых городах. Новые предметы, такие как шитье для девочек и гимнастика для мальчиков, были включены в учебные программы, а учебное время было продлено до 18–24 часов в неделю. Учебный год составлял 45 недель.

Параллельно с развитием крестьянских школ укреплялось и педагогическое образование. Стортинг организовал серию семинаров. Первый государственный семинар был проведен на полуострове Тронденес в 1826 году. Норвежская национальная интеллектуальная жизнь в середине 1800-х годов и спрос на расширенную демократию в политике оказали большое влияние на образование общества и развитие системы школьного образования. В 1860 году был издан новый закон о крестьянских школах. С этого момента постоянные школы заменили передвижные.

В 1864 году были основаны первые норвежские народные институты. Воодушевление по поводу народного просвещения привело в 1851 году к созданию Общества содействия народному просвещению с целью возрождения, развития и переосмысления гражданственности. В 1864 году было создано Студенческое общество бесплатного образования.

После политической реформы 1884 года с введением парламентаризма школьная система вновь подверглась коренным изменениям. В 1889 году появилась народная школа — общая школа для всех слоев общества. Обучение в народной школе проходили дети в возрасте от 7 до 14 лет, оно длилось 7 лет. В сельской местности учебное время увеличилось до 12 недель в год, а в городах оно составляло 40 недель в год (от 18 до 30 часов в неделю). В классах не должно было быть более 35 учеников, но в виде исключения их число могло достигать 40–45. Для каждой школы должны были быть построены или взяты в аренду школьные здания. В каждой коммуне появился школьный совет, в который входили выборные должностные лица со священником и представитель учителей. Дети учились читать на лансмоле и риксмоле, а в некоторых школьных округах лансмол изучался в качестве основного языка.

Высшие школы были реформированы законом от 1896 года. Обучение в средней школе стало составлять 4 года и следовало за 5-летним образованием в народной школе или другим подготовительным образованием. Основными предметами были норвежский, немецкий, английский языки и математика. Обучение в гимназии длилось 3 года и имело реальный или историко-языковой уклон. Латинский уклон постепенно нивелировался, но с согласия стортинга некоторые школы могли продолжать преподавать на латинском языке. В 1919 году латинский уклон вновь укрепился. Ученики могли сами выбрать риксмол или лансмол в качестве основного языка, а с 1907 года был введен письменный экзамен на выбранном языке.

Сельскохозяйственные училища были первыми профессиональными школами. В 1840-х годах сельскохозяйственные училища имелись почти во всех округах. После периода стагнации в 1890 году они начали активно развиваться. В 1882 году женщины получили право сдавать вступительные экзамены, а в 1884-м — экзамены на право занятия государственных должностей. Преподаватели-женщины также получили право преподавать в начальных школах, а в 1890 году семинары были открыты для женщин. Примерно в то же время был открыт ряд технических училищ. Законом от 1896 года средние школы стали общими для мальчиков и девочек. Индивидуальные школы для девочек исчезли в ХХ веке.

Школы для детей с ограниченными возможностями появились в XIX веке. В 1881 году был издан первый закон о таких школах, который касался глухих, слепых и умственно отсталых детей. Школы могли быть государственные, частные или районные с государственным финансированием. Этот закон был пересмотрен в 1915 и 1951 годах и расширен за счет включения в него детей с нарушениями речи, чтения, письма.

В 1936 году были пересмотрены законы о народной школе, а в 1959 году был издан общий закон для народных школ в городской и сельской местностях. В 1959 году управление коммун получило право ввести 9-летнюю единую школу, а в 1969 году 9-летняя начальная школа (неполное среднее образование) стала обязательной в соответствии с законом.

Требование о том, что образование в высшей школе должно быть получено после окончания народной школы, усиливалось, а в 1920 году стортинг постановил, что только высшие школы, поступление в которые было возможно после 7-летнего обучения в народной школе, могли получать государственное финансирование. В качестве обычной можно рассматривать ситуацию, когда за трехлетним обучением в средней школе следовало трехлетнее обучение в гимназии. В 1935 году реальные училища стали средней школой с трехлетним обучением. Законом 1964 года средние школы и гимназии были приспособлены к новой 9-летней школе. Обучение в гимназии снова стало трехлетним, основанным на двух классах трехлетней средней школы или 9-летней начальной школе (неполном среднем образовании).

После Второй мировой войны произошло резкое увеличение профессионально-технических училищ. Государственные ремесленные училища при заводах, торговые школы были сформированы на базе домоводческих школ, школ по кустарному производству и других технических училищ.

После того как в 1811 году был основан Университет в Осло, в течение многих лет в стране не создавались высшие учебные заведения. Сельскохозяйственный институт Норвегии начал свою деятельность в Осе в 1859 году, но лишь в 1897 году получил свое название и полноценные возможности для обучения. Норвежский технологический институт был создан в 1910 году, Ветеринарный — в 1918 году, Стоматологический — в 1928-м (был включен в Университет в Осло в 1959 году). Норвежский экономический институт был основан в Бергене в 1936 году, Университет в Тромсе — в 1968 году, Университет в Тронхейме — в 1968 году в результате объединения Норвежского технологического института и Норвежского педагогического института, основанного в 1922 году.

С середины 1960-х годов наблюдалось развитие сферы высшего образования, создавались новые учебные заведения. В то время как в 1969 году появились первые областные институты, ряд учебных заведений, в которых обучались после гимназий, был обновлен и получил статус института, в том числе педагогическая школа, школа медицинских сестер, гражданская и социальная школы и т.д. Они были включены в так называемую региональную систему институтов, которые предлагают более короткое профессиональное обучение и удовлетворяют потребностям новых видов образования на национальном и региональном уровнях.

В 1989 году был издан общий закон об университетах и научных институтах, поскольку раньше для каждого высшего учебного заведения существовал свой закон.

В 1994 году увеличилось финансирование сферы образования и появилась готовность реформировать школу, была проведена реформа школы продолжения, которая давала законное право на трехлетнее обучение в ней.

В 1995 году был принят общий закон для всего высшего образования, который касался и государственных институтов. В 1997 году была проведена реформа и появилась новая учебная программа. Основная школа стала теперь 10-летней. В

1998 году был принят закон об основной школе и школе продолжения, который касался прав и обязанностей, связанных с обучением и воспитанием в Норвегии.

В XX веке было отмечено значительное увеличение числа заявок на получение полного среднего и высшего образования, особенно по сравнению с 1960 годом, причем больше заявок подали женщины, чем мужчины (в 1975 году среди тех, кто получил полное среднее образование, было больше женщин, чем мужчин, а в 2004 году доля женщин в сфере высшего образования достигла примерно 60 %). Уровень образованности населения резко вырос с конца XX века. В 2004 году около 83 % населения в возрасте 25–64 лет получили неполное среднее образование, 56 % старше 16 лет — полное среднее образование, 22 % — высшее образование. С 1990-х годов число студентов увеличилось на 70 %. - диаграмма

Также стоит отметить, что в XXI веке были основаны еще четыре университета: Университет в Ставангере, созданный на базе нескольких колледжей, в том числе колледжа в Рогаланде, который начал свою деятельность в 1969 году, получил свой статус в 2005 году; Университет биологических наук стал таковым в 2005 году; колледж в Агдере стал университетом 1 сентября 2007 года; последним высшим учебным заведением стал Университет в Будё, основанный на базе колледжа 1 января 2011 года.

Система образования в Норвегии состоит из нескольких ступеней:

· Дошкольное обучение.

· Школьное образование.

· Народные школы.

· Высшее образование в Норвегии.

 

Дошкольное образование

В детские сады детей принимают уже с одного года. Детские сады посещаются примерно 80% детьми государства. Тут нет невероятно длинных очередей. Но немного подождать понадобится – около 5-6 месяцев. Интересно, что право каждого ребёнка (старше одного года) на посещение детского сада закреплено в официальном законодательстве.

Более того, если государство не может выделить для него место, то родителям выплачивается пособие, равное 3 000 кронам. Посещение детского сада не бесплатно. Оно стоит примерно 3 000 крон в месяц. Важно отметить, что данная цена является фиксированной как для государственных, так и для частных учреждений. Но, кстати, от 40 до 80% затраченных на детский сад средств родители могут вернуть. Для этого существует налоговый вычет.

Система дошкольного образования в Норвегии весьма интересна. В детских садах этой страны делают упор на развитие мелкой моторики. Каждому ребёнку предоставляется максимум возможностей для проявления своих творческих способностей. К тому же все дети очень много играют и проводят время на улице. Для малышей с особенностями развития имеются отдельные комнаты и соответствующие специалисты для присмотра.

