Словарное и идиоматическое значение 'ирфана




Описание 'арифов (гностиков)

 

 

Садек Махмуди

 

Москва 2009

Оглавление

Введение........................................................................ 4

Словарное и идоматическое значение "ирфана..........4

Ариф и познание Бога.................................................. 6

Ариф и познание самого себя...................................... 7

Ариф и любовь к Богу.................................................. 8

Ариф опасение и надежда........................................... 9

Ариф и поклонение Богу............................................ 10

Ариф и аскетизм......................................................... 13

Ариф молчание и отшельничество........................... 14

Ариф внешний и внутренний мир............................ 15

Ариф и лидерство (религиозное)............................... 17

Ариф и поминание Бога............................................. 18

Ариф и контролирование себя................................... 20

Ариф откровение и созерцание................................. 21

Ариф и упование на Бога........................................... 21

Ариф и вечное блаженство........................................ 22

Литература............................................................ 23

 


Введение

Целью данной книги является перечисление особенностей 'арифов (последователей 'ирфана[1]) согласно учению Имама 'Али (мир ему!) и краткие разъяснения относительно этих особенностей. Некоторые моменты, рассматриваемые в книге, не идентичны соответствующим моментам в идиоматическом 'ифане. Хотя мы максимально стремились к тому, чтобы при подборе и разъяснении тех или иных особенностей уделять внимание также вопросам, рассматриваемым и в рамках идиоматического 'ирфана и тем самим иметь возможность сравнить изречения Его Светлости с соответствующими моментами из высказываний 'арифов.

С учетом того, что термины «'ариф» и «'ирфан» в высказываниях пречистых [2] встречаются редко, мы в качестве мерила для подбора рассматриваемых особенностей установили два условия: Во-первых, чтобы Его Светлость 'Али (мир ему!) отчетливо указал на необходимость соответствия 'арифов конкретным особенностям. Во-вторых, особенности, о которых говорили 'арифы, по смыслу были близки хадисам Его Светлости.

 

Словарное и идиоматическое значение 'ирфана

В большинстве словарей слово 'ирфан интерпретируется как «наука» и «познание»[3] Некоторые другие лингвисты считают, что данное слово происходит от корня «'урф», то есть «покой».[4] Поэтому под словом 'ирфан подразумевается особый вид знаний, которые сопряжены с душевным покоем и которые, применяются для познания Бога с сочетанием подобного покоя.[5]

'Ирфан в идиоматическом понимании наделен отличающимися друг от друга культурным (как с теоретической, так и с практической точек зрения) и социальным аспектами. Социальный аспект 'ирфана, которого иногда называют и суфизмом [6], обладает специфическими обрядами и ритуалами, введенными в исламе определенной категорией 'арифов. Здесь о данной категории 'арифов мы рассуждать не будем.

'Ирфану с позиции культурной системы свойственны две части - практическая и теоретическая. В практической части 'ирфана, иногда называемой также и «мистическим путем», сталкиваемся с рассуждениями о способах достижения Божественной субстанции и о стоянках и этапах. А основной целью данной части является снятие пределов и ограничений человеческого бытия, расширение бытийного охвата человека и, наконец, достижения этапа «растворения в Боге».[7]

Кайсари, относительно определения теоретического 'ирфана говорит: «'Ирфан состоит из познания Бога с точки зрения Его имен и внешних атрибутов, и из познания состояния начала и конца, и познания истинных сущностей реального мира, а также из способов обращения этих истин (касрат - множества) в единую Истину, которая является сущностью Единого»[8]

 

'Ариф и познание Бога

Было отмечено, что теоретический идиоматический 'ирфан стремится к познанию Бога с позиции Его имен и атрибутов и к возвращению множественности в Единую Сущность. Теперь следует задаваться вопросом: Каким образом Имам 'Али (мир ему!) познал Бога? Согласно преданию, у 'Али спросили: «Ты познал своего Бога во время поклонения Ему?». Его Светлость изрек: «Я не поклоняюсь тому, кого не видел».[9] Затем он разъяснил, что Бога можно созерцать не простыми глазами, а очами сердца.

'Арифы ищут Бога посредством Его имен и атрибутов. По их убеждениям, Бог до Своего проявления на уровне сущности, находится вне всякой определенности и множественности, и в этом положении Божественная Сущность никакими именами и качествами не обладает, не подается познанию и 'арифам Он не доступен.[10] А 'Абд ар-Раззак Кашани, наоборот, утверждает, что использование понятия «созерцание» в смысле «созерцание атрибутов» дозволено, а истинным созерцанием является созерцание сущности.[11] Но до эманации Господа Бога созерцать Его невозможно. Некоторые философы и 'арифы под влиянием слов Его Светлости 'Али относительно познании Бога пришли к такому выводу, что он имеет в виду «созерцание Бога посредством Бога».[12] Данное высказывание кажется верным. Ибо в хадисах о познании Аллаха также используются слова «созерцание» (ру'йат) и «наблюдение» (му'айина). Например: «Он показал им Себя».[13] Или: «Подобно тем, которые созерцали Аллаха».[14]

 

'Ариф и познание самого себя

Рассуждение о познании самого себя занимает львиную долю теоретического и практического 'ирфана и является свидетельством тесного отношения 'ирфана с познанием Аллаха. Повелитель Правоверных 'Али (мир ему!) считает, что познание бога находится в зависимости от познания самого себя и говорит: «Кто познает самого себя, тот познает своего Бога».[15]

Данная связь проясняется в приписываемом Имаму 'Али известном стихотворении:

Думаешь, что ты - лишь это маленькое тело?

Ведь внутри тебя упрятаны величайшие миры. [16]

Человек - это великий мир и может быть олицетворением всех имен и атрибутов Бога. Он может, сосредоточив внимание на Единую Сущность и проходя через все множественности, стать символом и олицетворением Единственности Господа Бога. Имам 'Али относительно практического влияния самопознания на личность 'арифа говорит: «'Ариф - это тот, кто, познавая самого себя, освобождает свою личность и очищает себя от всего, что отделяет его от собственного истинного источника».[17]

Человеческая личность, облагороженная благоуханиями Божественного духа, и, очистившись, может достигнуть своего истинного положения.

 

'Ариф и любовь к Богу

Страсть к Божественному лику и любовь к Богу являются следствием познания Бога и считаются отличительными особенностями 'арифа. Тот, кто достиг величия, красоты и возвышенности Бога, узрев Его неописуемую сущность, естественным образом будет любить Его и лелеять мечту о свидании с Ним. Имам 'Али (мир ему!) изрек: «Страсть является искренним другом 'арифов».[18]

Имам Хасан (мир ему!) также в этом отношении сказал: «Тот, кто познает Бога, будет любить Его».

Таким образом, в отличие от многих верующих, которые, главным образом стремятся к достижению благ дольного и потустороннего миров и к спасению от Божьей кары, 'арифы думают лишь о Божьем лике и о соединении с Ним. Поэтому, Его Светлость Повелитель Правоверных (мир ему!) обращаясь к Богу, говорит: «Я терплю муки, которые ты мне ниспослал, но как же мне терпеть разлуку с тобой?»[19]

Он же относительно 'арифов говорит: «Самое желаемое свидание для них - это свидание со своим Богом».[20]

Имам 'Али (мир ему!) до того настаивает на необходимость любви к Богу, что даже считает эту любовь фундаментом ислама: «Воистину, ислам - это религия Бога, которую Он выбрал для Себя... И основал Он ее на любви к Себе».[21] В айатах Корана, хадисах Повелителя Правоверных 'Али (мир ему!) и других пречистых часто указывается на необходимость к Богу.[22] Этой любви уделяется огромное внимание и в идиоматическом 'ирфане. Некоторые 'арифы, такие как 'Абд ар-Раззак Кашани, считают любовь первой долиной среди долин растворения в Боге. И, пройдя через эту долину, путник (салик) приходит к растворению своих качеств и привычек в качествах и деяниях Господа.

