Выполнила: Аббас А.И.
Проверила: Шаймерденова С.К.
Введение
Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества, поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности.
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С. А. Шмаков). Самый главный метод, который выделяет учёный — это метод игры.
По утверждению С. А. Шмакова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние.
|
Праздник оказался нужен именно в наши дни, когда искусственное противопоставление индивидуального воспитательного воздействия художественно-массовой работе, часто справедливая критика негативных явлений в организации праздников поставили под сомнение саму идею их жизненной необходимости для каждого из нас. Неискушенный человек может и вправду предположить, что массовый праздник нивелирует индивидуальность, не оказывает на каждую отдельную личность педагогического воздействия.
Полемизируя с такими доводами, хочется вспомнить прекрасные слова Владимира Маяковского:
Я счастлив, что я
этой силы частица,
что общие, даже слезы из глаз.
Сильнее и чище
нельзя причаститься
великому чувству
по имени — класс!
Каждому из нас необходимо почувствовать себя частицей большого социального целого, не уйти в скорлупу индивидуализма и потребительства. Здесь-то и выступает на арену такое мощное средство, как широкое праздничное общение. Чем значительнее, масштабнее событие, которые вызывает к жизни праздник, тем шире, социально активнее, духовно богаче это общение.
Праздники и игры это как средство удовлетворения духовных потребностей человека, ставящее целью социально-педагогическое программирование активного общения, рассмотреть их становление и развитие эмоций по поводу того или иного события.
Мероприятия, организованные и проведенные на высоком уровне, имеет сильное психологическое воздействие. Оно формирует вкусы, удовлетворяет интересы и пристрастия, реализует духовные и физические силы.
|
Одной из важнейших форм организации досуга, популярной как у детей, так и у взрослых, является игра. Это слово в русском языке чрезвычайно многозначно. Оно употребляется в значении развлечения, в переносном значении. У древних греков понятие «игра» означало действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». В последствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, доставляющих людям веселье и удовольствие. Итак, игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально.
В современной «Энциклопедии социологии» игра определяется как «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей». Действительно, игра – это форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной игры. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.
|
Исследования этнографов дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На ранних стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли игры–упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействовали играм-упражнениям детей, над которыми надстраивались игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений. В дальнейшем появилась сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимал на себя и выполнял роль соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединялись и организовывали свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых
В современной человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. развлекательную – это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную – освоение диалектики общения;
3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
4. игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8. социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Итак, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Существуют различные критерии классификации игр:
· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
· по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
· по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
· по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические и др.);
· по числу участников – одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;
· по степени регулирования и управления – плановые (организованные менеджером), стихийные, экспромтные (спонтанные);
· по наличию аксессуаров игры – с предметами и без предметов, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
Существует множество игр развивающего характера:
· развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, отличающихся по внешнему виду, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;
· развитию слухового восприятия – игры на слуховое опознавание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;
· развитию тактильного (осязательного) восприятия – обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентификация по заданному признаку;
· развитию внимания – игры различительного характера на основании заданного признака, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию);
· развитию мыслительной деятельности – игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;
· развитию пантомимических навыков – выполнение движений по заданной команде («замри», «зеркало», «угадай и повтори», «изобрази»).
Для каждого вида игр существуют особые методы их подготовки и проведения. В данном случае они будут рассмотрены на примере познавательной игры, направленной на обогащение интеллекта и осмысленно ориентированной на обучение.
Подготовка и проведение познавательной игры. Познавательная игра может быть посвящена любой теме, при этом считается, что лучшие из подобных мероприятий построены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют человека на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены индивидом самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:
· объем фактических знаний учащихся;
· сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом);
· уровень интеллектуального развития;
· тип внимания, памяти, темперамента;
· состояние здоровья.
Исходя из возрастных особенностей участников игры и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Организуя основную часть мероприятия, ведущий должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.
Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1. игра должна содействовать сплочению коллектива;
2. иметь познавательное значение
3. создавать условия для творчества;
4. обеспечивать мыслительную активность участников
игры.
5. соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
Полезную для организаторов досуга классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев: