Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум
Альбом
для лабораторных работ по учебной дисциплине:
Электронная техника
Студента группы: МЭ-31 ______________________________
Преподаватель: Вахрушев Н.И.
Краснокамск
2015-2016уч.год
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 1
«Проверка исправности радиоэлементов»
Студент, группа_________________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Проверка исправности электролитических конденсаторов;
2. Проверка исправности диодов и тиристоров;
3. Проверка исправности транзисторов.
Оборудование:
Блоки: №1 (служит для проверки электролитических конденсаторов), №2 (служит для проверки исправности диодов и тиристоров), №3 (служит для проверки исправности транзисторов).
Теория:
Принцип определения емкости основан на измерении пульсации выпрямленного диодом VP1 напряжения. Чем больше емкость конденсатора, тем меньше пульсации. По амплитуде пульсации судят о емкости конденсатора.
Полупроводниковые диоды, стабилитроны и тиристоры пропускают ток только в одном направлении. Управляемые диоды – тринисторы пропускают ток при подаче на У.Э. импульса «+» полярности.
Принцип исправности транзистора основан на включении транзистора в схему электрического генератора. При правильном включении генератор начинает работать, громкоговоритель воспроизводит электрические колебании.
Порядок выполнения:
1. Проверка исправности электролитических конденсаторов
- отградуировать положение стрелки индикатора емкости с помощью ручки Уст. 0.
- испытуемый конденсатор №1 подключить к пластинам «+», «-» согласно полярности и записать емкость которую показывает индикатор.
|
-подобным образом измерить емкость конденсатора №2, №3. Результаты записать в таблицу.
- сделать вывод.
С1 | С2 | С3 |
Вывод:
2. Проверка исправности диодов и тиристоров (блок №2).
Проверка диодов:
- взять и подключить его к выводам «А» (анод) и «К» (катод), по свечению лампочек определить включение диодов в цепь «П» - прямое, «О» - обратное и определить исправность диода (при любом включении должна гореть только одна лампочка).
- подобную проверку выполнить с другими диодами. Результаты записать в таблицу.
- сделать вывод об исправности диодов.
Диод | UD1 | UD2 | UD3 | |||
Марка | Д7ж | |||||
Индикатор | П | О | П | О | П | О |
Состояние | + | - |
Вывод:
Проверка тиристоров:
- тиристор кремниевый управляемый, диод пропускает ток при подключении управляющего электрода. При нажатии кнопки должна загореться лампа «П» - прямое включение. Если лампа не загорается или горит 2 лампы, то тиристор неисправен.
- подобную проверку выполнить с другими диодами. Результаты записать в таблицу.
- сделать вывод об исправности тиристоров.
Тиристор | КУ | КУ | КУ | |||
Марка | КУ | |||||
Индикатор | П | О | П | О | П | О |
Состояние | + | - |
Вывод:
Проверка транзисторов:
- используем блок №3. К выводам обозначенным 1,2,3 подключаем транзистор, переключатель диапазонов ставят в положение 1, а переключатель типа p-n-p (верхнее положение), вращают ручку генерации. Добиваются появления звука. Если не появляется, то переключатель диапазонов ставят в положение 2 и ручкой генерации снова добиваются звучания. Таким образом, проверяют генерацию на 3, 4, 5,6 диапазонах. На 1 из диапазонов должно появиться звучание, в противном случае транзистор неисправен. Маркировку выводов делают по таблице на блоке.
|
- подобную проверку выполнять с транзисторами 2,3. Результаты записать в таблицу.
- сделать вывод о исправности транзисторов.
Транзистор | SA1 | SA2 | Рисунок расположения транзистора | |||
Пример | p-n-p | К | Б | Э | 1 3 | |
VT1 | ||||||
VT5 |
Вывод:
Контрольные вопросы:
1. Что такое транзистор? Устройство транзистора?
2. Как изображаться биполярный транзистор на схеме?
3. Какое распределение транзисторов по мощности?
4. Какое распределение по частоте?
5. Какие неисправности могут быть в транзисторе? Диоде? Конденсаторе?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 2
«Исследование полупроводникового диода»
Студент, группа_____________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
Закрепить теоретические знания проведения эксперимента по исследованию полупроводникового диода и его характеристик.
Оборудование:
1. Вольтметры (1-1,5 В и 10-150В);
2. Миллиамперметр 175 млА;
3. Микроамперметр 10-75 мкА.
Порядок выполнения:
1. Для исследования диода собираются схемы, приведенные на рис. 1и 2.
2. Собирать схему, рис. 1. Снять вольтамперную характеристику диода в прямом направлении. Напряжение при этом изменять от 0 до 0,5 В, через каждые 0,1 В. Результаты измерений записать в таблицу №1. По данным таблицы построить график зависимости прямого тока от напряжений Iпр = f (U).
|
3. Собрать схему, рис.2. Снять вольтамперную характеристику диода в обратном направлении. Напряжение про этом изменять от 0 до 200 В, через каждые 50 В. Результаты записать в таблицу №2. По данным таблицы построить график зависимости обратного тока от напряжений Iобр = f (U).
РmА |
2кОм |
2кОм |
РmА |
+
- Рис. 1 | +
- Рис. 2 |
Таблица №1 Прямое включение Таблица №2 Обратное включение
Uпр (В) | Iпр (мА) | Rпр (Ом) |
0,1 | ||
0,2 | ||
0,3 | ||
0,4 | ||
0,5 |
Uобр (В) | Iобр (мА) | Rобр (Ом) |
Iпр |
Iпр = f (U) |
0,2
0,1
Uобр |
Uпр |
Iобр = f (U) |
Iобр |
Контрольные вопросы:
1. Что называется прямым и обратным напряжением?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 3
«Снятие входных и выходных характеристик биполярного транзистора»
Студент, группа____________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Снять статистические характеристики транзистора.
2. Определить статистические параметры в рабочей точке.
Оборудование:
1. Миллиамперметры
2. Транзистор
PmA |
1. Собрать электрическую цепь по схеме.
PmA |
PV |
PV |
Ек |
Еб |
+ +
2. При напряжениях на коллекторе Uэк равных 0, -5,210 В. Снять семейство входных характеристик
Iб = f(Uбэ). Полученные данные записать в таблицу.
Uбэ | Iб при Uкэ | ||
-5 | -10 | ||
0,1 | |||
0,2 | |||
0,3 | |||
0,4 | |||
0,5 | |||
0,6 |
3. Снять семейство выходных у характеристик для токов базы от 30 мкА до 200 мкА. Для этого при постоянном токе базы установить зависимость Iк = f(Uкэ). Результаты записать в таблицу.
Iб = 30 мкА | Iб = 75 мкА | Iб = 150 мкА | |||
Uк (B) | Iк (mA) | Uк (B) | Iк (mA) | Uк (B) | Iк (mA) |
4. По результатам измерений построить входные Iб = f(Uбэ) и выходные Iк = f(Uкэ) характеристики.
5. По выходным характеристикам определить входное сопротивление транзистора для указанной преподавателем рабочей точки.
6. По выходным характеристикам определить выходное сопротивление транзистора Rвых и коэффициент передачи тока базы: ; Iб = const; .
Контрольные вопросы:
1. Объяснить принцип действия транзистора.
2. Как определяются параметры транзистора по их характеристикам.
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 4
«Исследование тиристора»
Студент, группа______________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Определить Uпр. тиристора при различных значениях Iуэ..
2. Построить вольтамперную характеристику I = f (U).
Оборудование:
1. Прибор для снятия вольт-амперной характеристики.
Теория:
Тиристор – полупроводниковый прибор на монокристалле с 4 – слойной структурой (С 3 электронно-дырочными переходами). Обладает свойствами управляемого электрического вентиля. Выпускаются на токи от 1 мА до 10 кА и напряжением от нескольких вольт до нескольких кВ. Применяются в силовых устройствах преобразовательной техники и в автоматике.
Особенностью тиристоров является их своеобразная вольтамперная характеристика, позволяющая говорить о том, что в них происходят лавинные процессы ударной ионизации на p-n переходах. Вследствие лавинного пробоя внутреннее сопротивление полупроводника резко уменьшается, а протекающий через него ток резко возрастает.
Переход тиристора из закрытого состояние в открытое можно осуществить двумя способами: 1 – увеличение прямого напряжения до состояния пробоя; 2- при постоянном рабочем напряжении и подаче положительного управляющего импульса на управляющий электрод.
Тиристоры принято различать по числу выводных электродов. Если имеется два вывода, то прибор называется динистром, три вывода – тринистором, четыре - бинистром.
Порядок выполнения:
1. Подключите лабораторный блок согласно схеме. R2 вывести на ноль.
2. Включите питание блока.
3. Проверить работу схемы: повернуть R2 до конца вправо и наблюдать свечение нагрузочных ламп. Вернуть R2 к нолю.
4. Найти пробивное напряжение для тиристора при разных токах, подаваемых на управляющий электрод. Плавно поднять напряжение на тиристоре с помощью R2, фиксируя показания измерительных приборов:
a) При отсутствии тока на управляющем электроде IУ0
b) При малом токе на управляющем электроде IУ1
c) При малом токе на управляющем электроде IУ2
5. Составить таблицу:
IУэ | IУ0 | IУ1 | IУ2 |
U |
6. Сделать выводы о зависимости напряжения пробоя тиристора от тока, поданного на управляющий электрод.
7. Снять вольт-амперную характеристику I = f (U) при IУ0, IУ1, IУ2.
IУ0
U (B) | ||||||||
I (mA) |
IУ1
U (B) | |||||
I (mA) |
IУ2
U (B) | |||||
I (mA) |
8. Построить графики
Контрольные вопросы:
1. Что такое тиристор? Их виды.
2. Устройство тиристора.
3. Какими способами можно осуществить переход тиристора из закрытого состояния в открытое?
4. Где применяются тиристоры?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 5
«Изучение электронного осциллографа»
Студент, группа_________________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Изучить назначение, устройство и работу осциллографа.
2. Научиться измерять напряжение и временные промежутки.
Оборудование:
1. Осциллографы: С1-72 и ОМЛ-2М
2. Инструкция к осциллографам
3. Генератор Н.Ч.
4. Учебник и плакат
Порядок выполнения:
1. Прочитать по учебнику общие сведения об осциллографе.
2. Составить блок-схему осциллографа (по плакату).
3. Изучить назначение ручек управления.
4. Включить осциллограф С1-72 в сеть:
a) Переключателем развертки время / дел. добиться изменения движения луча слева направо
b) Выключить развертку, нажав кнопку «Вход Х» и подать на вход «У» сигнал постоянного или переменного напряжения; установить кнопку , ~ в соответствующее положение. Исследуемый сигнал берём с генератора Н.Ч. при различных значениях ручки «Уровень».
c) Учитывая положение переключателя вольт/дел. определить амплитуду входного сигнала генератора в диапазоне (20-200) Гц, (200-2000) Гц и (2000-20000) Гц.
Результаты занести в таблицу.
Диапазон частот F (Гц) | U (В) | |
20-200 | ||
200-2000 | ||
2000-20000 |
d) Измерение интервалов времени
Пусть Т- время/дел. определяется положением переключателя развертки. Если длительность процесса на экране составляет N – делений, то длительность процесса T = N·T. Установим частоту генератора в диапазоне частот (20-200) Гц; добьемся изображения синусоиды на экране, чтобы она имела 1-2 периода колебаний. Изменим длительность периода и вычислим частоту колебаний .
Подобные измерения выполнить в диапазоне частот (200-2000) Гц и (2000-20000) Гц.