Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ




Алгоритм разработки дополнительной общеразвивающей программы

Структура программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

4. Содержание учебного плана.

5. Календарный учебный график.

6. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

7. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

Титульный лист

На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения организации);

- наименование образовательного учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

- дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и № приказа);

- название программы;

- направленность программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

- место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

Пояснительная записка

1. Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории,

регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят. Обоснование не должно быть очень большим, достаточно будет одного-двух абзацев грамотных и ясных предложений.

Например: Рисование – одно из любимых занятий ребят. Если выбрать правильный метод преподавания, дети усвоят целый ряд новых навыков, укрепят зрительную память, научаться замечать цвета и формы окружающего мира. В результате они будут пытаться воплотить и свое собственное видение. Надо поддерживать стремление детей не только рисовать с натуры, но также изображать их собственные фантазии.

2. Направленность программы – художественная (техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).

3. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагает:

- новое решение проблем дополнительного образования;

- новые методики преподавания;

- новые педагогические технологии в проведении занятий;

- нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Например: Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена проектная деятельность с использованием компьютерных технологий.

4. Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

- на анализе социальных проблем;

- на материалах научных исследований;

- на анализе педагогического опыта;

- на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

- на современных требованиях модернизации системы образования;

- на потенциале образовательного учреждения;

- на социальном заказе муниципального образования и других факторах.

Например: Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» определяется необходимостью подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников.

5. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения.

В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.

Например: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Как вести за собой» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание


методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование лидерских навыков является педагогически целесообразной.

6. Цель программы – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели необходимо избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Цели могут быть направлены:

- на развитие ребенка в целом;

- на развитие определенных способностей ребенка;

- на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

- на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

- на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

- на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

- на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Например: Цель программы: формирование у обучающихся интереса к техническому творчеству.

Цель программы: эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства.

7. Задачи программы. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Нужно сформулировать адекватное количество задач.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

- обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

- развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

- воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы Существительные
способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, обучить, сформировать, обеспечить, поддержать, расширить, углубить, познакомить, предоставить возможность и т.д. помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление возможности и т.д.

Варианты формулировок задач.

Обучающие:

1. Способствовать овладению русской народной певческой манерой исполнения.

2. Обучить навыкам танцевального мастерства.

3. Научить правильному дыханию.

Развивающие:

1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.

3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.

Воспитательные:

1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщѐн. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.

Например: Отличительной особенностью программы является то, что она даѐт возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчествам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: