Тема 7. Лекция
Организация снабжением и закупками
Учебные вопросы:
1. Цель и функции закупочной логистики.
2. Механизм функционирования закупочной логистики.
3. Сущность и особенности планирования снабжения.
4. Особенности выбора поставщика.
Введение
В предыдущих лекциях мы уже говорили в общем о месте, роли и сущности снабжения. Теперь более подробно выясним как работает логистика снабжения.
Вопрос 1. Цель и функции закупочной логистики
1.1. Особенности закупочной, производственной, распределительной, транспортной и информационной областях логистики. Логистика, интегрированная цепь поставок.
Из изученных тем стало очевидно, что в конце 20-го века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную и рад других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана. Новизна же логистического подхода, как мы уже выяснили, заключается в интеграции перечисленных и не названных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.
Данный подход нашел свое отражение в системном подходе при формировании логистической системы.
Þ При таком подходе логистику можно определить как интегрированную цепь поставок воспроизводственного цикла: снабжение – производство – распределение – обмен – потребление.
1.2. Закупочная (снабженческая) логистика. Цель и функции.
|
(как вариант показать схематично воспроизведенный цикл с выделенными логистическими активностями и дать их характеристику)
Þ Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Достижение цели зависит от решения следующих задач:
1) Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу).
2) Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них ( избыток или недостаточное количество поставляемых товарно материальных ресурсов так же негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума ).
3) Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Þ Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
! В изучении рынка которое проводится отделами фирм, вопрос цен – главный, НО существенную роль так же играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Þ Расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции.
|
Существует ряд «общих правил» выработанных бизнесом, которые существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, а так же упрочняют положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он формулируется так: «в основе успешной подготовки и производства продукции лежат хорошие отношения между предпринимателями с одной стороны и кредиторами и поставщиками с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны».
В отношении с поставщиками:
- обращаться с поставщиками так же как с клиентами фирмы;
- не забывать на деле демонстрировать общность интересов;
- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
- соблюдать принятые на себя обязательства;
- учитывать в деловой практике интересы поставщика;
- поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
Вместе с тем на эффективность снабжения влияют помимо внешних и внутренние факторы связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что требует поиска экономических компромиссов между структурными подразделениями фирмы.
! Расширение предложения товаров на рынках усложняет задачу сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает решение задач исследования рынка закупок, регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Исходный пункт – постановка проблемы (рис.1)
|
При проведении исследования необходимо:
1) соизмерить размеры издержек
2) рассмотреть целесообразность изменений в собственной программе сбыта
3) использовать результаты технического прогресса
4) возможность влияния на повышение доли фирмы на рынке
5) возможная конкуренция
6) возможная ненадежность поставщиков
7) неясности размеров предложения в будущем и др.
Þ Полученная информация должна отражать такие рыночные категории как: предложение, спрос, рыночный баланс.
! На базе этой информации даются ответы на следующие вопросы:
1) какова структура исследуемого рынка или какая форма рынка имеет место?
2) Как организован исследуемый рынок и как протекает балансирование спроса и предложения?
3) Каким образом будут развиваться структура и организация рынка?
!! Для того, чтобы более глубже уяснить смысл перечисленных вопросов информация должна подаваться в 3х аспектах:
- современный анализ рынка («моментальный снимок»);
- динамика изменения конъюнктуры рынка;
- прогнозы изменения рынка.
Þ Важным инструментом анализа рынка является изучение запросов потенциальных потребителей. (Используя запросы, рынок можно сориентировать на потенциальный спрос). Кроме этого важная информация об изменениях и тенденциях развития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основе внутрифирменной отчетности.
! Þ Изучение рынка сырья как правило, производится параллельно с разработкой новой продукции.
Место логистики в снабжении.
1. Логистика обеспечивает доставку материалов на основе данных о количестве, дате начала поставок и продолжительности периода их поступления, при этом учитываются используемые логистические концепции (тянущего или толкающего типа); и производственная программа, которая в свою очередь определяется результатами изучения рынков сбыта.
2. Изучив рынок и выбрав поставщиков, отдел закупок определяет потребности предприятия в конкретных поставках на основе стратегии управления запасами.
3. Логистика определяет выбор способов поставки закупаемых сырья и материалов. Товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требуют длительного хранения закупаются, как правило, в сроки близкие к их потреблению. Материалы разового и постоянного потребления требуемые к определенному моменту, закупаются по условиям договоров в точное время. Фирмы также осуществляют конъюнктурные и спекулятивные закупки.
4. Логистика должна обеспечить снижение цен предоставляемых логистических услуг в цене приобретаемых товаров (транспортные расходы, затраты на хранение материалов и управление запасами).
5. Логистика влияет на выбор поставщика (поставщиков) и формирование эффективного канала снабжения (определить количество, место, роль и затратность посредников).
6. На основе логистики обеспечивается планирование связей с рынком поставщиков отделом снабжения.
7. Логистика влияет на обеспечение качества поставляемого сырья и материалов, выдерживание сроков, равномерности и объема при транспортировке и хранении.
8. На основе логистики возможна реализация концепции управления совместными ресурсами.
9. Необходимо заменить отделы снабжения центрами по закупкам (вовлечение других функциональных служб и отделов к задаче снабжения).