О состоянии изучения зарубежной литературы XVII века в современном литературоведении




 

XVII век - эпоха почти непрерывных войн в Европе, продолжении колониальных захватов в Новом Свете, Азии и Африке. При этом старые колониальные державы - Испания и Португалия - постепенно оттесняются на задний план молодыми буржуазными государствами - Англией и Голландией.

При подобной яркости экономических и социальных отношений, политических укладов в странах Европы, казалось бы, невозможно говорить о единстве западноевропейской культуры XVII века.

Находясь между двумя литературными периодами, которые носят определения, выражающие их несомненную культурную доминанту, - эпоха Возрождения, эпоха Просвещения - XVII века как историко-литературный период, который не имеет обобщающей названия, заостряет вопрос о целостности и самостоятельность типа словесной культуры, который развивается в его хронологических рамках.

Исследования по этому вопросу является весьма туманными. Это происходит потому, что много новых материалов XX века не переведены. Но есть ученые которые, делают свои исследования проблемы XVII века в литературе на основе уже существующих и своего анализа. Чем больше становится круг писателей того времени, которые ценятся выше сейчас, чем ценились в XIX веке, тем неопределенней становится период XVII века.

В литературе XVII века выделяют два направления: барокко и классицизм.

Понятие барокко включает в себя несколько значений: 1) Барокко как миропонимание или мироощущение, связанное со специфическим пониманием мира и места человека в нем в новый исторический время, пришедший на смену Возрождению

Предыдущая эпоха Возрождения значительно развивала культуру. В это время растет удельный вес печатной литературы. Все больше человек привлекается к искусству через чтение.

В барокко возникает нечто вроде культурной рефлексии, когда автор не только пытается передать свои впечатления от реальности, но и через систему сложных символов стремится осмыслить реальность из точки зрения ее места в системе искусства, культуры. Но художник барокко идет еще дальше: он пытается соотнести повседневность с высшими, универсальными ценностями - такими как Вселенная, Бог, вечность подобное. Полемика выделяется даже как отдельный специфический жанр барочной литературы.

Эпоха Барокко - это эпоха философской и научной революции. Царицей наук и ее олицетворением считали математику.

Барокко - время напряженных поисков в области морали. Попытки соотнести действительность с "вечными" универсалиями будоражит этическую мысль. Человек находится во власти непознаваемых сил, строгой, нередко деспотической воли, которая своим неожиданным вмешательством способна разрушить все жизненные планы и намерения, которые лелеет человек.

Барочная этика является значительной степени индивидуалистической. Человек проявляет готовность самостоятельно принимать решения и нести персональную ответственность за поступок, даже если участие ее собственной воле минимальна. Основой принятия решения и поступка становится напряженная рефлексия на рациональной основе, а не эмоциональный порыв или естественный импульс, как в эпоху Возрождения.

Индивидуализм в эпоху Возрождения означал разрушение вассально-сеньйорной морали и убежденность в равенстве всех людей перед Природой, независимо от ее официального статуса. В эпоху барокко весит еще больше стремление индивидуальности отстоять себя, опираясь на надличностный этический принцип. Однако из-за этого пафосное самоограничение, высокую подчиненность положение индивидуальности становится еще трагичнее.

Ренессансная широта мировосприятия выразило себя в жадном интересе ко всей жизни, а значит, обогатила жизненный, в частности интеллектуальный, духовный опыт европейца. Но стихия сенсуализма выражалась нередко в анархизме и произвола в мировоззренческой сфере. Барокко учитывает трагический опыт ренессансной человека. Оно возвышает дух человека над властью эмпирической реальности и открывает высшую точку, в которой дух обретает гармонию и спокойствие, не теряя своей внутренней силы. Это может быть религиозная вера, моральный долг, куртуазный этикет, красота подобное.

Главная парадигма барокко - это осознание мира как гораздо более сложного и загадочнее чем его представляли в эпоху Возрождения. Основным принципом мира становится не личность, а сама реальность, лежащая за пределами личности и наделена самодостаточным содержанием и движущей силой.

Согласно доктрине классицизма, литература должна ориентироваться на готовые высокохудожественные образцы, за которые правила прежде римская литература. Брали сюжеты из античной мифологии преимущественно из римской истории, реже - из Ветхого Завета.

Поэты должны были придерживаться жанровой иерархии. Высокие жанры - трагедия, ода; низкие - комедия, сатира, басня. В трагедиях действуют персонажи высокого, а в комедии - низкого социального статуса. Для трагедий сюжеты брали из мифологии и истории, для комедий - из повседневной жизни.

Художнику следовало ориентироваться не на бытовую правду, а на правду высокую, на идею.

Многие из художников нарушал правила классицизма. Теоретики того времени подчеркивали, что таланта можно простить отступление от тех или иных требований теории, если его творческая интуиция, поэтическая фантазия подсказывают, что можно от них отступить.

Представители: Мольер, Корнель, Расин, Лафонтен и другие.

В Европе благодаря классицизма уравновешенная красота становится нормой достойной жизни. Это касается художественного вкуса, образа жизни и языка. Классицизм поднял значение речевого этикета и общей культуры речи.

Цель и задачи работы

Цель моей работы - это определение интерпретации образа Дон Жуана в зарубежной литературе XVII века.

Задачи работы: выяснить прототипов образа Дон Жуана; определить своеобразие интерпретации образа Тирсо де Молиной; определить своеобразие трактовки образа Дон Жуана Мольером; доказать, что образ Дон Жуана является "вечным образом" в мировой литературе.

Объектом работы являются произведения о Дон Жуане.

Предметом - произведения о Дон Жуане XVII века, а именно Тирсо де Молины «Севильский озорник, или Каменного гостя" и Мольера "Дон Жуан, или Каменный гость".

Актуальность работы заключается в том, что образ Дон Жуана является "вечным" образом в мировой литературе. До сих пор используется разными авторами. Было бы целесообразно обратиться к классической трактовки образа Дон Жуана, чтобы проследить, что нового добавил каждый автор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: