Менеджер проекта – это главная фигура в процессе управления проектом. Он несёт ответственность за эффективное использование выделенных ресурсов и конечный результат.
Основные функции менеджера проекта:
1) участие в выборе идеи проекта.
2) выбор проектировщиков и подрядчиков.
3) организация проектов.
4) контроль за разработкой проектно-сметной документации.
5) планирование отдельных составных частей проекта.
6) контроль за ходом, качеством и выполнением работ по реализации проекта.
7) эффективность работы менеджера во многом зависит от профессионализма его команды, подобранной для реализации проекта.
В команду проекта могут входить:
1) Инженер-координатор – несущий ответственность за координацию работ по проекту на всех его стадиях. В круг его обязанностей входят: определение объёмов работ и сроков их выполнения, установление взаимосвязей между проектами, планирование и контроль, обеспечение выполнения стандартов и нормативов при реализации проекта, организация связей между участниками проекта.
2) Менеджер по проектированию – он участвует в планировании проектных работ, следит за качеством проектирования и подбором персонала, контролирует изменения вносимых в проект, согласованных в номенклатуре материалов использованных в проекте.
3) Специалист по закупкам, поставкам (снабженец) – несёт ответственность за поставку материалов, оборудования и других ресурсов на стадии реализации проекта. Так же он контролирует качество ресурсов и следит за соблюдением сроков установленных контрактами на поставки.
4) Координатор по эксплуатации оборудования – он отвечает за проведение испытаний смонтированного оборудования, готовит специальный план испытаний и функционирования оборудования, обеспечивает координацию всех участников проекта занятых на эксплуатации оборудования.
5) Руководитель финансово-бухгалтерской службы. Его функции:
- бухгалтерский учёт затрат и поступлений по проекту.
- анализ эффективности отдельных направлений и проекта в целом, контроль за использованием бюджета проекта на всех стадиях его реализации.
Таким образам основная функция руководителя финансово-бухгалтерской службы – это контроль за денежными потоками по проекту.
6) Менеджер по связям с общественностью (Пиар менеджер):
Он несёт ответственность за обработку всей информации по проекту и отвечает за связи со СМИ.
Его функции:
-подготовка пресс релизов.
-организация рекламных и пиар мероприятий.
-встречи и контакты со СМИ.
7) Администратор проекта:
Решает различные административные вопросы, улаживает возникающие конфликты и споры, предлагает наиболее приемлемое решение, освобождая от этого руководителя, менеджера проекта.
Таким образам: профессиональный менеджер проекта, и качественно подобранная команда основных специалистов по различным направлениям функционирования проектов является залогом успешной реализации проекта в будущем.
Планирование осуществления и реализация проекта.
Основная цель планирования проекта – это обеспечение интеграции всех участников проекта и концентрация их внимания на достижение конечных результатов проекта.
Сущность планирования разработки и реализации проектов состоит в:
- в определении и согласовании во времени содержания всех работ по выполнению проекта.
- в определении эффективных методов и способов использования ресурсов всех видов, необходимых для реализации проекта.
- в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками и исполнителями проекта.
Планирование – это непрерывный процесс, который должен осуществляться на всех этапах реализации проекта.
В процессе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта, в том числе продолжительность его в целом и отдельных частей, потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, объёмов работ и необходимость привлечения сторонних организаций (проектных, строительных, финансовых, консалтинговых и других). Плановые расчёты должны обеспечить реализацию проекта в установленные сроки с минимальными затратами при высоком качестве использования.
В инвестиционном проектировании используются следующие системы проектных планов:
1) Концептуальный.
2) Стратегический.
3) Тактический (текущий и оперативный).
1)Концептуальный план. Определяет цели и задачи проекта, рассматривает различные возможные варианты организации производства и действий по достижению поставленных целей. В нём оцениваются положительные и отрицательные стороны каждого варианта, устанавливается ориентировочное направление реализации проекта с укреплённой структурой работ, определяются основные точки контроля, проводится оценка стоимости необходимых ресурсов и их объёмов.
Такой план часто называют, бизнес-планом и к его разработке нужно, относится серьёзно.
2)Стратегический план. Его назначение заключается в том, что бы показать, как промежуточные этапы реализации проекта выстраиваются к конечному построению цели. Он устанавливает основные этапы и контрольные точки проектов, сроки реализации отдельных этапов и поэтапные потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.
3)Тактический план.
Текущий план – уточняет сроки выполнения работ, потребности в ресурсах, взаимодействие между исполнителями работ и направление действий каждого из исполнителей.
Оперативный план – детализирует задание исполнителям на наибольшие отрезки времени.
Исходя из представленной классификации, планы можно различать по степени охвата объёмов работ. Выделяют: 1) Комплексный (сводный, генеральный), он составляется на все виды работ по проекту; 2) Частный – по отдельным участникам и исполнителям работ по проекту; 3) Детальный – по всем видам работ.
Процесс планирования проекта состоит из этапов, которые включают:
1) Определение целей, задач и основных экономических показателей проекта.
2) Структуризация проекта.
3) Оценка реализуемости проекта, оптимизация его параметров по срокам, ресурсам и другим критериям.
4) Расчёт потребностей ресурсов.
5) Оформление или утверждение планов и бюджета проекта.
6) Доведение плановых заданий до исполнителей.
7) Контроль за использованием плановых заданий и утверждение отчётов об их исполнении.
Зарубежный опыт планирования проекта
Зарубежный опыт выделяет несколько основных моделей и методов планирования проекта:
1) Метод критического пути (CPM):
Данный метод позволяет представить комплекс взаимосвязанных действий в виде сетевого графика. Данный график имеет одну исходную, одну завершённую вершину и целый ряд промежуточных вершин которые постоянны, соответственно некоторым событиям. Вершины соединены дугами, которые соответствуют выполненным работам.
Основная цель такого метода – это определение кратчайшего (критического) пути от исходного события к завершающему. Данный метод позволяет определить оптимальный срок реализации проекта и наметить мероприятия в случае задержки, на каком-либо этапе.
2) Метод оценки и систематического пересмотра плана (PERT):
Если в методе критического пути длительность планирования действий известна, то в методе оценки и систематического пересмотра плана продолжительность операций характеризуется случайными величинами, которые подразделяются на три вида оценок:
1) Оптимистическую
2) Пессимистическую
3) Наиболее вероятную
Временные параметры сетевого графика определяются по аналогии с методом критического пути, с той лишь разницей, что за время выполнения работ принимается среднее значение.
Вообще сетевое планирование возникло в начале 70-х годов в строительстве, прежде всего при сооружении сложных при финансировании объектов. С середины 70-х годов оно трансформировалось в календарное планирование, а в 80-е годы появилась логистика.
В дальнейшем сетевое планирование развивалось, появились структурное, ресурсное планирование, комплексные методы имитационного моделирования и даже появился отдельный раздел в философии (Философия руководства проектом).