Экономические преобразования, происходящие в стране, затронули и здравоохранение, в котором развитие рынка медицинских услуг простимулировало рождение различных форм деловой активности, поставило задачи повышения качества медицинской помощи. Доходы от платных медицинских услуг в период изменений были условием «выживания» лечебно-профилактических учреждений и постепенно становились легитимным источником повышения заработной платы персоналу.
Платная медицинская услуга - это медицинская помощь определенного вида и объема, предоставляемая по возмездному договору.
Медицинские услуги населению за отдельную плату должны предоставляться медицинскими учреждениями сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Очевидно, что на платной основе могут осуществляться те виды медицинской помощи, предоставление которых не ущемляет прав застрахованных и которые не предусмотрены Базовой программой ОМС.
Разграничение видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно и за отдельную плату, может осуществляться на основе перечня медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций любых форм собственности, а также личных средств граждан.
В лечебном учреждении платными услугами постепенно становятся услуги диагностических служб, новые технологии лечения, стоматологические услуги, условия повышенной комфортности,услуги врачей, принадлежащих к школе так называемой традиционной медицины.
Независимо от формы собственности учреждений здравоохранения действуют общие правила организации платных медицинских услуг. Рассмотрим их более подробно.
Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.01.96 № 27, обязывают вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
|
Обязательно наличие сертификата и лицензи и на избранный вид деятельности (на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», гл. Ill, ст. 16, 17). Правила предоставления лицензии изложены в Приложении 1 к приказу Минздравмедпрома России от 18.04.96 № 148 и утверждены постановлением Правительства РФ от 25.03.96 № 350. Закон РФ «О защите прав потребителей» также стоит на страже интересов пользователей медицинских услуг.
Обычно медицинская организация предоставляет пациентам целый комплекс медицинских услуг. В этом случае в лицензии каждый вид медицинской деятельности должен быть указан отдельно.
Лицензия выдается на срок не менее трех лет.
Необходимо разрешение соответствующего органа управления здравоохранения на ведение платной медицинской деятельности.
Вышестоящий орган управления здравоохранением при выдаче медицинскому учреждению разрешения на оказание платных медицинских услуг с учетом местных условий (мощность учреждения, уровень его финансирования, необходимость социальной защиты малоимущих слоев населения, объемы госзаказа и др.) может принять обоснованное решение по ограничению как объема, так и конкретных видов медицинских услуг, оказываемых на платной основе.
Цены на платные медицинские услуги в государственных ЛПУ регулируются государственными органами управления на основании прав собственника и называются прейскурантными. Причем законами РФ не предусмотрено обязательное согласование цен, т.е. это не обязанность, а возможность для органов управления. Но если местные органы управления издают приказ о применении тарифов на медицинскиеуслуги, то он обязателен для исполнения.Если приказа нет, то расчеты цен ведутся исходя из экономических интересов организаций- это свободные цены. Проблема ценообразования связана с поддержанием оптимального баланса расходов и доходов для достижения самоокупаемости учреждения здравоохранения.
|
Оплата медицинских услуг может производиться как в банках, так и в самих учреждениях. При этом нужно использовать или контрольно-кассовую машину (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.98 № 1364), или бланк, являющийся документом строгой отчетности. Потребитель должен иметь либо кассовый чек, либо копию бланка об уплате.
На основании письма Минздравмедпрома России от 09.07.95 № 147-16-86 форма квитанции для оформления расчетов с населением утверждена \ приказом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-35. Первый экземпляр формы является приходным кассовым ордером, второй - отчетным документом материально ответственного лица, третий - передается заказчику.
За нарушение перечисленных правил учреждение здравоохранения может быть лишено лицензии.
Организация обязана обеспечить бесплатной и достоверной информацией о ценах и вывесить перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
|
Кроме того, информация об услугах (ст. 732 ГК РФ. ст. 10 ФЗ) в обязательном порядке должна содержать:
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги, если такие стандарты имеются;
- сведения об основных потребительских свойствах услуг, в том числе о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний и о возможных неблагоприятных последствиях (вероятность отсутствия благоприятного исхода не по вине учреждения, возможные осложнения и т.д.);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования услуг (правила поведения пациента и т.д.).
Медицинское учреждение обязано предоставить пациенту информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию (ст. 9 ФЗ).
Потребитель имеет право потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги ненадлежащего качества, расторгнуть договор и требовать возмещения убытков (на основании ФЗ).
Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он имеет право получить для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской помощи, а также в возмещении упущенной выгоды и морального ущерба. Размер такого возмещения зависит от величины расходов, затраченных на лечение потерпевшего, результата лечения (выздоровление, хронизация полученного заболевания или травмы, инвалидность, смерть). При возмещении вреда работающему пациенту также учитывается сумма утраченного им заработка (дохода) в связи с болезнью.
Также пациент имеет право на информацию об альтернативных вариантах лечения, на отказ от лечения, на соблюдение конфиденциальности медицинских сведений и ознакомление с историей болезни и др.На основе п.2 ст. 426 ГК РФ цена товара, работ, услуг устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда имеются льготы. Это означает, что нельзя устанавливать на одну и ту же услугу разные цены для потребителей с разным достатком. Все потребители равны перед законом.
Платные медицинские услуги наряду с бесплатной медицинской помощью создают условия для выбора пациентом формы медицинского обслуживания
Распределение доходов от платной деятельности может осуществляться по схеме, предоставленной ниже (схема 6).
Экономически обоснованной может быть выдача премий только при условии экономии фонда оплаты труда и наличия дохода от платной деятельности. Формой такого дохода является фонд потребления, формируемый из прибыли, возникающей в виде разницы между выручкой и затратами.
Платная медицинская деятельность имеет перспективы развития, если она готова предложить новые медицинские услуги, новые технологии лечения, а также новую организацию и высокую оплату труда медицинских работников.
6. Бизнес-планирование в здравоохранении
В современных условиях в здравоохранении сформировано всё для предпринимательской деятельности. Это наличие различных организационно-правовых форм медицинских учреждений, многообразие источников финансирования, экономическая самостоятельность и свобода в управлении материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами, многообразие форм оплаты и стимулов трудовой деятельности, возможности расширения спектра оказываемых медицинских услуг. Вместе с тем ограниченность финансирования на бюджетно-страховой основе привела к повышению спроса ЛПУ на внешнее финансирование из дополнительных источников.
Цели предпринимательства в здравоохранении могут быть разными: достижение финансового благополучия лечебного учреждения, завоевание определенного статуса (например, открытие центра по пересадки почки), создание комфортабельной рабочей обстановки (полная компьютеризация рабочих мест), техническое перевооружение ЛПУ, внедрение новых методик и технологий лечения, новых организационных форм работы поликлинической службы (организация практики семейного врача) и др. Да и просто выживание.
В результате все ЛПУ вне зависимости от организационно-правовой формы должны проводить активную и целенаправленную политику по завоеванию устойчивой позиции на рынке медицинских услуг, расширение кругв потребителей.
В итоге конечная цель деятельности ЛI]У любого типа выражается в достижении эффективности: социальной, медицинской и экономической. Приоритетной является социальная эффективность, когда результат воплощается в создании человеколюбивой, нравственной атмосфере вокруг больного.
Для того, чтобы решить новую производственную или коммерческую задачу необходимо заранее спланировать свои действия. Любое мероприятие, требующее каких-либо изменений, должно начинаться с плана. Поэтому основным методом активной политики ЛПУ является бизнес-планирование. В условиях рынка планирование носит стратегический характер, представляет собой симбиоз программы и экономического обоснования к ней, и оформляется в виде бизнес-плана.
Бизнес-план - это документ, отражающий основные аспекты действующего или будущего предприятия, учреждения и позволяющий проанализировать перспективы и проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также наметить способы решения этих проблем. В конечном счете, правильно составленный бизнес-план отвечает на вопрос, «стоит ли изыскивать и вкладывать средства в намеченное дело и даст ли это эффект, принесет ли прибыль?».
Использование бизнес планирования обеспечивает эффективность работы объектов здравоохранения. Специфика рыночной экономики требует от руководителя ЛПУ навыков предпринимательства. Задача руководителя - привлечь максимально широкий круг потребителей своих медицинских услуг. За потребителями стоят источники финансирования: бюджетные, страховые, средства населения и прочие. Для этого необходимо учесть все условия конкуренции, изучить потребности в медицинской помощи и приблизить ее к населению, добиться качественной работы, оптимально использовать все ресурсы, сформировать атмосферу доверия к врачам, утвердить их статус, достичь доброжелательного отношения к учреждению со стороны инвесторов.
В итоге, хорошо составленный бизнес-план позволяет реально оценить шансы, вовремя изменить стратегию развития любого медицинского учреждения: государственного, муниципального или частного.
Однако бизнес-планирование используется главным образом в ЛПУ, ставящих своей целью получение прибыли; что же касается государственных и муниципальных ЛПУ, то для них инструментом планирования служит ДЕЛОВОЙ ПЛАН, который принципиально отличается от бизнес-плана. С помощью его обеспечивается не прибыль, а сбалансированность клинической и экономической деятельности ЛПУ на фоне нестабильного финансового обеспечения. Но несмотря на принципиальные различия их общим элементом являются результаты маркетинга медицинских и сервисных услуг, оказываемых на условиях платности. При этом за пределами маркетинговых исследований остаются услуги по ОМС. Таким образом, большинство ЛПУ не занимаются «некоммерческим маркетингом» и тем самым сужают свои возможности по максимальному предоставлению населению медицинских услуг.
***
При составлении бизнес-плана следует соблюдать следующие основные требования:
1. Бизнес-план должен быть составлен предельно ясно и точно, поэтому требует тщательной проработки.
2. Бизнес-план должен давать конкретное представление о том, как будет работать ЛПУ, какие медицинские услуги оказывать, т. е. какое место оно займет на рынке медицинских услуг.
3. Бизнес-план должен содержать всё:
- характеристику ЛПУ, детально описывать схему его функционирования;
- раскрыть принципы и методы руководства;
- содержать программу управления финансами;
- показать перспективы развития ЛПУ для инвесторов и кредиторовПотенциальные инвесторы должны видеть новые, качественные идеи. При разработке бизнес-плана может оказаться, что при данных условиях учреждение здравоохранения функционировать не сможет. Тогда необходимо искать внутренние резервы, пути нейтрализации внешних факторов, виды новых конкурентоспособных медицинских услуг, пути нейтрализации внешних неблагоприятных факторов.
В составлении бизнес-плана активно участвуют руководители всех служб и специалисты. Каждое подразделение должно иметь самостоятельный бизнес-план, на основе которого составляется бизнес-план социального и экономического развития медицинского учреждения в целом.
В процессе подготовки бизнес-плана проект подвергается детальному рассмотрению. Профессиональные консультанты, экономисты, бухгалтера, юристы предоставляют список потенциальных инвесторов, анализируют различные типы финансирования, готовят финансовые планы, анализируют содержание бизнес-плана, делают вывод о его реальности.
Одним из правил написания является то, что после тщательных корректировок и анализа окончательная версия пишется одним человеком - руководителем. Руководитель, в конечном итоге, решает дела с инвесторами и он должен дать полные ответы на все вопросы. Для начала необходимо собрать всю информацию. Сбор информации делается заранее - за несколько недель или месяцев. Полезно просматривать все материалы, записывать все приходящие идеи.
При разработке проекта плана, все исследование делится на ра» I ные категории, составляющие одну финансовую версию. Бизнес j план документ перспективный, рекомендуется его составлять на ' 1 5 лет.
Если ЛПУ собирается существовать долго, выигрывать в конкурентной борьбе, то стратегическое планирование совершенно не 1 обходимо. Основные показатели для первого года следует отражать в помесячной разбивке, следующего года - в поквартальной и лишь с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Теория бизнес-планирования основана, на том, что даже очень хороший план не является гарантией успеха. Его нужно обязательно организовать, реально наметитьсроки исполнении, назначить персонально ответственных лиц, установить методы контроля и стимулирования, предусмотреть возможные отклонения, пути преодоления.
Бизнес-план содержит ориентиры деятельности ЛПУ, дает возможность определить степень его устойчивости в условиях конкуренции, служит важным инструментом получения средств от внешних инвесторов. Каждый план содержит определенную структуру.
Бизнес-планирование в отечественном здравоохранении явление новое. Поэтому необходимо знать и соблюдать некоторые общие правила его составления. Предлагаемая схема бизнес-плана является общей, в каждом конкретном случае она может уточняться. Примерная структура бизнес-плана учреждения здравоохранения включает в себя следующие разделы:
1) общий раздел или вводная часть - резюме (1-2 стр.):
2) история, прошлый опыт, анализ текущих дел (1 стр.);
3) продукция или услуги - описание медицинских услуг, которые предполагается производить по мере реализации проекта (2 стр.);
4) производство медицинских услуг (2 стр.);
5) план маркетинга (3-4 стр.);
6) управление (2 стр.);
7) график действий (1 стр.);
8) финансовый план (2-3 стр. приложения);
9) приложения.
К бизнес-плану прилагаются в качестве дополнений, копии контрактов и лицензий, а также документы, из которых взяты исходныеданные для составления бизнес-плана, прейскуранты поставщиков и проч.
Контрольные вопросы:
1. Какие факторы, на Ваш взгляд, ограничивают предпринимательскую деятельность в здравоохранении?
2. Какие наиболее эффективные организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении Вы бы выбрали?
3. Назовите производственные, финансовые и социальные показатели, экономически обосновывающие будущую деятельность фирмы при реорганизации или создании нового медицинского предприятия.
4. В чем состоят общие черты и различия таких организационно-правовых форм, как ООО и АО; как кооператив и товарищество?
5. В чем состоят преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства в здравоохранении?
Тестовые задания - укажите один или несколько правильных ответов:
1. Являются ли доходом выручка от платной медицинской деятельности, прибыль, заработная плата медицинского работника?
1. да
2. нет
2. Какие из перечисленных особенностей лечебно-профилактического учреждения относятся к учреждению государственного и муниципального сектора здравоохранения?
1. некоммерческая организация
2. собственность - государственная и муниципальная
3. имеет право на предпринимательскую деятельность в виде платных медицинских услуг
3. Ценная бумага - это
1. документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении
2. документ, свидетельствующий о внесении денежной суммы
4. Какая организационно-правовая форма предпринимательства наиболее распространена на современном этапе реформы здравоохранения?
1. АО
2. ЛПУ, оказывающее в том числе и платные медицинские услуги
3. медицинский кооператив
4. частнопрактикующий врач