Начало XIX века: сентиментализм




Литературные направления

Инструкция

Каждое направление расписано по следующей схеме:

´ Историческая эпоха (события, правление, общественное устройство)

´ Излюбленные жанры

´ Эстетические идеалы

´ Изображение человека

´ Выбор художественных приёмов и средств

XVII века: фольклор, или устное народное творчество (предтеча направлений, но само направлением не является)

´ Язычество – первый опыт человечества в создании образов, искусства и науки. Боги, мифические существа, идеальные герои – это первые персонажи

´ Устная форма изложения и вариативность сюжетов

´ Для чего создавали фольклор:

-обращение к высшим силам, чтобы выжить

-воспитание и обучение

-сохранение и передача опыта

-жажда познания, осмысления

-развлечения

´ Жанры: эпос, сказка, былина, пословица, песня (свадебная, колыбельная, похоронная, календарная), загадка, потешка, считалка, скороговорка

2. X – XVII века: древнерусская литература

´ Становление государства, феодальные распри

´ Опора на письменность, трепетное отношение к слову, речи.

´ Религиозная основа, православие (церковнославянизмы)

´ Политическая направленность тем и проблем (власть и народ, объединение князей, отечество)

´ Историческая и бытовая достоверность (даты, предметные описания, из чего сделано)

´ Жанры: летопись, хронограф, житие, повесть (сатирическая, историческая, переводная, бытовая), поучение, слово, хождение (путевые заметки)

XVIII век: классицизм

´ Реформы Петра I и европеизация Руси, переход к светскому образу жизни и ослабление влияние духовенства. Культурный обмен с Западом, изменения языка на всех уровнях, появление газеты

´ Идея – разумные закономерности мира, природы, обращение к классике Древней Греции и Древнего Рима

´ Общественная проблематика, гражданский пафос, утверждение высоких нравственных идеалов

´ Культ разума: соразмерность элементов, прямолинейность и схематизм и однозначность персонажей, рациональность тем, композиции и сюжета, разграничение жанров на высокие, средние, низкие, языковых средств

´ Жанры: ода, трагедия, гимн (высокие), элегия (средние), комедия, басня, сатира (низкие)

Начало XIX века: сентиментализм

´ Дворцовые перевороты и участие Российской Империи в мировом разделе сфер влияния (интриги, территории, колонии). Веяние эпохи Просвещения и буржуазных революций в Европе

´ Идея – преобладание чувства над разумом в человеке, высвобождение внутренних порывов, мыслей, идей, изображение порочности аристократии

´ Культ чувства, естественности, врождённой чистоты, неиспорченности, внутренней скромности

´ Значительно облегчается язык за счёт элементов живой, народной, простой речи, а персонажи становятся менее схематичными

´ Психологизм, народность, обилие внесюжетных элементов (пейзажи, лирические отступления), обнаруживающих личность автора

´ Жанры: сентиментальная повесть, послание, путешествие, элегия, мещанская драма

XIX век: романтизм

´ Отечественная война 1812 года, освободительное движение русской армии в Европе. Декабристское восстание, жёсткая реакция и цензура.

´ Идея – доминирование духа, творчества, противоборства Добра и Зла в поиске Истины, Идеала, Вдохновения, Музы

´ Культ борьбы, мятежности, активной деятельности (странствия, вдохновенное чтение, образование). Возвращение к природе как источнику вдохновения

´ Индивидуализм и психологизм, попытки понять природу вдохновения, творчества, поэзии, крайний субъективизм

´ Интерес к этнографии, фольклору, мистике мифологии и легенд создает жанры ужасов, детективов

´ Жанры: поэма, роман, баллада, дума, философская лирика, переложения, новелла

XIX век: реализм

 

´ Идея – отражение жизни во всём её многообразии, развитии путём типизации, обобщения, осмысление социальных и культурных противоречий

´ Изображение типичного человека во взаимодействии со средой, в многообразии обстоятельств, отношений, в отражении в нём времени и страны, универсальность образов

´ Развитие психологизма до натуралистической степени, имеет разновидности (скрытый, открытый или явный)

´ Типизация героев: «маленький человек», «новый человек», «лишний человек» и объективное изображение реальности

´ Жанры те же, но развиваются интенсивно: роман – эпопея, роман (социальный, исторический, психологический), рассказ, стихотворение, элегия, послание, ода, сатира, комедия

 

7. Модернизм – начало XX века

´ Империализм, капитализация, раздел сфер влияния и мировые войны, скачок научно-технического развития, механизация и рост промышленности и страх перед Вселенной, будущим человечества, развитие транспорта, большие мощности (вспомните размеры и трагедию «Титаника»), эмансипация женщин и волна самоубийств

Символизм:

´ Крайний индивидуализм: освоение «вещи в себе», идеи за пределами чувства

´ Мистицизм, таинственность, непознанность, неопределённость как Вселенная и несведущий человек в ней, равноправие земного и условного, религиозно-духовного

´ Символ – это связь между реальным и иррациональным, он имеет предметную форму с широким значением

Акмеизм

´ Отказ от условности и мистицизма символизма в пользу ясности и высокой простоты

´ Обращение к классицизму Древнего Греции и Древнего Рима без его схематизма и прямолинейности

´ Предметность образов (запахи, краски, архитектура, рыцарские латы), разговорность поэзии, лаконизм лирического сюжета, без избыточной исповедальности и надрыва

Футуризм

´ Революционное преображение действительности и безжалостное забвение предыдущего опыта с помощью искусства

´ Урбанизм, механизмы, большие скорости и металлические детали, промышленность образов и форм, громкие звуки и фразы

´ Масштабность, размах, индивидуализм и коллективизм сливаются

´ Новые слова, предложения, смыслы и цели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: