Понятие менеджмента, его цели.




Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы »

 

Методический материал

Для проведения теоретического занятия

по теме: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи, функции

 

 

 

по дисциплине Экономика и управление здравоохранением

для специальности:

Лечебное дело,52

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Тема: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи,

Функции

Количество часов: 2 часа

Место проведения: аудитория

Цели занятия:

уметь:

· ориентироваться в общих принципах управления в здравоохранении РФ;

· организовать управленческий процесс с учетом составных частей менеджмента.

знать:

· понятие менеджмента и его функции;

· структуру и организацию органов управления в здравоохранении РФ;

· стили управления

Междисциплинарные связи: экономика, право, основы сестринского дела

Обеспечение занятия:

· Наглядные пособия:

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Рис.1. Рыночная модель управления системой здравоохранения РФ

· Литература:

основная:

Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2003;; с.165-198

дополнительная:

1.Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004,с.59-69

2. Журналы «Экономика здравоохранения» и «Здравоохранение РФ», «Медицинская газета» - 2010-2011 гг. (по рекомендации преподавателя).

Хронокарта занятия

I. Организационный момент – 3 мин

II. Проверка исходного уровня знаний студентов - 10 мин

III Изложение нового материала- 60 мин

IV. Контроль усвоенного материала- 15 мин

V.Организационный момент: (домашнее задание) - 2 мин

Содержание занятия

  1. Понятие менеджмента, его цели.

2. Технология управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

3. Федеральные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.

4. Региональные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.

5. Муниципальные органы и их функции в области охраны здоровья.

6. Три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Домашнее задание:

Основной учебник: стр.165-198, конспект

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи, функции

Понятие менеджмента, его цели.

Менеджмент происходит от английского слова, переводящегося какуправление, заведование, организация. Менеджмент - это система управленияпредприятием или отраслью, ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производстватоваров и услуг в условиях рынка.

Цель менеджмента - через совершенствование форм управления повышать эффективность производства и работы отдельных сотрудников и всего коллектива.

Медицинский менеджмент - это управление здравоохранением на различных его

уровнях, это организация здравоохранения.

Менеджер - это управляющий, это организатор. Он должен обладать

определенными качествами:

- способность управлять собой;

- четкие личные цели; ^

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать рабочие группы.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Управлениелюбой системы и любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный.

Уровни Основные функци и управления Уровни организации здравоохранения
Стратегический Прогноз, планирование (на 5 лет) Минздрав РФ, Управления здравоохранением регионов
Тактический Планирование на очередной год Региональный и муниципальный уровни
Оперативный Регулирование, учет, контроль, анализ (ежемесячный, ежедневный) Учреждения (ЛПУ) и их подразделения

 

В системе здравоохранения представителями высшего стратегического звена являются Федеральные органы государственной власти и Региональные органы государственной власти; тактического - муниципальные органы и оперативного – ЛПУ.

Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы. В учреждениях руководители (менеджеры) делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звена.

В ЛПУ – руководитель высшего звена представлен главным врачом, средний – егозамами и низшее звено – заведующими отделениями, кабинетами, старшими медсестрами и главными фельдшерами.

На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Для современного менеджмента характерны децентрализация, сосредоточение большой ответственности на своих рабочих местах, в связи счем знание основ управления нужны и рядовым сотрудникам.

Среди функций управления главными являются следующие:

  • Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
  • Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.
  • Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
  • Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
  • Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
  • Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

2. Технология управления: планирование, организация, мотивация и контроль

 

Управление - это целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Управление начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники).

Управление здравоохранением - это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Ее особенности:

- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и

здоровье людей; у v

- трудность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;

- трудность исправления неверных решений.

Управление здравоохранением в нашей стране особенно сложно в связи с переходным периодом, недостатком ресурсов и т.д., поэтому особо важное значение приобретают экономические методы.

Функциями управления являются: планирование, организация, мотивация иконтроль, применение которых составляет технологию управления.

Технология управления - это система последовательно выполняемых операций и

процедур, связанных с планированием, организацией, руководством и контролем.

I. Планирование - сбор, хранение, обработка, анализ информации - это I часть управленческого цикла. Далее идет организация выполнения плана. Планы бывают стратегические и оперативные.

II. Организация - создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнение планов и программ, обеспечение необходимых для этого ресурсов. При организации ЛПУ учитываются 2 направления, исходящих из его предназначения (роддом, станция скорой помощи, стационар, поликлиника): создание соответствующих структурных подразделений и разработка должностных функций и обязанностей сотрудников, соответствующих их уровню и исполняющим обязанности.

III. Мотивация - это создание у исполняющих запланированные управленческие решения мотивов для их реализации. Это могут быть организационно-распорядительные меры - приказы, рекомендации, указания, разрешения. Могут использоваться и экономические методы - премирования, а так же социально-психологические методы - поощрения, наказания, формирование общественного мнения.

IV. Контроль – подведение итогов. Оперативный контроль – это повседневный, подводящий итоги дня, недели. Заключительный – подводящий итоги за месяц, необходим для определения заплаты и премии. Итоговый – в конце года, позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления, дает возможность корректировать годовые планы, решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.

Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления (как бы цели, направления):

  • Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
  • Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
  • Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: