Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Раменский»
Программа «Ментальная логоритмика»
Тематика: инновация, организация досуга населения, образование, работа с пожилыми людьми, работа с людьми с ограниченными возможностями.
Муниципальное образование: г. Жуковский
Кратко о себе: Блинкова Анна Николаевна,1981г.р., образование - высшее, в 2005 году закончила Адыгейский Государственный Университет, факультет «Социальная педагогика и психология», специальность – социальный педагог-психолог, а также, в 2006 году, Институт психологии, управления и бизнеса при РГУ, специальность - практический психолог. Является сертифицированным практиком нейролингвистического программирования (НЛП). Автор «Комплексного метода психокоррекции для граждан пожилого возраста и инвалидов» (2009) и психокоррекционной программы для граждан пожилого возраста «Ментальная логоритмика» (2017).
Участник конкурсов на соискание губернаторской премии «Наше Подмосковье» с проектами: «Арттерапия, как способ ускорить процесс адаптации у пожилых людей» (2016) и «Ментальная логоритмика - в дар пенсионерам» (2018), Финалист «III – го Всероссийскиго Смотра – конкурса на лучшую презентацию социального учреждения - 2018» в номинации «Лучший инновационный проект».
Я, Блинкова Анна Николаевна, работаю в Отделении дневного пребывания ГБУСО МО «Комплексном центре социального обслуживания и реабилитации «Раменский» психологом более десяти лет. Всё это время посвятила психологической реабилитации и социально-психологической адаптации людей пожилого возраста и инвалидов.
|
В 2017 году, в целях поиска новых интересных и эффективных форм психокоррекционной работы, мной была разработана новая программа для пожилых людей, получившая название «Ментальная логоритмика».
Это специальные дополнительные занятия для граждан пожилого возраста, с целью поддержания и развития их познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления) и профилактики наступления ранней деменции.
Актуальность программы:
Основной контингент Отделения дневного пребывания (ОДП) – пожилые люди. Почти в каждой семье есть пожилые люди. Известен факт, что в процессе старения страдает и психика. Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы. Кроме физических недугов, связанных с процессами старения, происходят изменения психических функций. К ним относят нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки в целом – нарушение адаптационных механизмов. Эти изменения психики, выраженные в разной степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека. Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте. Вероятность развития старческой деменции возрастает, начиная с 75-ти лет, иногда раньше. Старческая деменция относится к психиатрической патологии и проявляется прогрессивным развитием нарушений психической деятельности. В результате подобных изменений наблюдается тотальное слабоумие с когнитивными нарушениями, снижением внимания и амнезией. Происходящие изменения включают в себя утрату способности к сосредоточиванию и быстрому переключению внимания, замедляются процессы анализирования и обобщения, происходит дезориентация во времени, поступки и суждения человека становятся непонятными окружающим. Деменция пожилого и старческого возрастапроявляется утратой способности четко выражать свои мысли, правильно подбирать слова, а также выполнять определенные целенаправленные действия.Пожилые люди выпадают из общественной жизни, растрачиваются навыки самообслуживания. Фатальная ситуация для одиноких пенсионеров.
|
В связи с этим, мною была разработана новая психокоррекционная программа, направленная на поддержание и развитие когнитивных способностей у пожилых людей: памяти, мышления, восприятия, внимания, основной идеей которой, является организация процесса укрепления важных психических функций в досуговых формах деятельности для лиц пожилого возраста.
Цель программы: Продление периода социальной активности пожилых людей посредством поддержания и развития основных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) и профилактика ранней деменции в форме новой развивающей досуговой деятельности.
Задачи программы:
1. Включить пожилых людей в процесс мыслительной и творческой деятельности для поддержания функций памяти, мышления, восприятия и внимания.
|
2.Способствовать развитию зрительно-моторной координации, помогающей сохранять живость ума.
3.Развитие интуитивных способностей.
4. Поддержание и укрепление логического мышления.
5. Способствовать максимальному удержанию концентрации внимания в процессе выполнения заданий.
6.Улучшение продуктивности запоминания и характеристик оперативной и кратковременной памяти.
На групповом занятии, продолжительностью 45 минут, используются интеллектуальные игры, логические задачи, головоломки, оптические иллюзии, настольные игры на развитие и поддержания внимания, памяти и мышления, командные задания. Для выполнения разнообразных заданий, пенсионерам приходится задумываться, рассуждать, запоминать, анализировать, сравнивать и обращаться к интуиции. Они достаточно уверенно берутся за работу, не пасуют перед трудностями, кропотливо думают над решением логических задач и головоломок, и зачастую, накопленный опыт, выдержка и терпение приводят к успеху. Пожилые люди с радостью посещают это полезное и интересное занятие.
Формы работы: графический диктант, сбор частей изображения в единое целое, соревнование по решению задач с подвохом, интеллектуальные игры, задания на интуицию, командные настольные игры на внимание и координацию движений Шаффлборд, Матрёшка, и др., тестирование, анкетирование.
Для достижения цели и результативности проекта я использую такой инструментарий, как: карточки В.Кайе «Лабиринты» для составления орнамента по инструкции, используются интеллектуальные игры, настольные командные игры, логические задачи, спичечные головоломки, ребусы-расчеты, а так же методики, для улучшения объёма восприятия и памяти, головоломки и оптические иллюзии.
Бородуля Елизавета Прокофьевна, более трех месяцев посещает занятия по программе «Ментальная логоритмика». «Мне нравится работать с карточками. Там все время приходится соображать. Работаем в команде по 4 человека, и надо со всеми договориться под каждого подстроится, все правильно разложить, чтобы картина общая получилась! Очень хорошее занятие, улучшает и память, и мышление, и мелкую моторику…» - рассказывает об одном из заданий - работе с карточками В.Кайе восьмидесятилетняя пенсионерка.
«Занятия которые здесь проводятся, способствуют сохранению умственных способностей. Иногда сидишь, и 10-15 минут проходит, пока осмысливаешь задание, как преобразовать фигуры к другому виду, используя заданное количество спичек, пока додумаешься, ведь это не так просто…»-вторит ей Винокуров Виктор Алексеевич, которому 78 лет. Он больше всего любит работать со спичечными головоломками.
Психодиагностика. Для того чтобы увидеть результаты работы, я два раза за 21 день провожу психодиагностику состояния пожилых людей до и после курса прохождения 8 занятий по программе «Ментальная логоритмика». Сюда входят методики исследования концентрации и устойчивости внимания. Так же методики диагностики оперативной, механической, кратковременной и ассоциативной памяти и измерение объёма восприятия.
Результаты психодиагностических исследований показывают, что у пожилых людей высокий интерес к подобного рода занятиям, так как пенсионеры сконцентрированы на своём физическом и психическом здоровье. Проанализировав данные с начала применения в ОДП программы «Ментальная логоритмика», можно констатировать следующие результаты:
1. Улучшение показателей пространственного мышления.
2.Увеличение времени удержания информации в памяти.
3. Улучшение показателей механической памяти или удержание результата сроком до полугода.
4. Увеличение времени концентрации внимания в процессе выполнения заданий.
5. Развитие интуитивных способностей.
6. Поддержание и укрепление логического мышления.
7. Получение положительных эмоций и радостных чувств.
«Мне много лет - 88 скоро будет. И мы ходим на занятия «Ментальная логоритмика». Сами удивляемся, как нам здесь много дают. Занятия память улучшают, запоминать стали лучше и это помогает общаться, а, столько нового и полезного для себя открыли и нам продляет это жизнь. Все, кто нас знает, столько нам лет не дают! Мы сами удивляемся...» - делится своими впечатлениями пенсионерка Анна Александровна Архипова.
Мы делаем вывод, что за 8 занятий по «Ментальной логоритмике» (в рамках одной смены), улучшаются или остаются неизменными, но не ухудшаются показатели, характеризующие восприятие, внимания, память и мышление. Пожилым людям рекомендуется продолжать занятия по программе «Ментальная логоритмика», как минимум 2 раза в неделю по 45 минут.
Никольской Елене Николаевне 71 год, она с удовольствием посещает занятия, выполняя задания повышенной сложности. «Мне интересно наблюдать за нашими пенсионерами, люди действительно меняются…Если в начале смены не все вникают в работу, то к середине заезда, очень многие включаются и начинают логически мыслить и с интересом браться за решение новых задач, а их на наших занятиях много… Это помогает развивать не только мышление, но и общаться друг с другом. Внимание, память развивается. И каждый раз лучше и лучше получается у всех…»-отмечает пенсионерка, решив очередную логическую задачу.
На основании данных, полученных эмпирическим путем, делаем вывод, что у пожилых людей, посещающих занятия по «Ментальной логоритмике»,осуществляетсяподдержание и развитие познавательные способностей: памяти, мышления, восприятия, внимания, а значит и профилактика ранней деменции, что позволяет им дольше оставаться включенными в общество - полноценными самостоятельными личностями.
Ведь главная функция занятия - не дать когнитивным способностям в пожилом возрасте расстроиться или угаснуть, как можно дольше сохранить ясность ума, четкость мысли, продлить статус активного пенсионера, а это – и далее иметь способность к самообслуживанию, а значит не быть тяжким бременем для своих детей и внуков.
Охват программы:
Количество пожилых людей, занимающихся по программе «Ментальная логоритмика», составляет 220 человек.
Они посетили занятия по 45 минут 2 раза в неделю за 21 день 11 смен подряд с осени 2017 года.
Мероприятия в рамках программы:
О сенью 2017г «Зарядка для мозга» - первый курс занятий по «Ментальной логоритмике» в Отделении дневного пребывания. Пенсионеры на протяжении 8 занятий, сконцентрировано думали над решением логических задач и «спичечных» головоломок, разгадывали оптические иллюзии и слагали стихи. 46% группы к 4-5 занятию справлялись с поставленными задачами вовремя, а 30% пенсионеров – улучшили свои диагностические показатели только через 8 занятий. Хороший результат для пожилых людей!
В декабре 2017 г. прошел турнир на внимание и быстроту реакции «Лабиринты» На занятиях использовались карточки В.Кайе для составления орнамента по инструкции и в свободном стиле.
В феврале 2018 года был проведен «Мозговой штурм», где каждый участник должен был выполнить ряд заданий на улучшение внимания, памяти, на логическое и образное мышление, тем самым приняв участие в ментальном состязании.
Весной 2018 года соревнование по настольным командным играм на внимание и быстроту реакции и на скоростное разгадывание логических задач.
.