Введение
Современный этап развития цивилизации характеризуется переходом общества от индустриального к информационному укладу. Глобализация и стремительное развитие информационных технологий приводит к тому, что основными экономическими единицами становятся новые нетрадиционные организационные формы, более полно отвечающие новым требованиям. Иерархическая структура и бюрократическая система изживают себя. На смену традиционной организации и традиционной рабочей парадигме приходит инновационная организация виртуального типа и новая рабочая парадигма XXI века, концептуальным наполнением которой является инновационная концепция телеработы.
Этим и определяется актуальность темы работы.
При переходе к информационному обществу возникает трансформация трудовых отношений, а именно, появление «инновационных отношений» между работодателем и его сотрудниками, которые являются частью процесса формирования гибкого рынка труда. Масштабы и темп распространения инновационной занятости в развитых странах очень высоки (по оценкам в Европейских странах доля потенциальных дистанционно занятых работников составляет от 10% до 22% в общем количестве занятых). К сожалению, в России эти новые высокоэффективные дистанционные формы занятости еще не вызвали столь же пристального внимания исследователей и практиков, как в развитых странах, хотя уже отмечена ее широкая распространенность.
Телекомьютинг является одним из эффективных способов экономии на аренде и обслуживании офиса, повышения мобильности и снижения косвенных затрат, а также повышения мотивации сотрудников.
О перспективах удалённой работы заговорили давно, но именно развитие технологий сделало мечту ближе к реальности. С развитием IT-индустрии обнаружилось, что в некоторых случаях установить сотруднику дома компьютер, отправлять задания по электронной почте и оплачивать связь дешевле, чем содержать рабочее место в офисе. Такая форма организации труда в развитых странах становится довольно распространенной. Называют ее телеработа (она же - telework, telecommuting, telejob, flexplace, work-at-home, remote work). Слово «телекомьютинг» - от греческого «tēle» (издалека, на расстоянии) и английского «commute» (ездить, добираться на работу). fi-доступ в инновационных компаниях превратился в сеть, покрывающую большие пространства и часто с бесплатным доступом. Сотовая связь третьего поколения позволяет выходить в Интернет даже за пределами wi-fi. Смартфоны сегодня совмещают функции органайзера, камеры и диктофона. Мало того, что с их помощью можно получать и обрабатывать, например, высококачественные изображения - широкополосный доступ в Интернет даёт возможность эти данные пересылать, например, клиенту компании. А чем больше распространяются технологии, тем дешевле становится доступ к их достижениям.
|
Цель дипломной работы: разработать рекомендации по инновационным нововведениям в IT компании «Сидиф»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать материал на тему инноваций в организации труда.
Рассмотреть концепцию телекомьютинга.
Проанализировать основные направления в области телекомьютинга.
Предложить рекомендации по внедрению телекомьютинга в IT компании «Сидиф».
|
Объектом представленных исследований является IT компания «Сидиф».
Предметом данных исследований является внедрение инноваций в IT компании «Сидиф».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Телекомьютинг как принадлежность инновационных компаний
Суть идеи в том, чтобы не люди ходили на работу, а работа приходила к ним. «Работа - это не то, где ты находишься, а то, что ты делаешь», - говорят адепты телекомьютинга, и это весьма точно отражает принцип управления по результатам. Нет особенной разницы где, когда и как сотрудники выполняют свою работу, если они делают ее качественно и в срок.
Телекомьютинг, в основном, ограничен сферой услуг - впрочем, их доля в США достигает двух третей ВВП и 80% рабочей силы. По последним исследованиям, каждая третья (28.9%) американская компания занимается телекомьютингом. Число работников, которые хотя бы один день в неделю трудятся вне стен офиса растет по 20% в год. В 1994-м в рамках борьбы за чистоту окружающей среды в США на законодательном уровне обязали крупные компании предоставить возможность удаленной работы части своего персонала. С тех пор количество телекомьютеров увеличилось в десять раз - с 9 миллионов в 1995-м до ста миллионов в 2008-м (по оценкам Gartner). В 2004 году возник проект внедрения телекомьютинга среди работников федерального правительства. Те департаменты, которые отказываются принимать новшество, рискуют лишиться финансирования.
Работа вне офиса издавна пользовалась популярностью у представителей свободных профессий, а с появлением современных средств связи стала активно проникать в некоторые сферы бизнеса. В настоящее время многие офисные работники имеют в личном пользовании мобильные телефоны, электронную почту и другие Интернет-ресурсы, а также оргтехнику - это реальная возможность создать офис на дому. В издательском и медийном бизнесе, в сфере IT-технологий и разработки программного обеспечения перевод большей или меньшей части сотрудников предприятия «в удаленный режим» - не редкость.
|
В действительности удаленная работа требует определенной психологической готовности как от руководителей, так и от их подчиненных.
В нашей стране всплеск интереса к телекомьютингу наблюдался в 2001-2004 годах. Ряд предприятий попробовали внедрить удаленный режим работы для своих сотрудников. Некоторые из них продолжают активно пользоваться этой возможностью и по сей день, отмечая, что телекомьютинг дает колоссальную экономию на арендной плате, сокращает затраты времени работников на дорогу, повышает производительность их труда, снижает утомляемость и является отличной мотивацией. Как заявляют многие «удаленные» сотрудники офисов, преимущества надомной работы для них настолько велики, что они остались бы телекомьютерами, даже если бы это было связано с уменьшением заработной платы (возможно, телекомьютинг может служить средством привлечения грамотных кадров?). Оборудование рабочих мест на дому, как правило, оказывается более рентабельным, чем плата за большой офис, даже если оно производится за счет работодателя (и как нельзя более рентабельным, если у сотрудников уже имеется собственный комплект технических средств).
Однако некоторые предприятия, применив в своей практике телекомьютинг, вновь полностью перешли на схему работы full time. Среди причин возвращения к традиционной системе прежде всего называют недостаточную степень контроля над «удаленными» сотрудниками. Иногда ссылаются на пресловутый «национальный менталитет». Якобы «наши» люди не способны работать с полной отдачей в расслабленной домашней обстановке либо намеренно «халтурят», пользуясь невозможностью их проконтролировать, пытаются подработать на стороне в ущерб основным обязанностям, не могут самостоятельно организовать свой рабочий процесс.
Действительно, психологи отмечают у разных людей большую или меньшую природную способность к независимой работе. Прирожденными телекомьютерами считаются «герои-одиночки», самостоятельно принимающие решения по любому вопросу, обладающие высокой способностью к сосредоточению, готовые бросить вызов любым проблемам. Исследования показывают, что в России процент таких людей существенно ниже, чем, например, в США. При этом у нас гораздо выше уровень лояльности по отношению к начальству, готовности безоговорочно подчиняться его указаниям, что, как ни странно, при удаленном режиме может оказаться делу во вред.
В США, Канаде, Франции и других странах есть ассоциации телекомьютеров, форумы и встречи по обмену опытом, психологические и деловые тренинги. Любой рядовой телекомьютер, по всей видимости, способен обобщить и передать свой опыт - постольку, поскольку он способен структурировать и организовать собственную работу.
Западному телекомьютеру доступна практически любая информация, касающаяся организации деятельности домашнего офиса, - от необходимого набора канцтоваров до путей преодоления психологических проблем, подробных предложений по планированию рабочего дня, рекомендаций по выбору оргтехники, возможностей рационального использования времени, которое все-таки приходится затрачивать на разъезды.
Нельзя сказать, что в России нет ничего подобного. Однако информация такого рода распространяется в основном среди замкнутых профессиональных сообществ.
Достаточно редко у нас встречается материал, обобщающий необходимую информацию для директоров, рассредоточенных предприятий. Практически нет соответствующих семинаров, тренингов, книг по управлению «виртуальным» офисом. Опыт в данной сфере только формируется, однако многие прекрасно справляются. К сожалению, люди, на практике постигшие тонкости управления рассредоточенным офисом (организация отчетности, особенности технического оснащения и нюансы психологической работы с сотрудниками, работающими на дому) в России пока не тиражируют этот опыт.
Итак, полностью или частично «виртуализованные» офисы существуют. Иногда этот метод практикуют молодые предприятия, которым отсутствие расходов на аренду и оборудование офиса позволяет сократить стартовый капитал. В некоторых случаях офисное помещение не арендуют вообще, перекладывая его функции, например, на квартиру директора или главного бухгалтера. Иногда удаленный режим работы диктует сам характер деятельности предприятия.
«Типовой» виртуальный офис мог бы иметь следующую структуру. Чаще всего небольшое помещение все же арендуют. Оно выполняет функции места проведения переговоров, хранения документации - и некого «объединяющего центра». Постоянно в нем может находиться секретарь или офис-менеджер, принимающий звонки и поддерживающий жизнедеятельность офиса. Минимальный комплект оборудования для каждого из сотрудников - уже упоминавшийся подключенный к Интернету компьютер, домашний и мобильный телефон. Такой комплект при необходимости может быть дополнен оборудованием для видеоконференций (или бесплатным Интернет-ресурсом Skype + веб-камера приемлемого качества), другими средствами связи (факс, пейджер), оргтехникой (в зависимости от характера работы сотрудника: факс, ксерокс, принтер).
Все показатели производительности труда сотрудников, которые могут быть выражены количественно, включаются в регулярные отчеты; периодичность отчетов может быть различной, а их форма - постепенно совершенствоваться по договоренности между руководителем и сотрудником, по мере накопления опыта и появления новых идей.
Личные встречи при такой организации труда могут оказаться практически ненужными и превратиться просто в дополнительное средство поддержания корпоративной общности и своеобразной «психотерапии», так как многие телекомьютеры жалуются на чувство оторванности от внешнего мира, которое причиняет им дискомфорт и мешает продуктивно трудиться. Это один из моментов, препятствующих эффективной удаленной работе. Некоторым людям для нормальной жизни необходимо именно пребывание в коллективе - возможно, они физически никогда не смогут работать дома.
Телекомьютинг - это особый образ жизни. Чрезвычайно важна готовность не только его, принять, но и организовать свою жизнь таким специфическим образом, чтобы удаленная работа оказалась во благо всем: вам, другим сотрудникам (или, напротив, работодателям), клиентам, членам семьи, партнерам и друзьям. Основные моменты психологических тренингов для телекомьютеров - пути преодоления чувства одиночества, установление баланса между деловой и частной жизнью, техника рациональной и эффективной организации труда и личных дел, противостояние отвлекающим моментам; работа с оборудованием и современными средствами связи; построение отношений с руководством, коллегами, родственниками. То, что при удаленной работе легко получается у одного, не дается другому - кто-то может самостоятельно решать проблемы, не связанные с его непосредственными обязанностями, а кому-то необходима техническая или иная поддержка. Из способностей членов коллектива, взаимной помощи, поддержки, обмена опытом и складывается успех рассредоточенного предприятия. Как ни странно, без ежедневных встреч на работе людям удается даже упрочить свои отношения, научиться лучше понимать друг друга. Взаимному доверию и пониманию обычно способствует и вся система управления удаленными сотрудниками - гибкая, как само понятие телекомьютинга, и достаточно жесткая, чтобы доказать свое превосходство над традиционной системой, если уж на предприятии выбран режим работы в офисе, которого нет.
«Телерабочий» - это не торговля, и не профессия, и не работа, это только способ выполнения работы.
Телеработа возникает в тех случаях, когда информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) используются для удаленного выполнения разнообразных работ (исполнители, в этих случаях, находятся на определенном расстоянии от того места, где необходимы результат их работы, или от тех рабочих мест, где данные работы обычно выполняются).
Эта ситуация включает: управление телекомьютинг удаленный работа
· телеработа на дому или теледоступ к рабочему месту («телекомьютинг» telecommuting), когда постоянные или временные сотрудники работают у себя дома вместо того, чтобы ездить на работу в помещение нанимателя или заказчика;
· мобильная телеработа, когда руководители, эксперты или персонал по обслуживанию использует ИКТ для установления с заказчиками длительного контакта на расстоянии, с немедленным («прямо на ходу») предоставлением заказчику услуг и возможностей, которые ранее требовали постоянного присутствия исполнителей в офисе или их визитов в офис заказчика;
· функциональное перерасположение, означающее, что бизнес-функции, которые первоначально располагались вблизи к заказчику, теперь концентрируются и доставляются на расстоянии.
Телеработа, также, воздействуют на замену постоянного штата временными исполнителями («outsourcing»,), при котором многие виды работ могут выполняться за тысячи километров от офиса и даже пересекать национальные границы разных стран. Можно сказать, что телеработа, также, включает деятельность «распределенных рабочих групп», с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов в различных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей группе для продолжения, полученные к концу своего рабочего дня результаты.
Кроме того, что телеработа влияет на индивидов и предприятия, она имеет значительные экономические и торговые приложения. Например, большое количество работ в компьютерном программировании, которые ранее могли бы выполняться в Калифорнии или Швеции, теперь делаются в Бангалоре (одно из мест в Индии, где сосредоточено большое количество заказов со всего мира на программистские работы). Понимание телеработы во всех ее проявлениях является важным для будущего использования этих возможностей при поиске работы или ее организации.
Телеработа становится привлекательной благодаря:
· усиливающейся общей необходимости снижать затраты на производство и улучшать уровень сервиса для клиентов;
· растущему беспокойству по поводу окружающей среды и особенно негативным последствиям от дорог и автомобилей;
· возникновению сетевой экономики, в которой телеработа и телеторговля будут играть центральные роли;
· сдвигу от «системы рабочих мест» («paid employment») к «возможностям для работы» («work opportunities»), с одновременным увеличением самостоятельной занятости («self employment») и частичной занятости («part time employment»), а также усиление позиций предпринимателей, очень маленьких фирм и «микро предприятий»;
· общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование компьютеров и телекоммуникаций для изменения принятой географии работы.
Работа на дому вместо перемещения в офис. Это применимо к:
1. Нанятым телерабочим, индивидуальный контракт которых допускает работу дома наряду (или вместо) работы в помещении нанимателя.
2. Самостоятельно занятым или работающим не по найму телерабочим. Индивидуальный выбор или предпочтение работать дома. Обычно, работающие не по найму следят за конъюнктурой - если работодатель хочет, чтобы они работали в офисе, они предпочтут это сделать.
. Неофициальным или даже незаконным телерабочим. Индивид и его управляющий видят преимущества телеработы и применяют эту практику даже без «одобрения начальства», а и иногда и в противовес корпоративной политике, которая этого не допускает. Проведенные в Великобритании исследования показали, что неофициальная телеработа является более распространенной, чем официально поддерживаемые программы такого рода.
. Предпринимателям - телерабочим. Это всегда было распространено, что люди начинающие бизнес, сначала работают дома, пока они не достигнут положения, которое им позволит снять «подходящий» офис. Сейчас, все большее количество предпринимателей имеет желание пересмотреть идею формального офиса, и пытаются развивать их бизнес на основе глобальных сетей.