Тихого часа в данных учреждениях нет (только для самых маленьких), как и горячего питания. Дети едят то, что родители готовят для них с собой, а ещё фрукты, предоставляемые детским садом. Интересно, что ещё в данных учреждениях делают акцент на обучение малышей норвежскому языку. По этой причине дети мигрантов нередко получают приоритет при поступлении. Правда, оплата может быть немного выше. Но дошкольное образование в Норвегии того стоит. Во всяком случае, у малыша будет возможность адаптироваться к новой для него языковой и социальной среде.[2]

 

 

Школьное образование

· младшая начальная школа (1–4 классы);

· средняя начальная школа (5–7 классы);

· старшая школа (8–10 классы);

· полная старшая школа (10–13 классы).

· Начальная школа

Детский сад ребёнок может посещать до того, как ему исполнится 6 лет. Потом он поступает в Barneskole - начальную школу. Первый год можно назвать ознакомительным – детей учат основам счёта, письма, чтения и иностранного (английского) языка. Особый акцент делается на знакомстве будущих членов общества с природой и животным миром. И только со второго года начинается изучение предметов. Интересно, что начало учебного года приходится на середину августа. А длится до конца июня.

В списке обязательных предметов начальной школы, помимо математики, родного и английского языков, рисования и музыки, значатся такие, как основы христианской религии и нравственное воспитание, домашняя экономика и одна дисциплина по выбору.

С 1-го по 7-й класс в норвежских школах отсутствует такое понятие, как "оценка". Зато есть другие: "работа в команде", "обсуждение", "принятие решения". Заслуги детей отмечаются в особых тетрадях, передаваемых в руки родителям. Если возникают проблемы с успеваемостью того или иного школьника, то формируется комиссия из высококвалифицированных педагогов, которая на протяжении нескольких дней присутствует на занятиях и анализирует трудности ребёнка. После этого назначаются дополнительные занятия.

Лишь с 8-го класса ученикам начинают выставлять оценки.

Всего в начальной школе дети учатся 7 лет. Окончание данной ступени означает, что они получили неполное среднее образование.

· Средняя школа

Система образования в Норвегии подразумевает 3-летнее обучение в средней школе (8, 9 и 10 классы). Вводятся новые предметы: бухгалтерский учёт, экология и экономика. Ещё каждый подросток имеет право выбрать какой-нибудь дополнительный иностранный язык. Стоит отметить, что в этом государстве стремятся по максимуму использоваться современные технологии. Так что в средней школе подросткам нередко бесплатно выдают планшеты и ноутбуки.

После трёх лет не нужно сдавать экзамены. Молодые люди и так заинтересованы учиться, ведь от их успеваемости зависит поступление в старшую школу.

· Старшая школа

С 16 до 19 лет большинство детей продолжают учиться в школе. Обучение проходит с 10 по 13 класс и является полным средним образованием. Школьники выбирают одно из двух направлений: академическое отделение или отделение профессионального мастерства. В некоторых школах предусмотрены отдельные классы для детей-инвалидов.

В первом случае ребята получают рабочую специальность. Такое образование в Норвегии длится 4-5 лет. После его окончания молодые люди проходят двух/трёхлетнюю оплачиваемую практику. В вуз они тоже могут поступить. Для этого есть особая программа. Только нужно быть не старше 23 лет. А ещё придётся сдать экзамены по школьным дисциплинам.

На академическом же отделении ученики проходят подготовку к поступлению в вузы и колледжи. Им приходится не только совершенствовать знания по базовым дисциплинам, но ещё и изучать предметы узкого профиля, связанного с их будущей специальностью.

В конце каждого года проходят экзамены. Проводятся они выборочно, то есть экзаменуют не всех детей. В 11 классе экзамен сдают 10% от общего числа детей, в 12 — 25%, в 13 — 50%. Экзаменационный совет Норвегии выбирает конкретных учеников, которые будут сдавать экзамен. Выбирает случайным образом, так как данных об успеваемости не имеет, а знает лишь фамилии и имена. Также совет выбирает два предмета для экзамена. Среди них могут быть информатика, математика, экономика и английский язык. В последнем 13 классе обязательно сдаются экзамены по норвежскому языку и любому выбранному учеником самостоятельно[3].

Следует отметить, что все государственные школы в Норвегии полностью обеспечиваются финансами из бюджета страны.

 

Народная школа

После окончания школы молодые люди могут продолжить обучение в университете или колледже. А можно провести год в народной школе. Этот тип учебного заведения иногда называют "северным феноменом". Первая такая школа появилась 150 лет назад в Дании. Затем они распространились по всей Скандинавии, где сегодня их насчитывается около 400.

Народные школы расположены в Норвегии, причем, как правило, вдали от городского шума и суеты. Каждая народная школа имеет свою специализацию. В одной делают акцент на спорте, туризме, иностранных языках и искусстве фотографии, в другой - на музыке и сценическом искусстве, в третьей - на социальных науках, педагогике и журналистике.

Но диплом такой школы - это не свидетельство о получении специальности. Несмотря на то, что около 30% выпускников после окончания школы сразу устраиваются на работу, остальные продолжают образование, диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в университет. В задачу народных школ всегда входило не столько обучение, сколько формирование личности и помощь в выборе профессии. Ведь молодой человек изучает здесь только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. Кроме того, много времени в таких школах уделяется общению, работе "в команде", проектам, походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели.

Примером народной школы может служить школа Ромерике, расположенная недалеко от Осло и специализирующаяся в области театрального искусства. Школа считается одной из старейших в Норвегии. В школе можно учиться на театральном, музыкальном, сценографическом факультетах, а также осваивать звукорежиссерское мастерство, искусство театрального грима или стать мастером в области театральной светотехники. Студенты ставят около 30 театральных спектаклей в год[4].

Профессиональное образование

В Норвегии более ста колледжей (государственных или частных), которые есть в каждом районе и крупном городе. Это инженерные, экономические, педагогические, медицинские колледжи. Очень широко распространены в Норвегии колледжи, где учат будущих управленцев и социальных работников. Как правило, все эти учебные заведения предлагают различные программы продолжительностью от 1 года до 3 лет. Диплом колледжа дает право продолжить образование в университетской аспирантуре.

 

Высшее образование

Высшие учебные заведения Норвегии представлены четырьмя университетами, шестью специализированными высшими школами (колледжами) и двумя государственными художественными школами, 26 государственными колледжами в фюльке и курсами дополнительного образования для взрослых.

Старейший университет в Норвегии - университет Осло, основанный в 1811 году. На его восьми факультетах учится около 33 тыс. человек, включая 2 тыс. иностранцев. Остальные три университета открылись в середине XX века в городах Бергене (University of Bergen), Тромсе (University of Tromso) и Тронхейме (University of Trondheim).

В Норвегии диплом о высшем образовании получают как после окончания колледжа, так и после окончания университета. Разница в том, что колледж - это специализированное, профессиональное высшее учебное заведение, а университет в Норвегии всегда считался и считается научно-исследовательским центром.

Колледж - это специализированное и профессиональное высшее учебное заведение, дающее образование по одной-двум специальностям, например Сельскохозяйственный университет Норвегии, Норвежская государственная академия музыки, Школа экономики и делового администрирования и др.

Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии почти бесплатное. Требуется лишь внести вступительный взнос ($30) и каждый семестр делать символические взносы в размере $37. Кроме того, любой студент в Норвегии, в том числе и иностранный, может получить кредит или стипендию в Государственном фонде образовательных кредитов. Кредит обычно дается на 20 лет и может быть частично погашен университетом во время учебы студента.

При университетах в Норвегии существуют студенческие организации, в ведении которых находится студенческое жилье, столовые, медицинское обслуживание. Все это финансируется государством, и поэтому обходится студентам очень дешево. Однако "студенческих квартир" не так много, и получить дешевое жилье может не каждый студент.

Поступление в вузы

Вступительные экзамены в колледжи и университеты в Норвегии отсутствуют и, по сути, при поступлении в вуз проводится конкурс школьных аттестатов.

Учеба в университете длится от 3,5 до 4 лет. Как правило, на гуманитарных факультетах учатся на полгода дольше, чем на факультетах естественных наук. Наиболее популярными специальностями в Норвегии сегодня являются информатика, журналистика, юриспруденция и экономика.

В конце учебы все студенты пишут дипломную работу и сдают экзамен по философии Examen philosophicum (независимо от того, по какой специальности они учатся). После этого присваивается степень.

Совершенно иначе строятся университетские программы по медицине, праву, экономике, инженерным наукам. Эти специальности считаются наиболее престижными и высокооплачиваемыми. Чтобы получить степень в одной из перечисленных выше наук и право на работу по специальности, нужно учиться по специальной программе от 4,5 до 6 лет. По окончании студентам присваиваются степени.

В норвежских университетах и колледжах преподавание ведется на норвежском языке. Для иностранцев языку можно научиться бесплатно. Курсы норвежского работают при муниципалитетах в течение учебного года.

В Норвегии есть две университетские программы на английском языке. Их предлагают в Бергене (Норвежская школа экономики и делового администрирования) и в Осло (Норвежская школа менеджмента). В эти школы поступают норвежцы, которые хотят научиться бизнесу и экономике и работать на международном рынке, а также иностранцы.

16 причин для получения образования в Норвегии

1. Отсутствие вступительных экзаменов.

2. Сравнительно невысокая стоимость обучения. Полная оплата в Норвегии за всё время учёбы раза в два ниже, чем за один год в высших заведениях Москвы.

3. Высокий уровень преподаваемых знаний.

4. Языковая практика, особенно для студентов из России.

5. Знакомство с одной из удивительнейших стран не только Европы, но и мира.

6. Возможность в совершенстве выучить норвежский язык.

7. Появление новых друзей и знакомых практически со всего мира.

8. Существует много возможностей для получения стипендии.

9. Государственные вузы предоставляют бесплатное обучение.

10. Платить придется только за учебники.

11. Государство предоставляет кредиты для обучения, которые в некоторых случаях даже не надо выплачивать.

12. Получение диплома международного образца.

13. Проживание и учёба в стране с высоким уровнем развития жизни.

14. Большой выбор учебных программ разной направленности и степени сложности. Зная норвежский язык или английский, образование в Норвегии можно получить без особых проблем.

15. Есть много возможностей для подработки студентов.

16. В каждом университете есть особый отдел, который осуществляет контроль за тем, как проживает и отдыхает студент.

Отличительные особенности норвежской системы образования

· Обучение чаще всего проводится с небольшими группами студентов.

· На занятиях царит неформальная обстановка. Общение преподавателя и студентов не прекращается даже после занятий.

· Каждому обучающемуся уделяется большое внимание.

· Для студентов существует большое количество скидок: на медицинское обслуживание, транспорт, посещение театров, музеев и выставочных залов[5].

Государственные университеты Норвегии представлены в количестве шести заведений, но каждый из них охватывает достаточное количество специализаций.

1. Норвежский университет медико-биологических наук.

2. Норвежский университет естественных и технических наук.

3. Бергенский университет

4. Университет Осло

5. Университет Ставангера

6. Университет Тромсё

 

Университет Год основания Город Стоимость обучение
Норвежский университет медико-биологических наук 1859 / 2005 Эш Бесплатн.
Норвежский университет естественных и технических наук   Тронхейм, фюльке Сёр-Трёнделаг Бесплатно. Семестровый сбор 740 NOK
Бергенский университет   Берген, фюльке Хордаланн Бесплатно. Семестровый сбор 740 NOK
Университет Осло   Осло Бесплатно.
Университет Ставангера   Ставангер, фюльке Ругаланн Бесплатно. Семестровый сбор 740 NOK
Университет Тромсё   Тромсё Бесплатно.

 

Университет Осло, согласно Академическому рейтингу университетов мира за 2007 году, занял первое место в Норвегии, 19-е в Европе и 69-е в мире. В 2005 году, согласно рейтингу Times Higher Education Supplement, гуманитарный факультет университета был признан лучшим в Скандинавии, 5-м в Европе и 16-м в мире. В этом университете работали 5 лауреатов Нобелевской премии:

 

* Фритьоф Нансен — премия мира, 1922
* Рагнар Фриш — экономика, 1969
* Одд Хассель — химия, 1969
* Ивар Йевер — физика, 1973
* Трюгве Ховельму — экономика, 1989

С недавних пор благодаря особому соглашению между Норвегией и Россией появилось множество программ по обмену студентами между государствами. Это отличный шанс для получения высококачественного образования. Для этого нужно поступить в российский вуз-участник одной из программ и подать заявку на обмен. Это еще одна возможность, как попасть в университеты Норвегии для русских бесплатно[6].


[1] https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-256-2/978-5-88431-256-2_32.pdf

[2] https://businessman.ru/obrazovanie-v-norvegii-opisanie-sistemyi.html

[3] https://101jurist.com/viza/ucheba-v-norvegiyu.html

[4] https://www.norge.ru/norgesuddannelsessystem

[5] https://fb.ru/article/274783/obrazovanie-v-norvegii-sistema-obrazovaniya-shkolyi-i-universitetyi

[6] https://101jurist.com/viza/ucheba-v-norvegiyu.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: