Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 «Дюймовочка»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«МИР ДОМУ ТВОЕМУ!»
Г.о.г. Бор
Г.
Аннотация.
Проект направлен на реализацию социально значимых мероприятий. Представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через ценности семейного воспитания, обращение к памяти об историческом прошлом родного города; привлечение родителей, социальных партнеров и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны; интереса и уважения к ее историческому прошлому и настоящему, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект организован педагогическим коллективом МБДОУ детского сада № 6 «Дюймовочка» и адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание - как одно из направлений социально-личностного развития детей, является важной частью проектной деятельности в ДОО.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Разнообразные формы организации образовательной деятельности позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Мир дому твоему!»
Сроки реализации: 2 месяца (февраль-март 2018 г.)
Вид проекта: информационно-творческий, групповой, среднесрочный.
Участники проектной деятельности: дети группы раннего возраста, родители, педагоги.
Разработчики проекта: педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 6 «Дюймовочка»
Актуальность проекта:
v снижение воспитательного потенциала российского образования, как важнейшего фактора формирования патриотизма;
v недостаточно знаний у современных детей о родном городе, особенностях народных традиций и т.д.;
v детское равнодушие к близким, товарищам по группе, чужому горю;
v ограниченные знания родителей по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, презентации, картины и иллюстрации о семье, детском саде, городе Бор, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны и т.п.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Прививать патриотические и интернациональные чувства, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения друг к другу.
2. Углублять и уточнять представления о городе. Расширять представления о транспорте, зданиях.
3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4.Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Прогнозируемый результат:
1. Активация интересов детей и родителей в области истории и культуры малой родины,
2. Сформированная социально-личностная основа взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Содержание проекта:
Блок 1 – «Моя семья» (Семь Я; Родной очаг; Мой дом;Профессии моей семьи; Традиции семьи). 1-11 февраля
Задачи:
• Прививать детям чувство гордости за свою семью;
• Воспитывать любовь к родному дому;
• Учить внимательно относится к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага.
Формы работы:
• Занятия познавательного цикла;
• Игровая деятельность;
• Выставка –конкурс семейной фотографии;
• Фестиваль семейного творчества;
• Семейное коллекционирование.
• Акции: «Для мамочки сердечко», «Цветок здоровья моей семьи», «В какие игры мы играем дома?» Маршрутная игра «Самое главное слово – МАМА!»
Блок 2- «Мой детский сад» (По дороге в детский сад; Моя группа, площадка; Мои друзья; Заботливые люди). 12-18 февраля.
Задачи:
• Формировать желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями;
• Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;
• Учить запоминать дорогу к детскому саду;
• Знакомить детей с помещениями детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке.
Формы работы:
• День открытых дверей «Мир глазами детей»
• Праздник «С днем рождения, детский сад Дюймовочка!»
• Продуктивная деятельность;
• Игровая деятельность;
Блок 3 – «Мой округ город Бор» (История города; Транспорт; Предприятия, учреждения; Природное окружение). 19февраля-11 марта.
Задачи:
• Развивать у детей интерес к родному округу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
• Содействовать становлению желания принимать участие в традициях Бора и горожан, социальных акциях.
• Развивать чувство гордости за природное окружение родного края.
• Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Формы работы:
• Занятия познавательного цикла;
• Продуктивная деятельность;
• Виртуальные экскурсии;
• Выставка – конкурс «Моя деревня»;
• Фотовыставка «Мой любимый город - Бор!»
• Акции: «Подарок для любимого Бора (украшение для улиц города), «Накормим птиц зимой».
Итоговое мероприятие (18 марта 2018 г.):
Спортивно-патриотическая игра «Патриот»
Задачи:
-Развивать у детей координацию и ловкость движений, глазомер и умение ориентироваться в пространстве.
-Пропагандировать здоровый образ жизни.
-Повышать интерес у детей к занятиям физической культуры.
-Создать веселое настроение участников праздника;
-Способствовать укреплению внутрисемейных связей;
-Воспитывать чувство коллективизма;
-Воспитание патриотизма и чувство товарищества.