1. Сущность управления производством.
2. Закономерности управления. Принципы управления.
3. Цели и задачи УП. Функции управления
1 вопрос. Управление в широком смысле слова означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивой связи или перехода из одного состояния в другое в соответствии с поставленными целями.
Менеджер – это должностное лицо, наделенное полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия
Таблица 1 – Содержание менеджмента
Менеджмент как процесс управления-интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления | Менеджмент как система научных знаний В основе тысячелетняя практика управления. Менеджмент междисциплинарная область знаний с четко выраженным приоритетом практических рекомендаций. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (организация, предприятие, фирма) независимо от сферы деятельности и формы собственности. | |||
Менеджмент – это: - умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей - функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях - область человеческих знаний, помогающая управлять - определенная категория людей, осуществляющих управление | ||||
Менеджмент как сфера человеческих отношений Менеджмент – определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление. Управленческие отношения являются активной частью производственных отношений. Предмет изучения менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. | Менеджмент как искусство управления Характеризуется творческой направленностью, т.е. требует умения действовать в тех ситуациях, для которых не существует проверенных рецептов. Главная задача менеджмента – координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. | |||
|
Управление производством – это процесс целенаправленного воздействия на коллектив или отдельных работников с целью придания определенной направленности и согласования их действий для достижения общих целей.
2 вопрос. Закон — внутренняя сущностная связь явлений, которая обуславливает их необходимое развитие.
Закон выражает определенный порядок причинной и стойкой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, сущностные отношения, которые повторяются и благодаря которым изменение одних явлений обуславливает изменение других.
Закономерность — первичная стадия формулирования закона или частичное проявление его действия.
К основным закономерностям менеджмента относят:
|
1. Единство системы управления производством. Единство системы управления обеспечивается благодаря единству целей управления для всех элементов.
2. Пропорциональность между элементами системы управления. Соотносительность управляемой и управляющей подсистем, которая обеспечивает эффективную деятельность предприятия.
3. Сокращение количества уровней управления. Что ведет к уменьшению расходов и повышения эффективности производства.
4. Оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении производством. Децентрализация управления предусматривает передачу низовым уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов.
5. Участие работников и общественных организаций в управлении (демократизация управления). Определяющая роль человека в производстве и управлении обусловила создание соответствующего механизма ее активизации.
Принципы менеджмента — основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой и практикой, выполнение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью предприятия.
К основным принципам управления относят:
- Принцип эффективности и оптимальности принятия управленческих решений. Вообще эффективность является отношением результата к затратам. Оптимальность требует выбора наилучшего варианта решения, соблюдение оптимального соотношения между результатом и затратами и т.п.
- Умение определить ведущее звено в цепи решаемых задач. Главными задачами являются те, от которых зависит жизнеспособность всей системы.
- Принцип постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента. Процессы и методы менеджмента, которые доказали свою эффективность на определенном этапе развития организации, могут оказаться недостаточно или совсем неэффективными на другом этапе. Поэтому необходимо соблюдать требования принципа постоянного совершенствования процессов и методов менеджмента.
- Принцип правильного подбора и расстановки кадров. Подбор кадров проводится на основе изучения их деловых и организационных качеств и соотношения их с должностными инструкциями
- Принцип рационального соотношения материального и морального стимулирования.
Потребность в управлении рождена стремлениям к достижению максимальной эффективности производства за минимальных затрат трудовых и материальных ресурсов, которые в значительной мере зависит от заинтересованности менеджеров.
|
- Принцип контроля за исполнением заданий.
- Принцип целостности системы менеджмента. Цель управленческих коммуникаций состоит в установлении взаимопонимания между людьми в процессе сотрудничества, направленного на достижение целей организации
3 вопрос. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, которые имеют определенные свойства, создают сложное единство, направленное на достижение общих целей.
Признаки системы управления:
1) Наличие объекта управления (управляемая часть, производство – основное, вспомогательное, обслуживающее)
2) Наличие субъекта управления (управляющая часть, аппарат управления, менеджмент)
3) Взаимосвязь между субъектом и объектом
4) Наличие общей цели, которая определяет отношения объекта и субъекта
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри предприятия (организации): цели, структура, технология и люди.
Цели организации – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Люди – это и организация, и руководители, и подчиненные. Люди являются центральным фактором в любой модели управления, руководство достигает целей организации через других людей.
Внешние переменные – это ситуационные факторы во внешнем окружении организации.
Рис 1. Модель организации как открытой системы
Цели управления обусловлены законами в соответствии, с которыми они функционируют.
Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремятся все члены организации в процессе управления.
Формирование и выбор цели – это начальный этап процесса управления. Производственные подразделения действуют и развиваются в соответствии с определенными целями.
В рамках управления предприятия цели выполняют ряд функций:
· Они отражают общую концепцию деятельности предприятия и конкретизируют основное направление его деятельности.
· Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности
· Цели, составляющие основу выработки критерий с помощью которых можно выделить проблемы и принимать по ним обоснованные решения
Цели предприятия должны отвечать определенным требованиям:
· Конкретность, позволяющая дать цели определенное качественное описание.
· Формализовать цель и выразить в количественных показателях.
· Должны быть реальными в достижении.
Цели могут классифицироваться по ряду принципов:
Ø По иерархии: государственные; отраслевые (региональные); предприятия; отдельных подразделений; работников.
Ø По степени важности для организации: статические; тактические;
Ø По содержанию: производственные; научно-технические; экономические; социальные;
Ø По сфере реализации: административные; производственные; финансовые;
Ø По направлению: внутренние; внешнее;
Ø По характеру формулировки: качественные; количественные;
Ø По ориентированности: промежуточные; конечные;
Общие цели предприятия отражают концепцию развитие самого предприятия в целом и по важнейшим направлениям его деятельности.
На основании общих целей предприятия разрабатываются специфицированные цели отдельным структурным подразделением.
Цели предприятия лежат в основе формулировки задач предприятия. В отличие от целей задачи создают всегда, ограничения и они более конкретизированы.
Задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается единой.
Функции управления
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Функции классифицируют по таким признакам:
- по однородности действий (общие функции управления);
- по направленности действий (конкретно-производственные функции управления).
К общим функциям управленияотносятся:
-целеполагание;
-прогнозирование;
-планирование;
-организация;
-координация;
-мотивация (стимулирование);
-контроль.
Совокупность функций управления образует систематические взаимосвязанные во времени и пространстве всех видов деятельности, осуществленных субъектом управления для целенаправленного воздействия на тот или иной объект.
Целеполагание – установление и формулировка целей деятельности. Выбор и оформление целей процесс достаточно сложный, поэтому он осуществляется руководством на основе имеющегося прогноза и требований объективных экономических законов общества.
Прогнозирование - предположенное определение будущего состояния объекта и его внешней среды на достаточно будущий период. Оно позволяет обосновать пути перехода одно стоящего состояния объекта к будущему, позволяет решить задачи научного анализа, социальных, экономических, и технических процессов, оценить их действие в будущем.
Прогноз – это долгосрочное планирование на 10 и более лет.
Прогнозирование осуществляется с помощью таких методов как:
- Экспортные оценки;
- Экстраполяция;
- Математическое моделирование;
Планирование предположения установленных плановых заданий всем структурным подразделениям предприятия и в целом по предприятию в соотношении с поставленной целью. Планирование как функция управления предполагает целенаправленное воздействие на коллективы людей. Она предусматривает:
· Выработку и постановку целей и задач в сфере управления производства с отражением их в плановом задании;
· Обеспечение планированием производства и социальной деятельности предприятия на основе широкого участия всего трудового коллектива;
· Определение путей и средств реализации планов для достижения поставленной цели;
Организация, как функция управления предприятием, состоит в определении наиболее рационального соотношения между элементами объекта управления и формировании структуры управления.
Функция организации предполагает:
-правильное кадровое обеспечение системного управления;
-создание необходимых условий для обеспечения выполнения плана;
-уточнение роли и места каждого работника в системе управления и обеспечение взаимосвязи его функций с функциями других исполнителей;
-установление определенной последовательности выполнимых операций соответствующими методами и средствами.
Функция организации предполагает также установление линейного аппарата управления.
Координация (регулирование) обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.
Эта функция предполагает:
· Согласованную работу всех звеньев управления путем установления рациональных связей.
· Совершенствование производственных отношений между различными звеньями управления и внутри их;
· Анализ возмущений и отклонений в производстве и управлении и разработка мер по их устранению;
· Гармоничная реализация функций управления.
Мотивация (стимулирование) - эта функция оказывает определенное воздействие на коллективы людей. В процессе управления необходимо создать такую систему стимулов, чтобы она отвечала внутренним мотивам работника и стимулировала их к высококачественному труду. Проявляется через систему материального и морального стимулирования.
Контроль – предлагает целенаправленноевоздействие на коллективы, предусматривают систематическое наблюдение за их деятельностью, выявления отклонений от установленных норм, правил.
Задачей контроля состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дел, сопоставить с требуемым и выработать контрольные мероприятия на улучшение текущего состояния дел.
На практике применяют различные виды контроля: учет; ревизия; обследование; проверка исполнения; инспектирование.
Контроль может быть, как внутренним, так и внешним.