Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы »
Методический материал
Для проведения теоретического занятия
по теме: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи, функции
по дисциплине Экономика и управление здравоохранением
для специальности:
Лечебное дело,52
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»
Тема: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи,
Функции
Количество часов: 2 часа
Место проведения: аудитория
Цели занятия:
уметь:
· ориентироваться в общих принципах управления в здравоохранении РФ;
· организовать управленческий процесс с учетом составных частей менеджмента.
знать:
· понятие менеджмента и его функции;
· структуру и организацию органов управления в здравоохранении РФ;
· стили управления
Междисциплинарные связи: экономика, право, основы сестринского дела
Обеспечение занятия:
· Наглядные пособия:
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Рис.1. Рыночная модель управления системой здравоохранения РФ |
· Литература:
основная:
Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2003;; с.165-198
дополнительная:
1.Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004,с.59-69
2. Журналы «Экономика здравоохранения» и «Здравоохранение РФ», «Медицинская газета» - 2010-2011 гг. (по рекомендации преподавателя).
|
Хронокарта занятия
I. Организационный момент – 3 мин
II. Проверка исходного уровня знаний студентов - 10 мин
III Изложение нового материала- 60 мин
IV. Контроль усвоенного материала- 15 мин
V.Организационный момент: (домашнее задание) - 2 мин
Содержание занятия
- Понятие менеджмента, его цели.
2. Технология управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
3. Федеральные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.
4. Региональные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.
5. Муниципальные органы и их функции в области охраны здоровья.
6. Три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Домашнее задание:
Основной учебник: стр.165-198, конспект
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: Органы управления здравоохранением, их структура, задачи, функции
Понятие менеджмента, его цели.
Менеджмент происходит от английского слова, переводящегося какуправление, заведование, организация. Менеджмент - это система управленияпредприятием или отраслью, ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производстватоваров и услуг в условиях рынка.
Цель менеджмента - через совершенствование форм управления повышать эффективность производства и работы отдельных сотрудников и всего коллектива.
Медицинский менеджмент - это управление здравоохранением на различных его
уровнях, это организация здравоохранения.
|
Менеджер - это управляющий, это организатор. Он должен обладать
определенными качествами:
- способность управлять собой;
- четкие личные цели; ^
- упор на постоянный личный рост;
- навык решать проблемы;
- изобретательность и способность к инновациям;
- высокая способность влиять на окружающих;
- знание современных управленческих подходов;
- способность руководить;
- умение обучать и развивать подчиненных;
- способность формировать и развивать рабочие группы.
Функции управления определяются уровнем системы управления. Управлениелюбой системы и любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный.
Уровни | Основные функци и управления | Уровни организации здравоохранения |
Стратегический | Прогноз, планирование (на 5 лет) | Минздрав РФ, Управления здравоохранением регионов |
Тактический | Планирование на очередной год | Региональный и муниципальный уровни |
Оперативный | Регулирование, учет, контроль, анализ (ежемесячный, ежедневный) | Учреждения (ЛПУ) и их подразделения |
В системе здравоохранения представителями высшего стратегического звена являются Федеральные органы государственной власти и Региональные органы государственной власти; тактического - муниципальные органы и оперативного – ЛПУ.
Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы. В учреждениях руководители (менеджеры) делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звена.
|
В ЛПУ – руководитель высшего звена представлен главным врачом, средний – егозамами и низшее звено – заведующими отделениями, кабинетами, старшими медсестрами и главными фельдшерами.
На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.
Для современного менеджмента характерны децентрализация, сосредоточение большой ответственности на своих рабочих местах, в связи счем знание основ управления нужны и рядовым сотрудникам.
Среди функций управления главными являются следующие:
- Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.
- Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.
- Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
- Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
- Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
- Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
2. Технология управления: планирование, организация, мотивация и контроль
Управление - это целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Управление начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники).
Управление здравоохранением - это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Ее особенности:
- особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и
здоровье людей; у v
- трудность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений;
- трудность исправления неверных решений.
Управление здравоохранением в нашей стране особенно сложно в связи с переходным периодом, недостатком ресурсов и т.д., поэтому особо важное значение приобретают экономические методы.
Функциями управления являются: планирование, организация, мотивация иконтроль, применение которых составляет технологию управления.
Технология управления - это система последовательно выполняемых операций и
процедур, связанных с планированием, организацией, руководством и контролем.
I. Планирование - сбор, хранение, обработка, анализ информации - это I часть управленческого цикла. Далее идет организация выполнения плана. Планы бывают стратегические и оперативные.
II. Организация - создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнение планов и программ, обеспечение необходимых для этого ресурсов. При организации ЛПУ учитываются 2 направления, исходящих из его предназначения (роддом, станция скорой помощи, стационар, поликлиника): создание соответствующих структурных подразделений и разработка должностных функций и обязанностей сотрудников, соответствующих их уровню и исполняющим обязанности.
III. Мотивация - это создание у исполняющих запланированные управленческие решения мотивов для их реализации. Это могут быть организационно-распорядительные меры - приказы, рекомендации, указания, разрешения. Могут использоваться и экономические методы - премирования, а так же социально-психологические методы - поощрения, наказания, формирование общественного мнения.
IV. Контроль – подведение итогов. Оперативный контроль – это повседневный, подводящий итоги дня, недели. Заключительный – подводящий итоги за месяц, необходим для определения заплаты и премии. Итоговый – в конце года, позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления, дает возможность корректировать годовые планы, решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.
Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления (как бы цели, направления):
- Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
- Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
- Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят: