Дон Жуан в интерпретации Мольера




 

Мольер пришел в литературу в период расцвета классицистической трагедии. Комедии воспринимались зрителями как несерьезное зрелище, мало только развлекать публику. Мольер предоставил комедии совсем другой смысл. Его пьесы были не только интересными, но и поучительными. Принимая образы и ситуации с современной ему жизни, драматург показывал людям их недостатки, страсти и ошибки. Мольер соединил правила классицизма с традициями народного театра, которое предоставило его произведениям особую жизненности те динамизму. Они стали проявлением самого духа народа, духа свободомыслия, непокорности и протеста против всего низменного, фальшивого, порочного. Мольер доказал, что комедия может воздействовать на зрителя не меньше, а возможно, даже и больше, чем трагедия. Вместе художник был настоящим новатором в области литературы и театральной деятельности, потому вышел за пределы классицизма и заложил новые принципы драматургии.

Жан Батист Поклен (сценическое имя Мольер) родился 15.01.1622 в Париже. Его отец был хозяином обойной магазина, а впоследствии купил себе должность придворного обойщика, а через некоторое время получил почетное звание королевского камердинера. Мольер учился в Клермонском коллеже.

Большое влияние на Мольера оказали лекции П. Гассенди. Опираясь на его учение, писатель позже будет глубоко исследовать человеческие характеры и жизни, отдавая предпочтение не умозрительным схемами и абстрактным рассуждениям, а опыта. Поэтому образы Мольера такие живые и достоверные.

По окончании коллежа Мольер вступил в Орлеанского университета, где получил ученую степень лиценциата прав, после чего был принят в корпорацию адвокатов. Однако он мечтал стать актером. Несмотря на сопротивление родителей, осуждение актеров церковью, неуважение людей к актерам, Мольер решил посвятить свою жизнь театру.

В 1643 году вместе с семьей Бежар он основал в Париже театральную труппу - так называемый "Блистательный театр". Но через два года он распался. Мольер начал странствовать со своей труппой. За годы своих путешествий (1645-1658), он наблюдал за людьми и их жизнью, откуда и правдоподобность образов.

Слава Мольера и его труппы постепенно росла, достигнув наконец Парижа. 24.10.1658 года его труппа выступила в Лувре перед королем Людовиком XIV.На суд монарха была представлена ​​пьеса "Влюбленный врач". Королю понравилось. Он велел предоставить драматургу и его труппе театр Пти-Бурбон.

В 1659 году с большим успехом прошла премьера новой комедии "Смешные жеманниц". Это был веселый увлекательный фарс. Однако пьеса не понравилась высшим кругам аристократии. В 1660 году был разрушен театр Пти-Бурбон, король перевел труппу в помещение театра Пале-Рояль. Мольер его перестроил.

В 1662 году он женился на Арманда Бежар. Его любовь, которая была без взаимности, он сохранил в своем сердце до самой смерти.

В 1661-1662 годах поставлены две новые комедии - "Школа женщин" и "Школа мужей". Но они вызывали недовольство со стороны аристократии и драматургов, связанных с Бургундским отелем (Визе, Бурса, Монфлери). Мольера обвиняли в безнравственности, отсутствии художественного вкуса, нарушены правила классицизма. В то время его поддержал Н. Буало. В ответ своим врагам он написал комедию "Критика в Школу женщин" (1663).

Начиная с 1664 года Мольер, параллельно с работой в Пале-Рояле, много времени отдавал созданию комедий-балетов, которые пользовались огромной популярностью при дворе Людовика XIV.

Наивысшего расцвета талант Мольера достиг в 1664-1670 годах, когда были созданы его наиболее острые комедии - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скряга", "Мещанин во дворянстве".

года Мольер играл в своем спектакле "Мнимый болен".Прямо на сцене художник послышался плохо, захлебнулся в кашле, из горла пошла кровь, и он потерял сознание. Его отнесли за кулисы, на несколько минут Мольер пришел в себя, но потом снова впал в забытье. Вскоре он скончался. Так как он не раскаялся, его запретили хоронить на местном кладбище. Его похоронили как самоубийцы ночью, за стеной кладбища.

"Дон Жуан, или Каменный гость" ("Don Juan, ou Le Festin de Pierre"), написанный в 1665 году, в период гонений на "Тартюфа". Ища выход, Мольер взял тему, которая неоднократно разрабатывалась во французском, итальянском и испанском театрах. Мольер превратил севильского кабальеро на Французский шляхтича. Впервые в литературе появился образ, который нельзя оценить однозначно. Дон Жуан - воплощение распущенности, цинизма, духовной низости, аморальности, но при этом в нем есть и положительные качества - ум, смелость, свободомыслие, здравый смысл. Мольер поставил своей целью дать критику распутного общества, которое порождает таких героев, как Дон Жуан. Вместе с тем драматург снова разоблачает ханжество и лицемерие: Дон Жуан становится своеобразным дополнением образа Тартюфа. Вместе художник утверждает многогранность человеческой натуры. "Изображая сильные и слабые стороны личности, он призвал вернуться к моральным законам в жизни человечества".

Мольер изменяет и углубляет тему Дон Жуана. Дон Жуан не столько нарушитель общественных норм, сколько воплощение негативных сторон этих норм. Сама порочность его поведения является лишь своеобразным проявлением порочности правящих кругов.

На "любовном фронте" Дон Жуан одерживает победу за победой, объясняя это так: "Сердце мое, я чувствую, способно любить всю землю, и я, подобно, Александру Македонскому, желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где мне можно было бы продолжить мои любовные победы ". Его жена, донная Эльвира, уже неинтересна ему, потому что она уже его, а Дон Жуану нужны новые завоевания. Он ловко обольщает двух крестьянок, одну из них намеренно разлучив с ее невестам: "... любовь моя началась с ревности..... мне было невыносимо смотреть на то, как им хорошо вдвоем......какая это будет для меня наслаждение, если я смогу нарушить их согласие и разорвать узы, которые оскорбляют мою чувствительную душу...". Одна из девушек опасается обещаний Дон Жуана, так как "... мне всегда говорили, что господам доверять нельзя и что вы, придворные, обманщики; у вас одно на уме: как бы соблазнить девушку ".

Сганарель негативно относится к поведению Дон Жуана не только потому, что он опасается, если бы ему не пришлось расплачиваться за грехи своего хозяина. Он морально протестует. В его сознании своего унижения - бунт не против одного его господина, а осуждение всей системы.

Дон Жуан откровенно подлый. Его отцу, уходит, он говорит: "Ах, да умирайте вы скорее - это лучшее, что вы можете сделать! Каждому своя очередь. Меня раздражает, когда родители живут так же долго, как и сыновья ".

Дон Жуан решает исправить свои дела тем, что надевает маску святоши. Когда он начинает входить в свою роль, Сганарель отчаянно взывает: "Что за бесовская манера говорить появилась у вас? Это хуже всего предыдущего, как по мне, то лучше бы вы оставались таким, каким были ".

Как уже говорилось, "Дон Жуан" был написан через несколько месяцев после первой редакции "Тартюфа".

Преобразование Дон Жуана в Тартюфа подчеркивало их социальную близость. Тартюф был для Мольера воплощением пороков второго состояния - духовенства. Дон Жуан обличал пороки первого состояния - дворянства.

Недаром "Дон Жуан" был вскоре запрещен и больше не увидел сцены при жизни Мольера.

Но Мольер сделал Дон Жуана не только носителем пороков старого общества, но и представителем новых идей. Точнее говоря, "не столько идей третьего сословия, сколько проповедников того негативного отношения ко всем принятым старым обществом норм, которое должно было выработаться в результате осознания порочности старого режима".

Он надевает на себя на себя маску святоши и лицемера не потому, что он такой по своей природе. Он намеренно играет Тартюфа, с холодным цинизмом копирует его и намеренно пользуется его бездушием. Но по своей природе он далеко не Тартюф. Только привычка лгать и изворачиваться блестяще подготовила его к роли Тартюфа. Но все это для него лишь хорошо усвоена манера, а не его страсть, не его основной порок.

Наоборот он решил прибегать к методам Тартюфа том, что "Теперь этого не стесняются: лицемерие - модный порок, а все модные пороки признаются за добродетели. Роль человека добрых правил - лучшая из всех ролей, которые можно сыграть. В наше время лицемерие имеет большие преимущества. Благодаря этому искусству, обман всегда в почете: даже если его разоблачат, никто не посмеет сказать против него ни слова..... Я возьму на себя роль охранника небесных законов и под этим пригожим поводом буду теснить своих врагов... ".

Порочность общества, его лицемерие и ханжеское прикрытие религией своих откровенно эгоистичных, аморальных и антиобщественных дел - вот что привело Дон Жуана до его безверия и его рационалистического практицизма.

Игра Дон Жуана с мертвым командором, нарядной статуей - апогей той игры, которую ведет герой на земле и готов вести в других мирах. Игра - его философия, игра - средство достижения целей, игра-наслаждение властью над теми, кто не причастен к высшей человеческой способности создавать воображаемый мир, преобразовывая очевидное в невероятное. Действительно, в какой мере Дон Жуан - правомерный член современного Мольеру общества, которое предпочитает игре как главному регулятору отношений между людьми, лучшее украшение жизни, а неразлучны с игрой маске - изысканный украшении, которая способна к тому обезвредить ее носителя от социальной агрессии и непознанных сил, живущих в мироздании. Отдаваясь выточенными лицедейства, создавая игру на разных уровнях ее существования, Дон Жуан агрессивен и безоглядный. "Дон Жуан" - это комедия ограниченности человеческого удела, где игра может вознести высоко, но не выше человеческой судьбы. Дон Жуан своим приглашением к игре «оживляет» каменную статую.

В этом финале также была дань господствующей системе. Не мог же Мольер в условиях XVII века Франции сделать безбожника победителем и тем подтвердить его безбожные слова. Но в финале было также моральное осуждение Дон Жуана и тех условий, которые порождают его пороки и аморальное поведение.

Материализм и рационализм Дон Жуана служили срывание старых масок и утверждению новых ценностей. Во всем этом заключается глубоко гуманистический характер комедии Мольера.

 

 


Дон Жуан как "вечный" образ в мировой литературе

 

Образ Дон Жуана относится к "вечным" образов в мировой литературе. Этот образ не является статичным, он постоянно меняется. Каждый автор вкладывает в образ Дон Жуана то новое.

Первым, кто обратился к этому образу, как мы уже знаем, Тирсо де Молина. В Тирсо Дон Хуан выступает циничным обманщиком, для которого нет ничего святого. Он насмехается над тем, что дороже всего для людей. Над тем, что люди больше уважают. В конце пьесы этот грешник умирает от пожатия каменной статуи.

Образ Дон Жуана начинает путешествовать по странам Европы. Он попадает в Италию. На итальянской сцене пьеса появляется сначала в обработке Джилиберти (1652), а позже Чиконьини (1670). Последний усилил комические элементы, вычеркнул из испанского оригинала все мрачное и поучительное. Это обеспечило успех пьесы на народной сцене, где ее продолжали играть до начала XX века.

В середине XVII в. Мольер создает "Дон Жуана". Как пишет М.А. Булгаков: "Герой Мольера Дон Жуан - оказался полным и законченным атеистом, причем этот атеист был остроумные, бесстрашным и неописуемо привлекательной, не смотря на свои пороки, человеком". Через образ Дон Жуана Мольер показывает все пороки аристократического класса. Само общество породило такого грешника. В финале комедии Дон Жуан умирает от пожатия каменной десницы.

Несколько иным образ становится в опере В. А. Моцарта "Дон Жуан, или Наказанный развратник" (1787), либретто, к которой написал аббат Л. да Понте. Да Понте воспринимал образ в духе фарса, но когда Моцарт притронулся своей искусной рукой, эта история переросла в драму. Дон Жуан нашел душевную силу и некоторую благородство; его чувственность возвысилась до идеального влечения к красоте, воплощенной в женщине. И сам Дон Жуан стал олицетворением стремления людей к наслаждению, жажды вечной борьбы, а не многих побед.

Герой Моцарта открыл дорогу романтическим Дон Жуана и поэтому привлек особое внимание писателей-романистов. Сюжет новеллы Гофмана «Дон Жуан. Небывалый случай, произошедший с каким странствующим энтузиастом » (1812) прост: путешественник оказался в ресторане отеля, соединенным с театром, где увидел захватывающую оперу Моцарта" Дон Жуан ". По мнению рассказчика, Дон Жуан имеет все черты, сближающие его с божественным началом. Но он становится жертвой сатанинского начала, чье могущество превышает силы героя, а встреча с донной Анной - воплощением чистоты, избранной небом для спасения Дон Жуана, - случается очень поздно.

Герой Д. Г. Байрона "Дон Жуан" (1824) в большей мере путешественник, который завоевал много женских сердец. Но женщинам он приносил только боль и смерть. "Дон Жуан" Байрона лишен острого конфликта.

Д. Граббе "Дон Жуан и Фауст" (1829). В Граббе Дон Жуан и Фауст выступают как соперники и драматургические противники. Объектом их соперничества выступает донна Анна. Ее сердце принадлежит Дон Жуану, хотя она знает, что тот убил его отца. Не завоевав сердце донны Анны, Фауст убивает ее, но сам умирает от руки некоего Рыцаря, под личиной которого скрывается Мефистофель. Дон Жуана предупреждает каменное изваяние отца донны Анны, что он тоже умрет, если не покаиться. Дон Жуана убивает Рыцарь, но прежде просит его прижаться к телу мертвого Фауста, ибо они стремились одной цели.

Герой трагедии А. С. Пушкина "Каменный гость" (1830) великодушный и умный. Все его стычки - это благородные поединки, дело чести. Дон Гуан не отождествляет себя с образом развратника и безбожника, который был создан слухами. Он не спорит со своей порочной славой, но невольно разрушает ее. Он влюбляется в донну Анну. Вот-вот должно произойти его преобразования, но приходит каменный гость и убивает его. Дон Гуан Пушкина - трагический герой.

В своей новелле "Души чистилища" (1834) П. Мериме ориентируется на легенду о графе де Маньяра. В новелле отсутствует постоянный спутник Дон Жуана, его слуга, а также статуя командора. Герой быстро зарабатывает себе порочную репутацию. О нем говорят, что в списке обманутых мужчин нечего только Бога. Затем он принимает монашеский постриг, но в душе остается прежним.

Герой драматической поэмы А. К. Толстого "Дон Жуан" (1862) поэт и философ любви. Любовь для него - не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. Дон Жуан готов любить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь разочарования. Он теряет веру, но встречает донну Анну, в которую искренне влюбляется. Появляется статуя Командора, которая описывает Дон Жуана о смерти донны Анны. Гибель женщины, которая озарила его душу, делает примирения Дон Жуана с Богом невозможным и он умирает от руки статуи.

Б. Шоу в своей комедии "Человек и сверхчеловек" (1901-1903) меняет имя героя, которого уже зовут Джон Теннер. Он вовсе не стремится соблазнять женщин, а наоборот, пытается избежать их внимания. Предметом внимания становятся взгляды на жизнь героя, его философия. Джон эпатирует общество: его книга "Словарь революционера. Карманный справочник и краткое руководство "вызывает не меньший скандал, чем приключения его предков. Донна Анна (Энн Уайтфилд) влюблена в него, но Теннер этого не понимает. Статуей командора есть отец Анны, который умер своей смертью и назначил опекуном дочери Джона. Когда Теннер узнает о чувстве Энн, ему о них рассказал шофер Генри Стейкер, в котором узнается Лапорелло, то убегает в Испанию. Энн приезжает к нему и они женятся.

Леся Украинка использует образ Дон Жуана в своем произведении "Каменный хозяин" (1912) для исследования философского вопроса соотношения свободы и власти. Сильный, умный, гордый, обладающий понятием чести Дон Жуан, оказывается в положении игрушки и жертвы, который попадает в сеть противоречивых гордыни.

М. Фриш "Дон Жуан, или любовь к геометрии" (1953, вторая редакция 1962).Герой Фриша влюбленный в точную науку геометрию и ограждает себя от представительниц прекрасного пола. Попытка Дон Жуана пренебречь существующими силами жизнь, сохранить свою девственность, не пачкая себя прикосновением к липким крыльям Эроса, противопоставив анонимной, не различая лиц стихии личную интеллектуальную мощь, оборачивается жизненным крахом.Его любит Миранда и Дон Жуан не в силах противостоять ей. Новый Дон Жуан - "подкаблучник" в счастливом браке, влюбленный (не признаваясь себе) в собственную жену и ждущий рождения желанного ребенка. Любовь, которая вырисовывалось герою до сих пор безличным родовым инстинктом, нашло в себе единство неповторимо личностного и всеобщего.

Для современного взгляда на донжуанство характерные фильмы Феллини "Казанова", Формана "Вальмон" и С. Фриарса "Опасные связи".Ни в одном из этих фильмов нет ни героя по имени Дон Жуан, ни классического сюжета, но у всех ярко представлена ​​суть донжуанства.

 

 


Выводы

 

В начале курсовой работы были поставлены задачи, которые были выполнены.В ходе написания были рассмотрены возможные прототипы образа Дон Жуана, и обнаружено, что их общей чертой была склонность к амурных приключений.

Рассмотрены классические интерпретации образа. Тирсо де Молина трактовал образ как циничного и жестокого дебошира, который не имеет в жизни никаких ценностей, и для которого нет ничего святого.

У Мольера образ Дон Жуана используется для того, чтобы обличить пороки аристократических кругов, современных Мольеру. Каждый из двух авторов в конце своих произведений карает своих героев с помощью каменного изваяния.

Доказано, что образ Дон Жуана является "вечным" и нестатические образом в мировой литературе, показав как разные авторы, в разные эпохи трактовали его. Каждый историческое время, вносит что-то свое, новое в легенду, наполняет ее новым содержанием.

Мы считаем, что путь Дон Жуана еще незаконченный и его ждут новые приключения, новые переживания и чувства.

 

 


Литература

 

1. Бордонов Ж. Мольер. - М.: Искусство, 1983. - 415 с.

. Бояджиев Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. - М., 1967.

. Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 224 с.

. Гриб В. Р. Мольер / / Гриб В. Р. Избранные работы. - М.: 1956. - С. 335-390.

. История зарубежной литературы XVII века: Учебник для фил. спец. вузов / Н.А Жирмунская, З. И. Плавскин, М. В. Разумовская и др.; Под ред. М. В Разумовской. - М.: Высшая школа, 2001. - С.103-126.

. История французской литературы: Учебник для фил. спец. вузов / Л. Г.Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. - М.: Высшая школа, 1987. - С. 179-190.

. Кржевский Б. А. Статьи о зарубежной литературе. - М-Л.: Худ. лит., 1960. - С. 208-214.

. Лимборский И. В.Классицизм как художественно-эстетическая система: этапы становления, художественные формы, национальные варианты / / Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2004. - № 2. - С. 2-6.

. Луков Вл. А., черноземов Е. Н. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков. - М.: Наука, 2004.

. МАХУН С.Дон Хуан Австрийский - "Рыцарь свободы" / / Зеркало недели. - 16 июля 2005. - № 27-28 (555-556). - С.28.

. Молина Т. Севильский Озорник, или Каменный гость / Испанский театр. - М.: Худ. лит., 1969.

. Мольер Ж. Б. Дон Жуан, или Каменный гость / Избранные комедии. - М-Л., 1952.

. Муравьева Н.И., Тураев С. В. Западноевропейская литература: Шекспир, Мольер, Гете, Байрон, Бальзак. Пособие для средних школ. - М., 1953. - С. 54-69.

. Ненадкевич Е. Украинская версия мировой темы о Дон Жуане в историко-литературной перспективе / Дон Жуан в мировом контексте: [Сборник]. Составитель В. А.Агеева. - К.: Факт, 2002. - С. 7-12.

. Николенко А.Н. Барокко и классицизм как художественные системы XVII в. / / Всемирная литература в средних учебных заведениях. - 2002. - № 11. - С. 35-39.

. Николенко А.Н. Барокко, классицизм, просвещение. Литература XVII - XVIII веков: Пособие для учителя.- Харьков: Веста: Утро, 2003. - С. 96-109.

. Нусинов И. М. История литературного героя. - М.: Худ. лит., 1958. - С. 325-442.

. Пахсарьян Н. Т. XVII век как "эпоха противоречия": парадоксы литературной целостности / / Зарубежная литература второго тысячелетия.1000-2000: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высшая Школа, 2001. - С. 40-69.

. Плавскин З. И. Испанская литература XVII - сер. XIX века: Уч. пос. для студентов педагогических ин-тов и фак. иностранных языков. - М.: Высшая школа, 1978. - С. 45-48.

. Пронкевич А.Дон Хуан сквозь призму национального мифа / / Слово и время. - 2003. - № 4. - С. 56-62.

. Роменец В. А. История психологии XVII века - Высшая школа, 1990.

. Таций Т. П., Турянская И. М.Трактовки образа Дон Жуана в исторической легенде и французской (Дон Жуан, или Каменный гость "Мольера),английском ("Дон Жуан" Байрона) и украинской литературах ("Каменный хозяин" Леси Украинский) / / Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - № 5 (227) - С. 45-48

.Томашевский Н.Б. Традиция и новизна: Заметки о литературе Италии и Испании. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 209-215.

. Шалагинов Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX столетия. Историко-эстетический очерк. - М.: Академия, 2004. - С. 222-262.

. Штейн А. Л.Литература испанского барокко. - М.: Наука. 1983. - С. 59-65.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: