4. В организационную системуорганизации здравоохранения в РФ входят следующие структуры с соответствующими полномочиями (рис. 1)
|
К федеральным органам государственной власти в сфере охраны здоровья относятся: 1. Высшие органы законодательной и исполнительной власти:
Комитет по охране здоровья Госдумы, Администрация Президента, Помощник президента по социальным вопросам, Комитет по охране здоровья Совета Федерации, Правительство РФ.
1. Федеральный уровень: МЧС РФ, Минздрав РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Роспотребнадзор РФ, ФФ соицального страхования, ФФ ОМС, ПФ РФ, Медико-санитарные службы МО,МВД,ФСК,МПС и других министерств и ведомств.
2. Общественные и иные объединения федерального уровня:
Ассоциация медицинских и фармацевтических работников, Общество прав потребителей; Профсоюзы работников социальной сферы, Российское общество Красного Креста.
Главой задачей их является координация и взаимодействие органов управления и ведомств по обеспечению охраны здоровья с исключением дублирования в принятии и исполнении решений.
К их полномочиям относятся:1) проведение единой государственной
политики в сфере охраны здоровья;2)
защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;3) управление федеральной государственной
собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;4) организация системы санитарной
охраны территории Российской Федерации;5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора;6) реализация мероприятий, направленных на
спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;7)
лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;8) организация и осуществление
контрол я в сфере охраны здоровья9) ведение
федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных;10) установление
порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;11) организация
оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи
федеральными медицинскими организациями;12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации
при ЧС; 13) организация медико-биологического и медицинского
обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;14) организация и осуществление
контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;15) мониторинг безопасности медицинских изделий;16) обеспечение разработки и реализации
программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;17)
международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации.
Федеральная система здравоохранения Государственной системой здравоохранения федерального уровня управляет полномочный федеральный орган исполнительной власти - Минздрав РФ, в состав и в подчинение которого входят: РАМН, НИИ федерального уровня, Роспотребнадзор РФ и его НИИ.
К полномочиям Минздрава РФ относятся: 1) проведение
единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно- просвещению;2) установление
требований к размещению медицинских организаций государственной системыздравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;3
) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;4)
утверждение порядка создания и деятельности
врачебной комиссии медицинской организации;5) утверждение соответствующей
номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское образование);6) утверждение
типовых положени й об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;7) установление общих требований
к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;8) установление порядка организации и проведения
медицинских экспертиз;9) утверждение порядка организации и проведения
экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий; 10) утверждение правил и методик в области
статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;11) утверждение порядка организации
системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде;12) утверждение порядка
аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;14) утверждение порядка
проведения медицинских осмотров;15) утверждение
перечня профессиональныхзаболеваний; 16) утверждение
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков,их учета и хранения;17) ведет Федеральный
регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше,злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;18) ведет единый
реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;19) осуществляет
контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
4.Региональная система здравоохранения Государственной системой здравоохранения регионального уровня управляют органы государственной власти субъектов РФ – правительства регионов и органы, уполномоченные субъектами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья - Министерства здравоохранения республик и Управления здравоохранением областей В их подчинении находятся областные ЛПУ, НИИ регионального уровня, специализированные диспансеры, учреждения судебно-медицинской экспертизы.
Правительства регионов осуществляют следующие полномочия: 1
) лицензирование следующих видов деятельности:а) медицинская деятельность медицинских организаций; б) фармацевтическая деятельность; в) деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ; 2) организация
обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Средства на их осуществление выделяются в виде субвенций из федерального бюджета ежегодно устанавливаемого Правительством Российской Федерации норматива финансовых затрат в месяц на одно лицо, включенное в федеральный регистр. 3) издает
нормативные правовые акты по вопросам организации здравоохранения в регионе; 4) издает обязательные для исполнения Управлением здравоохранения региона методические
указания и инструкции по вопросам здравоохранения; 5) устанавливает требования к содержанию и формам
отчетности и к порядку представления отчетности;
Губернатор: 1) осуществляет по согласованию с Минздравом РФ
назначение на должность (освобождения от должности) руководителей и утверждает структуру Управлений здравоохранения региона;3) организует
деятельность органов здравоохранения в регионе;4) обеспечивает
своевременное представление в Минздрав РФ в установленной форме ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, сведений о выданных лицензиях, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров издаваемых нормативных правовых актов;
Полномочия Управлений здравоохранения регионов: 1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:1) защита
прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;2) разработка, утверждение и реализация
программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;3) разработка, утверждение и реализация
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;4) формирование
структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и установлениепорядка их организации и деятельности;5) организация оказания населению субъекта Российской Федерации
первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, скоро й, в том числе скорой специализированной, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации;6) создание
условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;7) организация безвозмездного
обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи при ЧС;8) организация осуществления мероприятий по
профилактике заболеваний и формированию
здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;10) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующ их редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;11)
координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;12) реализация мероприятий, направленных на
спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;13)
информирование населени я субъекта об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;14) установление мер
социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями организации и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;15) обеспечение разработки и реализация
региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;16) отдельные полномочия органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации могут быть
переданы ими для осуществления органамместного самоуправления В этом случае оказание медицинской помощигражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
5. Муниципальная система здравоохранения К органам местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов) в сфере охраны здоровья относятся:Органы Управления здравоохранением и подчиняющиеся им: ЛПУ- аптечные учреждения – образовательные учреждения.Полномочия органов Управления здравоохранения муниципалитетов:1)
создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ;2)
обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий 3)
информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении
эпидемий; 4) участие в санитарно-гигиеническом
просвещении населения и пропаганде донорства крови 5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей
при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико- санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;6) реализация на территории муниципального образования мероприятий
по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;7)
создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях 6. Три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженностьперсонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:
- Авторитарный (диктаторский) стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.
- Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.
· Либеральный ( попустительский) стиль – когда руководитель не интересуется работой коллектива, пускает все на самотек.
Кроме этих основных, выделяют и ряд других стилей управления.
· Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.
- Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.
- Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
Контрольные вопросы:
- Понятие менеджмента
- Цели менеджмента в здравоохранении.
3. Технология проведения менеджментаю
4. Функция планирования и ее виды.
5. Функция организации на примере ЛПУ.
6. Функция мотивации и ее составляющие.
7. Функция контроля и его виды.
8. Федеральные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.
9. Региональные органы государственной власти и их функции в области охраны здоровья.
10. Муниципальные органы и их функции в области охраны здоровья.
11. Авторитарный стиль руководства, его плюсы и минусы.
12. Демоекратический стиль руководства, его плюсы и минусы.
13. Либеральный стиль руководства, его плюсы и минусы.
| Орган управления здравоохранением субъекта РФ
|
|
Территориальный фонд ОМС
|
|
|
|
| -
|
|
Орган исполнительной власти субъекта РФ
| |
Орган управления муниципальной системой здравоохранения
| |
Страховые медицинские организации
| |
↓
Муниципальный орган исполнительной власти
| |
Рис.1. Рыночная модель управления системой здравоохранения РФ
| |