Кто такой? | Проблемы стадии | Проблемы психологов труда | |
Оптанат | Выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. | Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни. | Профориентация, карьерное консультирование |
Адепт | Обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий проф навыки и умения, присваивающий систему ценностей, свойственную этому кругу профессионалов | Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства | Совершенствование программы и методов профессионального обучения и воспитания |
Адаптпнт | Самое начало трудового пути, молодой специалист. | Приспособление и включение в трудовой процесс, в трудовой коллектив. Принятие своей социальной и профессиональной роли, своей системы ценностей. | Помощь в социальной, профессиональной и личностной адаптации. Создание программ, облегчающих и сокращающих этот процесс. |
Интернал | Человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. | Противоречия, конфликты, кризисы развития. | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Мастер | Человек, овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять сложные профессиональные задачи. | Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Авторитет | Мастер, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать и оказывать влияние на коллег по труду. | Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Наставник | Мастер, умеющий передавать свой опыт другим людям, учитель. | Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. Помощь в освоении преподавательских навыков |
Длительность прохождения каждой стадии может варьировать в зависимости от сложности профессии, мотивации, случайных обстоятельств. При смене профессии человек возвращается на стадию оптации. На каждой стадии профессионализации человек должен учиться, развиваться=систематически возвращаться на стадию адепта.
|
Акмеология - раздел возрастной психологии, изучающая период зрелости, в котором человек обычно достигает вершин своего развития (физического, психического, духовного, социально-профессионального).
Психологический возраст = реализованность замыслов*возраст, до которого чел-к надеется дожить.
Коэффициент взрослости=Псих. Возр./Хронологич. Возр. * 100%
Врослость:
- биологическая – определяется способностью к деторождению
- социальная – экономическая независимость, статус, образ жизни, их соответствие нормам общества.
- Психологическая – личностная идентичность, уровень развития ВПФ.
Видгородчик. Процесс профессиональной жизни как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда.
- компенсация: адекватное соотношение возможностей и требований.
- Декомпенсация: снижение возможностей, их несоответствие требованиям.
- Вторичная компенсаци: чел-к находит способ оставаться трудоспособным, мобилизует ресурсы. Эта компенсация тоже может быть утеряна.
|
Между декомпенсацие и вторичной компенсацией – процесс приспособления – этап преодоления человеком возникающих дефектов работоспособности.
Противоречия в развитиии человека как субъекта труда (Климов, Маркова)
- противоречия между опытом, компетентностью и обязанностями, характером вакансий на рынке труда
- внутренние противоречия: между мотивами, ценностями и содержанием труда
- между ориентацией «на себя» и «на дело»
- между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач
Зеер. Кризис личности – состояние внутренней напряженности, обусловленное противоречиями личностного или профессионального развития.
Ненормативные кризисы вызываются либо трагическими событиями, имеющими смысложизненное значение (смерть близкого), либо болезненным невротическим состоянием.
Нормативные кризисы – кризисы, типичные для большинства людей, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни. Нормативные кризисы:
- кризис периода выбора профессии
- кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения (пример: смена кафедры)
- кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий
- кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения
- кризис периода мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии
- кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости
- кризис утраты професчсиональной деятельности в связи с выходом на пенсию
|
Причины нормативных кризисов:
- объективные социально-экономические условия
- возрастные психофизиологические изменения
- постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности
- неудовлетворенность социальным статусом
- чрезмерная поглощенность проф деятельностью при ущербности других сфер жизни личности.
Ахмеров. Биографические кризисы личности в период середины жизни (на основе психолого-биографического метода – построение каузограммы – схематическое изображение наличия/отсутствия причинно-целевых связей между событиями, реализованными, актуальными и будущими):
1) кризис нереализованности: обесценивание достижений прошлого, своего опыта.
2) Кризис бесперспективности: «у меня нет будущего! L»
3) Кризис опустошенности: нет причинно-целевых связей настоящего с прошлым и будущим. Растерянность. Часто бывает на начальных этапах адаптации. Проявляется апатией, агрессией, потерей интереса к работе. Это может быть формой переутомления.