Лекция №8-2. Система управления производством.




1. Организационная структура.

2. Классификация должностей руководителей по характеру управления и их полномочиям.

3. Функции и обязанности руководителя.

4. Требования, предъявляемые к руководителям.

5. Стили и культура управления.

1вопрос. Под организационной структурой понимается совокупность подразделений, составляющих ту или иную организацию органов управления. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных, но тесно связанных между собой видов деятельности, направленных на достижение целей организации.

Аппарат управления предприятием представляет собой систему взаимосвязей органов и работников управления отдела, служб, расположенных на различных ступенях подчиненности и обеспечивающих функционирование как производства, так и социальных систем.

Возглавляет предприятие директор. Он руководит предприятием на основе принципа единоначалия. Он отвечает за всю работу предприятия и несет ответственность за деятельность этого предприятия.

Директор представляется во всех организациях и учреждениях от имени своего предприятия, заключает договора с поставщиками и с потребителями ТП.

Директор издает приказы и распоряжения, которые обязательны для всех работников предприятия. Директор подписывает план предприятия, который должен быть выполнен.

Первым заместителем директора является главный инженер. Главный инженер руководит освоением новой техники, внедрением прогрессивных технологий, отвечающих за качество выпускаемой продукции, руководит работами по механизации и автоматизации производственных процессов. Главному инженеру подчиняется производственно-технологический отдел. Подчиняется служба главного механика. Отдел главного механика должен обеспечить качественную и бесперебойную работу оборудования.

Заместитель директора по экономическим вопросам. Координирует всю работу по улучшению технико-экономических показателей деятельности предприятия. В подчинении находятся плановый отдел, отдел труда и заработной платы. Плановый отдел занимается вопросами планирования, анализом показателей производственно хозяйственной деятельности предприятия, вопросами совершенствования внутризаводского хозрасчета. Занимается расчетами экономической эффективности по внедрению новой техники и прогрессивных технологий.

Отдел труда и заработной платы. Занимается организацией работы по техническому нормированию, разрабатывает и внедряет наиболее прогрессивные формы и системы оплаты труда.

Бухгалтерия подчиняется директору. Организовывает бухгалтерский учет денежных и материальных средств. Контролирует законность проведения хозяйственных операций. Составляет бухгалтерские отчеты, планирует финансовую деятельность предприятия и рассчитывается с рабочими.

Лаборатория ТХМК

Заместителю директора по маркетингу подчиняется отдел снабжения и сбыта и сырьевой отдел. Отдел маркетинга занимается проведением маркетинговых исследований.

Отдел снабжения и сбыта заключает договора с поставщиками сырья, вспомогательных материалов, заключают договора с заказчиками на отгрузку ТП, осуществляет контроль по выполнению этих договоров.

2 вопрос. В соответствии с единой номенклатурой должностей служащих все работники аппарата управления определены в следующие группы:

· руководители

· исполнители технические

· специалисты.

 

 

По уровню управления По характеру управления
Линейные Функциональные
Высший уровень Директор и главный инженер Заместители директора по экономике, гл. инженер, заместитель по маркетингу
Средний уровень Заведующий производством, начальники цехов, их заместители Начальники функциональных отделов, главный бухгалтер, начальник заводской лаборатории и т.д.
Низший уровень Начальники производственных участков, старшие мастера и мастера Старшие исполнители функциональных отделов.

 

Линейные руководители несут ответственность за все стороны деятельности своих подчиненных. В их подчинении находятся специалисты самых разных профессий.

Функциональные руководители отвечают за работу группы специалистов, выполняющих однородные функции.

В рамках системы управления выделяют следующие разновидности организационных полномочий:

· распорядительные

· рекомендационные

· контрольно-отчетные

· координационные

· согласительные.

Распорядительные полномочия заключаются в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для своих подчиненных.

Рекомендационные полномочия состоят в том, что их обладатели при необходимости дают советы нуждающимся в них специалистами руководителям.

Контрольно-отчетные полномочия дают возможность их носителям проверять деятельность руководителей и исполнителей в официально установленных рамках. Требовать от них обязательную информацию, проводить соответствующий анализ и отсылать в соответствующие органы.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием соответствующих совместных решений.

Согласительные полномочия состоят в том, что обладатели в обязательном порядке высказывают свое мнение по принимаемым решениям меньших руководителей.

3 вопрос. Функции руководителя:

· стратегическая

· экспертно-инновационная

· административная

· воспитательная

· лидирующая

Стратегическая функция руководителя заключается в постановке их на основе анализа ситуации и прогноза стратегических целей предприятия.

Экспертно-инновационная функция руководителей заключается в том, что руководитель должен постоянно повышать свой технический уровень и внедрять в производство прогрессивную технологию и передовую технику.

Административная функция в большей степени сохраняет свое знание на среднем и низшем уровне управления.

Воспитательная функция – создание благоприятного социально-психологического климата, умение предотвращать конфликтные ситуации, формировать стандарты поведения.

Лидирующая функция – обладание качествами лидера.

Чем труднее подразделения, тем большим комплексом знаний должен обладать руководитель, объем необходимых знаний по различным областям науки зависит от того, каким участком производства будет управлять руководитель.

 

Наименование должности Экономические знания, % Технические знания, % Административные способности, %
Мастер Старший мастер Начальник цеха Директор      

4 вопрос. К руководителю предъявляются следующие требования:

· деловые качества: инициативность, организационные способности, ответственность, оперативность, качественное выполнение своих должностных способностей, чувство нового, гибкость в принятии решений, умение вести воспитательную работу, дисциплинированность.

· профессиональные: образование, знания, умение, навыки, опыт.

· личностные: чувство справедливости, чуткость, вежливость, культура, хорошее здоровье, властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерство, бескомпромиссность, требовательность, решительность.

· психологические: мышление, восприятие, психологическое совместимость коллектива, умение регулировать внутри коллектива конфликт.

5 вопрос. Стиль руководства – процесс согласования работы подчиненных. Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо. Следующие стили управления:

· Авторитарные

· Демократические

· Либеральные.

Авторитарный стиль управления основывается на отдаче распоряжений подчиненным; авторитарные методы основываются на том, что руководитель определяет не только создание заданий, но и корректирует способы их выполнения.

Демократический стиль управления предполагает, что подчиненными самостоятельно принимаются решения, и они самостоятельно ищут пути для их реализации, а руководитель создает необходимые условия. Этот стиль управления характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Сотрудники самостоятельно принимают решения.

Либеральный стиль основывается на минимальном вмешательстве в деятельность подчиненных. Предполагает, что он обеспечит подчиненных информацией и выступит в роли посредника при контактах между ними. По сути, все свои полномочия им переданы заместителями.

Автократичный лидер:

1.Обладает достаточной властью

2.Навязывает свою волю исполнителям

3.Намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных

4.Централизует полномочия, структурирует работу подчиненных

5.Не дает свободы в принятии решений

6.Оказывает психологическое давление, как правило, угрожает

Демократичный лидер:

1.Аппелирует к потребностям подчиненных более высокого уровня

2.Избегает навязывать свою волю подчиненным

3.Высокая степень децентрализации полномочий

4.Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий

5.Обязанности подчиненных делает более привлекательными

Либеральный лидер:

1.Подчиненным дает почти полную свободу в определении своих целей и контроле за своей работой

2.Разделение власти и ответственности

3.Участие трудящихся в управлении и минимальное участие руководителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: