Диапазон частот F (Гц) | Установленная частота (Гц) генератора | Период | Частота по осциллографу |
20-200 | |||
200-2000 | |||
2000-20000 |
Контрольные вопросы:
1. Назначение основных блоков осциллографа?
2. Как измеряется напряжение?
3. Как измеряются интервалы времени и частота?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 6
«Исследование однофазных выпрямителей и слаживающих фильтров»
Студент, группа______________________________________________ Дата_____________________
Цель работы:
1. Изучить работу однополупериодного и двухполупериодного выпрямителей.
2. Исследовать слаживающее действие различных типов фильтров.
Описание лабораторной установки:
Исследование выпрямителей производится на лабораторном макете «Выпрямители». Принципиальная схема макета приведена на рисунке на лицевой панели макета. Переменное напряжение подается на входные клеммы макета, переключатель SA1 – выбор типа выпрямителя (в верхнем положении однополупериодный, в нижнем двухполупериодный). SA2- подключение емкости фильтра Сф1. Sa3 – подключение к фильтру индуктивности Lф (в верхнем положении) или резисторе Rф (в нижнем положении). SA4 – подключение емкости Cф. Таким образом с помощью переключателей можно составлять разные схемы выпрямителей и подключать разные фильтры.
Порядок выполнения:
1. Изучить теоретическую часть.
2. Ознакомиться со схемой макета.
3. Исследовать однополупериодный выпрямитель без фильтра. Для этого перевести все переключатели SA1-SA4 в верхнее положение, подключить входные клеммы макета к источнику переменного напряжения 10 В, подключить вольтметр к клеммам (+) и (Uвых.1), снять показания прибора, с помощью осциллографа замерить частоту пульсаций.
|
Результаты измерений занести в таблицу.
4. Исследовать двухполупериодный выпрямитель без фильтра. Для чего перевести переключатель SA1 в нижнее положение, так же снять показания и занести в таблицу 1.
5. Исследовать однополупериодный выпрямитель с емкостным фильтром, для этого перевести переключатель SA1 в верхнее положение, SA2 в нижнее, повторить все замеры, результаты занести в таблицу 1.
6. Исследовать двухполупериодный выпрямитель с емкостным фильтром. Перевести SA1 в верхнее положение, снять показания и занести в таблицу 1.
7. Исследовать однополупериодную схему с П-образным LC-фильтром. Перевести SA1 в верхнее положение, SA2 и SA4 в нижнее, сделать замеры, результаты занести в таблицу 1.
8. Исследовать двухполупериодную схему с П-образным LC-фильтром. Перевести SA1 в нижнее положение, сделать замеры, результаты занести в таблицу 1.
Таблица 1.
Контрольные вопросы:
1. Чем отличаются схемы однополупериодного и двухполупериодного выпрямителей?
2. Для чего применяются сглаживающие фильтры в выпрямителях?
3. От чего зависит коэффициент пульсаций?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 7
«Исследование работы компенсационного стабилизатора напряжения»
Студент, группа_________________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Изучить работу компенсационного стабилизатора напряжения.
2. Научиться строить график входного напряжения.
Порядок выполнения:
1. Изучить по принципиальной схеме устройство и работу стабилизатора.
|
Теория:
Описание работы схемы стабилизатора компенсационного типа.
Рассматривая работу стабилизатора, предположим, что в результате повышения напряжения на выходе (Uвыx) так же станет возрастать. Тогда напряжение на эмиттерном переходе транзистора начнется уменьшаться, а транзистор начнется закрываться. Падение напряжения на участке эмиттер-коллектор (Uк.э.) при этом возрастает настолько, что выходное напряжение уменьшится до прежнего значения. Аналогично можно проследить за работой стабилизатора при уменьшении входного напряжения. Таким образом. Рассматриваемый стабилизатор можно представить в виде входного напряжения, состоящего из транзистора и нагрузки. Транзистор (его называют регулирующим) выполняет роль сопротивления, величина которого при изменении входного напряжения и тока нагрузки изменяется входным напряжением (U э.б.) таким образом, что входное напряжение стабилизатора остается практически постоянным. Иными словами изменение напряжения на регулирующем транзисторе компенсирует изменение входного напряжения стабилизатора его тока нагрузки. Вот почему подобные стабилизаторы называют компенсационными.
2. Найти на стенде блок стабилизатора и подключить к нему источник регулируемого постоянного напряжения pV1 – на вход, pV2 – на выход.
3. Снять характеристику Uвых = f (Uвх)
Uвх | |||||||
Uвых |
Uвх | |||||
Uвых |
4. По данным таблиц составить график Uвых = f (Uвх) напряжения.
|
Uвых |
В |
А |
Uвх |
5. По характеристике определить участок стабилизации и номинальное сходное напряжение. Для этого .
6. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Устройство компенсационного стабилизатора.
2. Работа стабилизатора.
3. Применение.
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 8
«Исследование транзисторного усилителя»
Студент, группа_________________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Изучить принцип действия, устройство и режим работы транзисторного усилителя на примере схемы с ОЭ (общим эмиттером).
2. Исследовать и сравнить особенности разных вариантов схемы усилителя.
Порядок выполнения:
1. Подготовить лабораторный макет для исследования схемы усилителя.
Для этого необходимо подключить генератор и милливольтметр на вход усилителя. Включить осциллограф и настроить на выходе генератора (на входе усилителя) напряжение Uвх = 10..20 mV и частоту f = 1 кГц. При этом тумблер SA1 должен быть переведен в нижнее положение, SA2 в положение – 1 (схема №1 без термостабилизации и без обратной связи).
2. Установить на выходе выпрямителя напряжение питания Uпит = 10 В и подать на усилитель.
3. Измерить напряжение на выходе усилителя Uвых . Снять выходную осциллограмму. Результаты занести в таблицу.
4. Подключить к схеме термостабилизацию (перевести SA2 в положение 2). Измерить Uвых , снять осциллограмму, результаты занести в таблицу.
5. Подключить цепь ООС (отрицательной обратной связи) включив тумблер S1, и также снять выходные параметры. Результаты занести в таблицу. Вычислить коэффициенты усиления по формуле:
6. Сравнить результаты измерений работы усилителя и сделать выводы.
1. Схема без термостабилизации и обратной связи | 2. Схема с термостабилизацией | 3. Схема с отрицательной обратной связью | |
Uвх (mV) | |||
Uвых (mV) | |||
Контрольные вопросы:
1. Для чего нужна термостабилизация?
2. Что изменяется при введении ООС?
3. От чего зависит коэффициент усиления усилителя?
4. Для чего нужная входная емкость?
5. Почему форма выходного сигнала может отличаться от формы входного сигнала?
6. Почему в усилителях чаще всего используется схема с общим эмиттером?
Дисциплина «Электронная техника»
Отчет по лабораторной работе № 9
«Исследование LC - генератора»
Студент, группа____________________________________________ Дата____________________
Цель работы:
1. Изучить устройство LC - генератора и условия возникновения генерации.
2. Выяснить влияние параметров контура на частоту электрических колебаний.
Теория:
Электронным генератором называется устройство, преобразующее энергию источника постоянного тока в периодические электрические колебания требуемой мощности, частоты и формы.
Принцип работы генератора: случайные незначительные изменения напряжения на выходе усилителя после усиления через цепь положительной обратной связи подаются снова на вход усилителя. Эти колебания превращаются в незатухающие при выполнении двух условий самовозбуждения генератора: баланса фаз и баланса амплитуд. Баланс фаз заключается в том, что напряжение обратной связи должно быть в фазе с первоначальным изменением напряжения на входе. Баланс амплитуд состоит в том, что амплитуда напряжения обратной связи должна быть больше некоторой величины, называемой критической, т.е. за период «Т» потери энергии в контуре должны быть полностью компенсированы энергией источника тока.
где К – коэффициент усиления усилителя;
β – коэффициент передачи цепи обратной связи.
В качестве усилителя используется резонансный усилитель. Частота колебаний генератора определяется параметрами колебательного контура.
Порядок выполнения:
1. Ознакомиться со схемой лабораторно блока.
2. Подключить блок к источнику питания U=9÷12 В и осциллографу.
3. Подать питание на лабораторный блок.
4. Исследовать влияние полярности обратной связи на условия генерации.
5. Поставить «С» в максимальное значение. Переключая число витков катушки наблюдать за изменениями электрического сигнала на осциллографе.
6. Сделать выводы о влиянии числа витков на частоту выходного сигнала.
7. Поставить «L» в III положение. Изменяя емкости наблюдать за изменениями электрического сигнала на осциллографе.
8. Сделать выводы о влиянии емкости на частоту выходного сигнала.
9. Составить таблицу. Определить период «Т» по шкале переключателя развертки. Вычислить частоту «f » и индуктивность катушки «L» по формуле Томсона в каждом из трех положений.
№ положения SA2 | C (мкФ) | Т (мс) | f (кГц) | L (мГн) |
I | 0,0068 | |||
II | 0,0047 | |||
III | 0,01 |
; ;
Контрольные вопросы:
1. Что такое генератор? Их виды.
2. Устройство генератора «LC» типа.
3. Условия самовозбуждения: а) баланс фаз;
б) баланс амплитуд.
4. От чего зависит частота электрических колебаний генератора?
5. Какую форму колебаний дает генератор «LC» типа?
6. Какое влияние на работу генератора окажет сердечник, помещенный внутри катушки?
7. Где применяются электронные генераторы?