Инструкции.
В этом тесте оценивается способность пациента вспомнить требования задания на узнавание слов. для каждой группы слов. Пациента спрашивают:
• При демонстрации новых двух слов: «Показывал ли я Вам это слово ранее, или Вы видите его впервые».
• При демонстрации третьего слова: «А это слово?»
Если пациент отвечает правильно, т.е. «да» или «нет», значит он хорошо запомнил инструкции. Процедура, использованная для 3-го слова, повторяется для слов 4–24. Каждый случай, когда пациент забывает задание, отмечается (напоминание).
Оценка.
Общее число напоминаний (задание 7):
- пациенту не требовались дополнительные напоминания;
- очень легкая степень – одно напоминание;
- легкая степень – напоминание потребовалось дважды;
- средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза;
- среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз;
- тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 и более раз.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПОСОБНОСТЬ К РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Инструкции.
В данном тесте исследователь должен оценивать речь пациента в течение всего исследования. Количественные характеристики речи и трудности при подборе слов в этом тесте не оцениваются. Следует отметить, что более высокая оценка (4–5) относится к пациентам, у которых способность гово- рить настолько нарушена, что они редко могут изъясняться без труда.
Оценка.
0 … случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи;
2 … легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени;
3 … нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени;
4 … среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени;
5 … выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм.
Оценка: _____________________
Комментарии:
ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДБОРЕ СЛОВ
Инструкции.
Вместе с девятым тестом этот тест позволяет оценить нарушение экспрессивной речи, но в нем оцениваются только трудности при подборе слов, тогда как в 9 раз- деле проводится оценка объема способности пациента к вербальной коммуникации. В данном же тесте исследователь должен определить, имеются ли у пациента трудности в подборе правильных слов при спонтанной речи. Пациент может преодолевать эти трудности при помощи многословия, т.е. вставляя разъяснительные фразы или примерно подходящие синонимы. В этот тест не входит называние предмета и пальца.
Оценка.
0 … нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи;
1 … очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически не значимо;
2 … легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами;
3 … нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации;
4 … среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации;
5 … выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов; речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОНИМАНИЕ
Инструкции.
В этом тесте оценивается способность пациента понимать речь, исследователь должен оценить, насколько хорошо пациент понимает речь исследователя во время вводного обсуждения, серии тестов и, если возможно, при проведении тестов, не связанных с оценкой когнитивных функций. Выполнение команд в данный тест не входит.
Оценка.
0 … данных о снижении понимания речи нет;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания;
2 … легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания;
3 … нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать;
4 … среднетяжелые нарушения – пациент периодически отвечает правильно; т.е. вопросы на «да»/«нет»;
5 … выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНЦЕНТРАЦИЯ И ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Инструкции.
В данном тесте оценивается частота, с которой пациент отвлекается на незначительные раздражители, и/или частота необходимости возвращения внимания пациента к исследованию в связи с потерей им мысли или переключением на собственные мысли.
Оценка.
0 … данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет;
1 … очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости;
2 … легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности;
3 … нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования;
4 … среднетяжелые нарушения – концентрация снижена; отвлекаемость в течение большей части исследования;
5 … выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться; пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАЧЕРКИВАНИЕ ЦИФР
Инструкции
Положите листок с тестом перед пациентом и дайте ему ручку.
Скажите пациенту: «Сейчас мы будем выполнять следующее задание. Сверху на этой странице Вы видите две цифры. На странице эти цифры чередуются с другими. В каждой строчке вычеркните числа, совпадающие с представленными наверху страницы, так быстро, как только можете».
Если пациент не понял задания, Вы можете повторить его один раз. через 60 секунд прервите выполнение задания.
Оценка.
Число правильно вычеркнутых цифр:
Число неправильно вычеркнутых цифр:
Разница:
0 … разница > 30;
1 … разница = 24–30;
2 … разница = 18–23;
3 … разница = 12–17;
4 … разница = 6–11;
5 … разница < 6.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРОХОЖДЕНИЕ ЛАБИРИНТА
Инструкции/задания.
Положите лабиринт перед пациентом и дайте ему ручку.
Скажите пациенту: «Пожалуйста, проведите линию через этот лабиринт, начиная отсюда, не пересекая сплошных линий и не заходя в тупики. Помните, что начать нужно отсюда и нельзя пересекать сплошные линии и заходить в тупики».
Вы можете повторить инструкции один раз. Если в течение теста пациент попадает в тупик, вы можете один раз показать ему, откуда начать, чтобы избежать ошибки.
Зафиксируйте время окончания выполнения задания.
Если пациент попадает в тупики или время выполнения задания превышает 240 секунд, прервите выполнение теста, а в качестве результата укажите 240 секунд (максимальный результат).
Оценка.
0 … 0–30 секунд;
1 … 31–60 секунд;
2 … 61–90 секунд;
3 … 91–120 секунд;
4 … 121–239 секунд;
5 … 240 секунд.
Оценка: _____________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание | Баллы | Оценка | |
1. | Задание на повторение слов | Оценка = среднему числу из 10 легких слов, не названных за три попытки. Максимальная оценка = 10 | |
2. | Называние предметов и пальцев | 0 = 1–2 предмета названы неправильно; 1 = 3–5 предметов названы неправильно; 2 = 6–8 предметов названы неправильно; 3 = 9–11 предметов названы неправильно; 4 = 12–14 предметов названы неправильно; 5 = 15–17 предметов названы неправильно | |
3. | Команды | 0 = все задания выполнены правильно; 1 = 1 задание неправильно, 4 правильно; 2 = 2 задания неправильно, 3 правильно; 3 = 3 задания неправильно, 2 правильно; 4 = 4 задания неправильно, 1 правильно; 5 = все задания выполнены неправильно | |
4. | Конструктивный праксис | 0 = все 4 рисунка правильные; 1 = 1 фигура нарисована неправильно; 2 = 2 фигуры нарисованы неправильно; 3 = 3 фигуры нарисованы неправильно; 4 = 4 фигуры нарисованы неправильно; 5 = не нарисовано ни одной фигуры, каракули; части фигур; слова вместо фигур | |
5. | Идеаторный праксис | 0 = все части задания выполнены правильно; 1 = не выполнил 1 часть; 2 = не выполнил 2 части; 3 = не выполнил 3 части; 4 = не выполнил 4 части; 5 = не выполнил 5 частей | |
6. | Ориентировка | За каждый неправильный ответ дается один балл. Максимальный балл = 8 | |
7. | Задание на узнавание слов | Оценка = среднему числу неправильных ответов при трех попытках. Максимальная оценка = 12 | |
8. | Запоминание инструкций задания | 0 = пациенту не требовались дополнительные напоминания; 1 = очень легкая степень – одно напоминание; 2 = легкая степень – напоминание потребовалось дважды; 3 = средняя степень – напоминание потребовалось 3–4 раза; 4 = среднетяжелая степень – напоминание потребовалось 5–6 раз; 5 = тяжелая степень – напоминание потребовалось 7 раз и более | |
9. | Способность к разговорной речи | 0 = случаев, когда пациента было трудно понять, не отмечалось; 1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения понятности речи; 2 = легкие нарушения – пациент испытывает трудности менее чем в 25% времени; 3 = нарушения средней степени – пациент испытывает трудности от 25 до 50% времени; 4 = среднетяжелые нарушения – пациент испытывает трудности более чем в 50% времени; 5 = выраженные нарушения – произносит 1 или 2 слова; плавная, но бессмысленная речь; мутизм | |
10. | Трудности при подборе слов в спонтанной речи | 0 = нет трудностей при подборе слов в спонтанной речи; 1 = очень легкие нарушения – 1 или 2 случая, клинически незначимо; 2 = легкие нарушения – заметная многословность или замена синонимами; 3 = нарушения средней степени – периодическая потеря слов без компенсации; 4 = среднетяжелые нарушения – частая потеря слов без компенсации; 5 = выраженные нарушения – почти полная потеря ключевых слов, речь звучит бессмысленно; произносит 1–2 слова | |
11. | Понимание | 0 = данных о снижении понимания речи нет; 1 = очень легкие нарушения – 1 случай недопонимания; 2 = легкие нарушения – 3–5 случаев недопонимания; 3 = нарушения средней степени – требуется повторить несколько раз, перефразировать; 4 = среднетяжелые нарушения – пациент периодически отвечает правильно; т.е. вопросы на «да»/«нет»; 5 = выраженные нарушения – пациент редко правильно отвечает на вопросы, что не связано с бедностью речи | |
12. | Концентрация и отвлекаемость | 0 = данных о снижении концентрации или отвлекаемости нет; 1 = очень легкие нарушения – 1 случай снижения концентрации или отвлекаемости; 2 = легкие нарушения – 2–3 случая снижения концентрации или отвлекаемости; признаки возбуждения и невнимательности; 3 = нарушения средней степени – 4–5 случаев в течение исследования; 4 = среднетяжелые нарушения – концентрация снижена, отвлекаемость в течение большей части исследования; 5 = выраженные нарушения – очень трудно концентрироваться, пациент очень легко и часто отвлекается; не может завершить задания | |
13. | Зачеркивание цифр | 0 = разница > 30; 1 = разница = 24–30; 2 = разница = 18–23; 3 = разница = 12–17; 4 = разница = 6–11; 5 = разница < 6 | |
14. | Прохождение лабиринта | 0 = 0–30 секунд; 1 = 31–60 секунд; 2 = 61–90 секунд; 3 = 91–120 секунд; 4 = 121–239 секунд; 5 = 240 секунд |
Итог: _______________________________________________________________________________________________
Комментарии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________