 

'Ариф, опасение и надежда

Боязнь перед Богом и надежда на Него, являются божественными необходимыми средствами и, следовательно, - составной частью качеств и особенностей 'арифов. Поэтому Имам 'Али (мир ему!) изрек: «Сердце того, кто познал Бога, не должно быть свободно от надежды на Бога и от опасения перед Ним»[23]

Из другого изречения Его Светлости выявляется, что опасение 'арифа по своей степени превосходит опасения всех других людей: «Достойно удивления, если степень опасения человека, познавшего Бога, не повышается».[24] 'Ариф, будучи осведомлен об описании красоты Бога, о Его милосердии, а также об Его гневе, в своем сердце сохранит, как на надежды на милость Божью, так и опасение и страх перед Его гневом. И эти два состояния не исключает друг друга. Именно, в связи с данным положением Имам 'Али, вдохновляясь айатом «Поистине, испытывают (благоговейный) страх перед Богом, те из служителей Его, кто обладает разумением»,[25] говорит: «Высшей ступенью познания [Бога] является страх перед Ним».[26]

При сочетании двух ступеней - опасения и надежды - ‘ариф никогда не позволит себе под воздействием опасения впасть в состояние отчаяния и безнадежности, ибо это -тяжкий грех. Кроме того, он не позволит посредством надежды втянуть себя в пучину разн узданности и противостояния Богу.

Имам Джа'фар Садик[27] (мир ему!), комментируя связь между опасением, надеждой, благорасположением 'арифа, говорит: «Трели 'арифа покоятся на трех основах: опасение, надежда и благорасположение. Опасение является результатом знаний, надежда - результатом убежденности, а благорасположение - следствием познания. Причиной опасения суть отступление [от небожественного к Богу], причиной надежды служит требование [непомерных благ Господа], а причиной благорасположения является признание первенства предмета благорасположения над всеми иными существами».

 

'Ариф и поклонение Богу

Поклонение Богу и почитание Господа суть из числа качеств, которых мы назвали для 'арифа необходимыми. Тот, кто познает Бога, благорасположен к Нему, и в чьем сердце горит огонь страсти к Господу, стремиться путем поклонения приблизиться к Нему и побеседовать с Ним. Имам 'Али (мир ему!) в этом плане говорит: «Поклонение Богу самое лучшее средство приближения человека к Нему».[28]

Следовательно, поклонение Господу является следствием познания Господа и страстной тяги к Нему. А Имам 'Али (мир ему!) называл поклонение наслаждением Божьих угодников.[29] Кроме того, следствием поклонения Богу суть следование верным путем, вера и свет Божественной благодати.[30] Следовательно 'арифом является тот, кто, познав Бога, стремится к более высоким ступеням Его познания, поклоняется Ему, чтобы Бог им был доволен и чтобы он имел возможность наблюдать блага Божественной эманации. И тот, кто любит Бога, заслуживает Его любви, а тот, кого любит Сам Бог, удостаивается Господом благих поклонений. В этом отношении Имам 'Али (мир ему!) говорит: «Когда Бог любит своего раба, Он вдохновляет его на благие поклонения».[31] Поэтому Его Светлость, характеризуя поклонение, ночные бдения и поминание Бога вечным другом 'арифов, говорит: «Бдение в глазах ради Господа суть искренний друг ' арифов».[32]

'Арифы, как правило, называют внешние поклонения уделом шариата, который является начальной стадией тариката (пути). А тарикат, в свою очередь, представляет собой начальную стадию хакиката (истины). Следовательно, шариат считается начальной стадией для хакиката, который означает познание Бога и растворения в Господе (Фана фи-л-Лах). Между 'арифами распространен диспут о том, нужно ли и после достижения хакиката продолжить соблюдать шариат или подобное требование приостанавливается? Те, которые достигли степени хакиката (и даже совершенные 'арифы), считают соблюдение требований шариата обязательным всегда и для всех.[33] Но некоторые другие, ошибочно считают, что шариат должен быть соблюден только до момента достижения хакикакта, и они убеждены, что: «Когда 'ариф достигает истины, то ему не нужно быть приверженным предписаниям шариата ». [34]

Со слов Имама 'Али относительно связи 'арифа с поклонениями выявляется, что поклонение Богу нужно 'арифу во всех случаях и до конца жизни. Ибо 'ариф всегда испытывает страстную привязанность к Богу и постоянно стремиться к достижению больших знаний о Господе, а поклонение Богу считается лучшим средством соединения с Творцом. 'Аллама Табатабаи[35] в этом плане говорит: «По мере приближения к Богу, ответственность у людей возрастает: действия, которые для других людей являются благими, для божьих угодников могут быть греховными».[36]

