Тема. Особенности формирования антикоррупционной культуры молодежи




1. Особенности формирования антикоррупционной культуры детей младшего школьного возраста 2. Особенности формирования антикоррупционной культуры подростков

3. Особенности формирования антикоррупционной культуры студентов

4. Формы проявление коррупции

 

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деят. – залог успешности.

Противостояние К. – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением К. как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его пр. культуры – это не только престиж страны, но и вопрос нац. безопасности. При анализах был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций».

Борьба с К. предполагает использование системы экон-х, полит-х, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений К., снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе появляется устойчивое мнение, что бороться с К. бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям.

К. включает в себя 2 составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям корр-го поведения и делает К. столь распространенным явлением. К. разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В К. всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Система антикорр-х идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отн. личности, соц-х групп и всего общества к коррупционной деят., должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Формирование антикорр-го мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

· дать общее представление об исторических формах К., особен-х ее проявления в различных сферах жизнедеят-сти, причинах, вредных последствиях данного явления;

· сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного соц-го явления с опорой на принцип историзма;

· сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

· стимулировать мотивацию антикорр-го поведения.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов как «коррупция», «меры противодействия К. » и т. п., поэтому важно обогатить содержание программ и учебников идеями и материалами об антикорр-ой деятельности. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикорр-го просвещения школьников (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т.п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

На школьных уроках важно рассмотреть К. как явление:

социально-историческое, социально-экон., правовое;

осветить исторический аспект проблемы:

- какие этапы проходила К. в своем развитии,

- какие формы принимала,

- каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась.

Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отн. к К. (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развивать навыки антикорр-го поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам К., вырабатывать установки на антикорр. сознание и поведение.

Содержание по антикорр. тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов (элективов) для старшеклассников, а также изучаться педагогами в виде отдельных модулей в системе повышения квалификации.

Являясь системной характеристикой, К. проявляется в самых различных формах. Например:

Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Например, оплата таможенных пошлин и налогов не производится в необходимом объеме и государственная казна не пополняется. Так, компьютерная техника оформляется при ввозе в страну как отдельные комплектующие, что делает пошлины в несколько раз меньше.

Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Н-р, кража части продуктов и продажа их другим сторонам осущ-ется гос-ми служащими, отвечающими за распределение продовольствия; продажа медикаментов вместо их бесплатного предоставления пациентам и т. п.

Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить др. ценности в обмен на действие или бездействие. Данное принуждение м. быть осуществлено при помощи давления, в том числе и морального. Например, когда с родственников больного человека вымогается взятка за проведение экстренной операции, в то время как в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». Допросы с применением пыток и насильственное принуждение к даче показаний тоже могут рассматриваться как К.

Злоупотребление правом на рассмотрение различных запросов, произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или дискриминация последних. Получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения – получение должностным лицом чего-либо ценного от тех, кто хотел бы повлиять на принятие должностным лицом того или иного решения. Совмещение гос. службы с коммерческой деятельностью. Например, предприниматель становится чиновником, депутатом и добивается преимуществ для бизнеса.

Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Госслужащий обеспечивает определенные услуги, полномочия, рабочие места и льготы политическим союзникам, друзьям. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на гос-ные должности выдвигать своих родственников. Кумовство включает в себя непотизм (от лат. nepos - внук, племянник) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, семейного, группового или корпоративного использования. Например, вновь избранная администрация заменяет гос-х служащих членами своих семей и близких, друзей.

К. в современном виде не всегда связана с явными денежными или другими материальными благами. Завуалированная форма взятки - банковская ссуда на льготных условиях, продажа товаров по заниженной цене или наоборот, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, оплата отдыха за границей, оплата обучения детей, уменьшение арендной платы и т.д. На базе коррупции развивается полулегальный бизнес, помогающий решать ряд вопросов, о чем говорят многочисленные рекламные листки: «помощь в получении...», «вернем водительские права» и т.п.

Незаконные пожертвования и вклады – правительство или политические партии у власти получают деньги в обмен на потакание юр-м лицам или каким-либо группам, делающим такие пожертвования и вклады, а также оказываемые услуги – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Есть основания говорить об особом виде К.коррупции политической. Она представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп, корпораций или отдельных лиц за власть. Существуют случаи покупки голосов избирателей во время выборов. Данный вид К. разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитет. Политическая К. сегодня является наиболее опасным явлением, несущим в себе прямую угрозу благополучию и безопасности личности, общества и государства. Ее опасность многократно возрастает еще и потому, что она в наименьшей степени подпадает под определение «преступные деяния».

Мировое сообщество значительное внимание уделяет борьбе с К. и ее предупреждению. Только за последнее 10-летие под эгидой ООН были приняты: Международный кодекс поведения гос-х должностных лиц (1996 г.); Декларация о борьбе с К. и взяточничеством в международных коммерческих организациях (1997 г.), Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и др. Не меньшая работа проведена Советом Европы, Европейским Союзом, Организацией Американских государств (ОАГ), Организацией экон-го развития и сотрудничества (ОЭСР) и другими.

В Великобритании Комитет по стандартам (поведения) в общественной (госу-ной) жизни под председательством лорда Нолана в 1995 г. сформулировал 7 принципов гос. работы чиновников - своеобразный Кодекс поведения:

нестяжательство – служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финанс-х выгод для себя, своей семьи и друзей;

неподкупность – недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

объективност ь – непредвзятое решение всех вопросов;

подотчетность – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;

открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);

честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

лидерство – соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

По инициативе ООН для пропаганды знаний о К. был учрежден «Межд. день борьбы с коррупцией», кот. ежегодно отмечается 9 декабря. В этот день в 2003 г. в мексиканском городе Мерида была открыта для подписания Конвенция ООН против К., принятая Генеральной ассамблеей в 2003 г. 8 марта 2006 г. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание корр-х доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате К. Конвенция должна стать важным инструментом межд. права для противодействия К., «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: