Литературные направления
Инструкция
Каждое направление расписано по следующей схеме:
´ Историческая эпоха (события, правление, общественное устройство)
´ Излюбленные жанры
´ Эстетические идеалы
´ Изображение человека
´ Выбор художественных приёмов и средств
XVII века: фольклор, или устное народное творчество (предтеча направлений, но само направлением не является)
´ Язычество – первый опыт человечества в создании образов, искусства и науки. Боги, мифические существа, идеальные герои – это первые персонажи
´ Устная форма изложения и вариативность сюжетов
´ Для чего создавали фольклор:
-обращение к высшим силам, чтобы выжить
-воспитание и обучение
-сохранение и передача опыта
-жажда познания, осмысления
-развлечения
´ Жанры: эпос, сказка, былина, пословица, песня (свадебная, колыбельная, похоронная, календарная), загадка, потешка, считалка, скороговорка
2. X – XVII века: древнерусская литература
´ Становление государства, феодальные распри
´ Опора на письменность, трепетное отношение к слову, речи.
´ Религиозная основа, православие (церковнославянизмы)
´ Политическая направленность тем и проблем (власть и народ, объединение князей, отечество)
´ Историческая и бытовая достоверность (даты, предметные описания, из чего сделано)
´ Жанры: летопись, хронограф, житие, повесть (сатирическая, историческая, переводная, бытовая), поучение, слово, хождение (путевые заметки)
XVIII век: классицизм
´ Реформы Петра I и европеизация Руси, переход к светскому образу жизни и ослабление влияние духовенства. Культурный обмен с Западом, изменения языка на всех уровнях, появление газеты
|
´ Идея – разумные закономерности мира, природы, обращение к классике Древней Греции и Древнего Рима
´ Общественная проблематика, гражданский пафос, утверждение высоких нравственных идеалов
´ Культ разума: соразмерность элементов, прямолинейность и схематизм и однозначность персонажей, рациональность тем, композиции и сюжета, разграничение жанров на высокие, средние, низкие, языковых средств
´ Жанры: ода, трагедия, гимн (высокие), элегия (средние), комедия, басня, сатира (низкие)
Начало XIX века: сентиментализм
´ Дворцовые перевороты и участие Российской Империи в мировом разделе сфер влияния (интриги, территории, колонии). Веяние эпохи Просвещения и буржуазных революций в Европе
´ Идея – преобладание чувства над разумом в человеке, высвобождение внутренних порывов, мыслей, идей, изображение порочности аристократии
´ Культ чувства, естественности, врождённой чистоты, неиспорченности, внутренней скромности
´ Значительно облегчается язык за счёт элементов живой, народной, простой речи, а персонажи становятся менее схематичными
´ Психологизм, народность, обилие внесюжетных элементов (пейзажи, лирические отступления), обнаруживающих личность автора
´ Жанры: сентиментальная повесть, послание, путешествие, элегия, мещанская драма
XIX век: романтизм
´ Отечественная война 1812 года, освободительное движение русской армии в Европе. Декабристское восстание, жёсткая реакция и цензура.
´ Идея – доминирование духа, творчества, противоборства Добра и Зла в поиске Истины, Идеала, Вдохновения, Музы
|
´ Культ борьбы, мятежности, активной деятельности (странствия, вдохновенное чтение, образование). Возвращение к природе как источнику вдохновения
´ Индивидуализм и психологизм, попытки понять природу вдохновения, творчества, поэзии, крайний субъективизм
´ Интерес к этнографии, фольклору, мистике мифологии и легенд создает жанры ужасов, детективов
´ Жанры: поэма, роман, баллада, дума, философская лирика, переложения, новелла
XIX век: реализм
´ Идея – отражение жизни во всём её многообразии, развитии путём типизации, обобщения, осмысление социальных и культурных противоречий
´ Изображение типичного человека во взаимодействии со средой, в многообразии обстоятельств, отношений, в отражении в нём времени и страны, универсальность образов
´ Развитие психологизма до натуралистической степени, имеет разновидности (скрытый, открытый или явный)
´ Типизация героев: «маленький человек», «новый человек», «лишний человек» и объективное изображение реальности
´ Жанры те же, но развиваются интенсивно: роман – эпопея, роман (социальный, исторический, психологический), рассказ, стихотворение, элегия, послание, ода, сатира, комедия
7. Модернизм – начало XX века
´ Империализм, капитализация, раздел сфер влияния и мировые войны, скачок научно-технического развития, механизация и рост промышленности и страх перед Вселенной, будущим человечества, развитие транспорта, большие мощности (вспомните размеры и трагедию «Титаника»), эмансипация женщин и волна самоубийств
|
Символизм:
´ Крайний индивидуализм: освоение «вещи в себе», идеи за пределами чувства
´ Мистицизм, таинственность, непознанность, неопределённость как Вселенная и несведущий человек в ней, равноправие земного и условного, религиозно-духовного
´ Символ – это связь между реальным и иррациональным, он имеет предметную форму с широким значением
Акмеизм
´ Отказ от условности и мистицизма символизма в пользу ясности и высокой простоты
´ Обращение к классицизму Древнего Греции и Древнего Рима без его схематизма и прямолинейности
´ Предметность образов (запахи, краски, архитектура, рыцарские латы), разговорность поэзии, лаконизм лирического сюжета, без избыточной исповедальности и надрыва
Футуризм
´ Революционное преображение действительности и безжалостное забвение предыдущего опыта с помощью искусства
´ Урбанизм, механизмы, большие скорости и металлические детали, промышленность образов и форм, громкие звуки и фразы
´ Масштабность, размах, индивидуализм и коллективизм сливаются
´ Новые слова, предложения, смыслы и цели