Примерные требования к учебно-методическому пособию
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
Пособие может содержать разные виды учебно-методических материалов: печатные издания, цифровые образовательные средства, специализированные Интернет-сайты для обучения и др.
При разработке учебно-методического пособия необходимо учитывать специфику предмета/дисциплины.
1. Пособие, как правило, разрабатывается по предмету/дисциплине учебных планов, в т.ч. регионального компонента.
2. В названии пособия должно содержаться название предмета/ дисциплины.
3. Приоритет отдается пособиям:
o с использованием инновационных методик преподавания (модульный принцип обучения, использование бально-рейтинговой системы, компетентностный подход и т.д.);
o если авторы проявили новый подход к изложению материала (предмета/ дисциплины в схемах и таблицах, сборник тестовых заданий и другое);
o входящих в состав учебно-методического комплекса по предмету/дисциплине.
Обязательными элементами являются:
1) титульный лист;
2) оглавление;
3) введение;
4) основная часть документа;
5) заключение;
6) список использованных источников;
7) перечни условных обозначений, сокращений и терминов;
8) приложения.
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения:
1.Наименование вышестоящей организации.
2. Наименование организации, где выполнялась работа.
|
3. Наименование работы: учебно-методическое пособие.
4. Тема (по предмету/дисциплине).
5. Сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория).
6. Населенный пункт и год выполнения работы.
Оглавление включает:
введение, наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение,список использованных источников, приложения (при наличии).
Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста.
В основной части приводят данные, отражающие сущность и основной материал по рассматриваемому предмету/дисциплине.
Основная часть должна содержать:
- обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи по изучаемому предмету/дисциплине;
- процесс теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы действия разработанных программ и их характеристики;
- обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источников (литературы, сайты и др.)должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках.
|
В приложения могут быть включены
- иллюстрации вспомогательного характера;
- инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы;
- таблицы вспомогательных цифровых данных.
Работа должна быть логически выдержана, с соблюдением единого стиля изложения, а также орфографической, синтаксической, стилистической грамотности.
Соответствие общедидактическим принципам
Учебно-методическое пособие должно создаваться с учетом следующих дидактических принципов: личностно-ориентированного, деятельностного, функционального, научности, системности, доступности, развивающего обучения, преемственности, а также с учетом коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к изучению предмета/дисциплины.
Разрабатываемое содержание обучения должно быть ориентировано на образование, воспитание и развитие личности учащегося.
Личностный смысл содержания, в частности, может выражаться в:
- учете возрастных особенностей учащихся, их интересов, возможностей, потребностей, в отборе предметного содержания, которое соотносится с реальными проблемами учащихся;
- возможности выбора уровня (базового или профильного), на котором изучается предмет/дисциплина;
- учете профессиональных устремлений учащихся, их потребностей в самоопределении;
- формулировке требований к подготовке учащихся.
Необходимость преемственности с целями и содержанием обучения.