Из собраний изречений членов Семейства Пророка (мир им!) выясняется, что если такие шаблонные формы богослужения, как молитва (намаз) и пост (руза) не будут сопряжены с сердечными богослужениями, каковыми являются, например, мышление и познание, то они становятся бесполезными. И как говорит Повелитель Правоверных 'Али (мир ему!): «Сон, сопряженный с убежденностью, лучше молитвы, сопряженный с сомнением».[37]

На основе этого изречения, 'арифы стремились к сочетанию шаблонных и сердечных богослужений. В этом плане Имам 'Али (мир ему!) изрек: «Плач от страха перед Богом и из-за разлуки с Ним является молитвой 'арифов».[38]

 

'Ариф и аскетизм

К числу особенностей 'арифов, отмеченных Имамом 'Али (мир ему!), относится аскетизм в мире. Он в различных своих изречениях признал правильное познание и даже малой доли познания залогом аскетизма и отречения от мира: «Безразличие к бренному миру - плод познания».[39] Или: «У кого правильные познания, тот отказывается от бренного мира»[40] Или другой пример: «Даже малая доля познания приводит к безразличию по отношению к этому миру».[41]

Его Светлость отрешение от мира называет качеством 'арифа: «У всякого 'арифа антипатия к этому миру».[42]

А почему 'ариф является аскетом? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к двум немаловажным моментам:

Во-первых, 'ариф с учетом упомянутых особенностей познал Бога, наслаждался его познанием и в результате познания Господа, он страстно мечтает о вознесении на более высокие ступени (стоянки) к лику Божьему. Результатом подобного духовного состояния является безразличие к миру и его использование лишь только в необходимой мере. У Имама 'Али есть в этом плане соответствующее упоминание: «Тот, кто любит лик Божий, тот придает этот мир забвению».[43]

Когда человек любит кого-нибудь, то, естественно, его любовь к другим ослабевает; особенно если эти другие становятся препятствием на пути достижения объекта его любви. Поэтому, с одной стороны, привязанность к миру становится причиной удаления от Бога, а с другой стороны, 'ариф стремится к соединению с ликом Божьим. Вследствие чего он становится безразличным к миру и воспользуется им только по мере необходимости.

Во-вторых, так как 'ариф не видит ничего кроме Бога, то он не думает ни о чем другом, кроме Него, что исключает возможность его любви к другим существам (кроме Бога).

Согласно другому изречению Имама 'Али (мир ему!) аскетизм становится причиной открытия истины: «Будь аскетом в этом мире, чтобы Господь открыл тебе его мерзости».[44]

 

'Ариф, молчание и отшельничество

Человек, когда влюбляется в кого-нибудь и стремится к близости и беседе с ним, естественным образом, отвернется от других и не тратит с ним впустую времени. Связь человека с Богом относится к этой категории. Отсутствие общения и отшельничество создают благоприятные условия для раздумий о Боге и поклонения Ему. В связи с этим Имам 'Али (мир ему!) говорит: «Соединение с Богом осуществляется путем отшельничества».[45]

Его Светлость считает молчание одной из лучших форм богослужения: «Нет равного молчанию поклонения».[46]

Жизненная практика Пророков, Божьих угодников и самого 'Али является свидетельством того, что они иногда целые дни и недели проводили в состоянии молчания и отшельничества, занимались чтением молитв, предавались размышлениям и другим формам богослужения.

Серьезная опасность молчания и отшельничества кроется в допущении излишества в них. Ислам - универсальная религия, которая оптимально стремится к совершенствованию индивида и общества, и для каждого из них устанавливает определенные правила и предписания. Допущение излишества в одном из этих предписаний приводит к излишеству в другом и, в результате, становится причиной отклонения от верного пути. Кроме индивидуального богослужения у 'арифа есть еще общественное богослужение. В этой связи Повелитель Правоверных 'Али (мир ему!) сказал: «Говорить правдивое слово лучше молчания и немощи».[47] Кроме того, он изрек: «Блажен тот, кто после поминания Бога предпочитает молчание».[48]

Следовательно, там, где долг требует от человека говорить, он должен следовать требованию долга. Поэтому Имам 'Али (мир ему!) считает богослужением только такое молчание, которое не находится в противоречии с общественными обязанностями 'арифа, и которое служит средством для предотвращения ненужных разговоров и подготовит почву для сближения с Богом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: