Словарь терминов (глоссарий)




Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемокра­тичностью.

Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них. Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, кото­рое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Адаптация — приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, со­циально-поведенческое) к измененным внешним условиям.

Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и соци­альной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей лич­ности и группы.

Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющего­ся поведения. Выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изме­нения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики, лекарственные препараты, чрезмерное употребление крепкого кофе и т.д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием сильных эмоций. Понятие аддиктивного поведения разра­ботано в рамках современной психотерапии (Ц. П. Короленко и др.). В социальной психо­логии данное понятие имеет значение для осмысления проблем социальной адаптации, социализации и социальной виктимологии.

Активность социальная — поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и разви­вающее их собственную организационную структуру и психику.

Альтруизм — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на по­мощь другим людям.

Амбивалентность личности - взаимная компенсация и взаимное дополнение разнона­правленных личностных тенденций (черт, подсистем, структурных компонентов, особен­ностей, характеристик и т.д.), а также их проявление в деятельности и общении. Амбивалентность чувств - противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений человека к тем или иным субъектам и явлениям окружающего мира.

Антиципация — способность человека предвосхищать, предвидеть события, предугады­вать изменения, прогнозировать и определять вероятность их наступления.

Апатия — психическое состояние безразличия к окружающему, может возникать в экс­тремальных условиях.

Апперцепция — зависимость восприятия от общей направленности и всего предшест­вующего опыта человека.

Асоциальное поведение — поведение, противоречащее нормам, принятым в обществе. Ассертивность — социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на ком­промисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия и характеризующее личностно зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает, и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом. Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных ка­честв и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их дей­ствий и поступков.

Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие - СПб.: Питер,

2003. - 286 с.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привле­кательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дру­жеских чувств, симпатий и любви.

Аффект — сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интенсивными двигательными реакциями. Аффилиация — потребность в общении, в эмоциональных контактах. Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые дейст­вия.

Бессознательное — совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. Бесстрашие — способность подавлять в себе страх и, безусловно, подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нормам, приказу (его разновидно­сти — смелость, храбрость, отвага).

Борьба мотивов — столкновение двух противоречащих друг другу мотивов, сопряженное с трудным выбором человеком одного из них (например, борьба мотива долга и инстинкта самосохранения, которая может возникать в экстремальных ситуациях). Вера — безоговорочное (порой необоснованное) принятие чего-то (утверждения, реше­ния, прогноза будущего и др.) за истину, правду, полная убежденность в них. Вдохновение — состояние внутреннего подъема, характерное переживанием стенических (активизирующих, положительных по окраске) эмоций, ясностью и продуктивностью мышления. Вербализация — словесное описание того, что человек чувствует, видит, наме­рен делать, делает.

Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обеспечивает максимально благо­приятные условия развития для человека на данном этапе его социализации. Выполнение такой деятельности определяет возникновение и формирование основных пси­хологических новообразований человека на той или иной стадии его социального разви­тия. Например, для ребенка дошкольного возраста в качестве такой деятельности высту­пает игра, для подростка - общение, для взрослого человека - профессиональная деятель­ность. Понятие разрабатывалось А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Вербальный (словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом. Взаимоотношения межличностные — субъективные связи и отношения, существую­щие между людьми в обществе.

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимность.

Виктимность - «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятель­ствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но ис­пользуется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности

Влечение — желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соот­ветствующим действиям.

Внутригрупповой фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Восприятие человека человеком — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.

Тендерные различия - половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов по­ведения.

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных систе­мой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых груп­пах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оцен­ках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, проявляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имев­шиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются. Гуманизм — мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага че­ловека как критерия оценки общественных отношений.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от группо­вых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или на­казания нарушителя.

Действенная групповая эмоциональная идентификация — один из специфических со­циально-психологических феноменов межличностных отношений, свойственных разви­тому коллективу.

Действие социальное — форма или способ разрешения социальных проблем и противо­речий.

Дезадаптация — нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям об­становки и осуществляемой деятельности.

Депрессия — подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровож­дающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрачном, негативном свете. Депривация — состояние человека, вызванное недостатком собственной активности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с физиче­скими и психическими недостатками, о проблемах и методах их воспитания, образования и обучения.

Деятельность групповая — возникает при объединении людей для достижения общих целей.

Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реа­лизация опосредованных отношений субъекта в предметной деятельности. Диагностика социально-психологическая — теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей.

Дидактогении - определенные психические состояния субъекта, возникающие вследствие социальной ингибиции во время обучения.

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, дейст­вию, поступку, их последовательности.

Дистресс — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения.

Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указываю­щее на какой-либо объект во внешнем мире.

Идеал — образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками со­вершенства и привлекательности.

Идентификация - механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством интеллектуального отождествления.

Иллюзия — ложное, искаженное восприятие воспринимаемых реальных предметов и яв­лений.

Имидж — воспринимаемый и передаваемый образ человека при его взаимодействии с другими людьми.

Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности дей­ствовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Ингибиция социальная — тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы и возникающее в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Индивид — человек как носитель индивидуально своеобразных черт, отдельный предста­витель человеческой общности.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличаю­щее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполне­ния разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инсайт — внезапное интуитивное решение, внутреннее озарение, возникновение пони­мания сущности чего-то, ситуации в целом.

Инстинкт — врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспо­собление организма к типичным условиям его жизни.

Институты социальные — социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Интеграция групповая — согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Интеллектуальный коэффициент — показатель уровня умственного развития по отно­шению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с по­мощью тестов на общее интеллектуальное развитие) на хронологический возраст и умно­жения на 100.

Интеракция — взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъ­ектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями взаимодействия, целями уча­стников, возможными противоречиями, возникающими в процессе деятельности и обще­ния.

Интерес — избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действи­тельности, одна из характеристик личности.

Интериоризация — процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности.

Интерференция — нарушение нормального хода одного процесса вмешательством дру­гого.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность соб­ственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к то­му, что происходит вокруг.

Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека. Истерия — патологическое состояние психики человека, характерное слабостью созна­тельной регуляции поведения и самообладания, для которого характерны несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые об­мороки, бросание предметами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимо­сти пойти на любую крайность.

Заторможенность — выраженная замедленность протекания всех психических процес­сов и реакций на окружающее, снижение или прекращение двигательной активности.

Защита психологическая — саморегуляционный психологический механизм преднаме­ренного и подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его инфор­мации.

Катарсис — освобождение от внутренних состояний, требующих выхода внешнего про­явления (в психиатрии — освобождение от невротических расстройств). Каналы коммуникации (в группе) — понятие, относящееся к структуре социальной груп­пы, характеризует систему деловых и межличностных контактов людей в процессе совме­стной деятельности.

Климат социально-психологический — психологический настрой в группе или коллек­тиве.

Коммуникация — в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникатор - субъект общения, передающий информацию.

Компенсация — способность человека избавляться от переживаний по поводу собствен­ных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных ка­честв.

Комплекс неполноценности — сложное состояние человека, связанное с недостатком ка­ких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.

Коллектив - высокоорганизованная просоциальная группа людей, обладающая благопри­ятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами.

Конфликт — острое столкновение противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, характеризую­щееся сильными эмоциональными переживаниями и элементами агрессивного поведения. Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу ин­тересов, стремлений и потребностей.

Конформность — психологическая характеристика позиции индивида относительно по­зиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое приня­тие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Кризис — состояние душевного расстройства, вызванное длительной не­удовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим ми­ром.

Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого обще­жития.

Лидер — человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных от­ношений.

Лидерство — механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг нефор­мального лидера.

Личностная зрелость — высший уровень развития личности, связанный с формировани­ем и стабилизацией важнейших социальных качеств человека: ответственности, потреб­ности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень общей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты деятельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности.

Личностно-групповые социально-психологические явления — феномены, характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой.

Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социа­лизации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Медитация — процесс достижения глубокой внутренней сосредоточенности, «ухода в себя», отрешенности от всего постороннего, внутреннего просветления.

Межгрупповые отношения — субъективные отношения многообразных связей, возни­кающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодейст­вия групп.

Межгрупповые явления — явления, присущие двум или нескольким группам и отноше­ниям между ними.

Межличностные отношения — субъективно переживаемая связь между людьми. Межличностные явления — явления, характеризующие психологические связи между отдельными личностями.

Механизмы психологической защиты — приемы, используемые сознательно или под­сознательно человеком для нейтрализации неприятных, болезненных переживаний, бес­покоящих его.

Межнациональное общение (на межличностном уровне) — интерсубъектное взаимодей­ствие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп — этнических общностей.

Механизмы социализации — относительно сложные способы, посредством которых че­ловек усваивает и воспроизводит социальный опыт.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочно­сти.

Мировоззрение личности — система взглядов на природу, общество, других людей и са­мого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедея­тельность.

Моделирование — построение понятийной, знаковой или процессуальной конструкции, внутренние связи которой отражают наиболее важные свойства изучаемого объекта. Мотив — внутренняя сила, которая побуждает человека к активности, к конкретному вы­бору, решению и действию, характеризует то, ради чего это делается. Мотив достижения — устойчивое побуждение, характеризующее стремление человека к наилучшему выполнению деятельности, к достижению высоких результатов в жизни. Намерение — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Научение — непреднамеренное, стихийное, неосознанное приобретение человеком навы­ков и умений в опыте жизни или определенного поведения, действий, образа жизни. Национальная определенность личности — это органический сплав объективно суще­ствующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ним от­ношения, отражение во внутриличностной структуре национальных связей, выраженное в национальной определенности личности, что в той или иной мере проявляется в нацио­нальном самосознании.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определен­ной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе обще­ственных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей на­ции с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Национальное сознание — одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а также состоя­ние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.

Национальный характер — совокупность специфических психологических черт, став­ших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.

Невроз — обратимое расстройство психической деятельности.

Нормы — правила, стандарты, ожидания, регулирующие поведение и отношения между людьми.

Нормы групповые — принятые в данной общности стандарты поведения, регламенти­рующие отношения людей.

Нормы социальные — совокупность кодифицированных и неформальных требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам.

Образ жизни — система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности.

Общение - процесс и результат установления контактов между людьми. Межличностный и групповой процесс, в основе которого лежит обмен между субъектами определенными результатами их психической деятельности.

Общественная психология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об опреде­ленной взаимосвязи социально-психологических феноменов.

Обычай — воспринятая из прошлого форма поведения и отношений, которая воспроизво­дится в обществе (общественные обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и является привычной для его членов: различные обряды, праздники, производственные на­выки и т. д. (по мнению Г.Тарда, обычай состоит в подражании своему и древнему в то время как мода — подражание «новому и чужому»).

Оглушение психологическое — временное состояние расстройства сознания, пониженный уровень его, затрудняющий ориентировку в обстановке, понимание происходящего. Онтогенез — развитие индивида от рождения до конца жизни.

Основные стороны культуры личности — совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры лично­сти, на которую ориентировано содержание образования.

Ответственность — контроль над деятельностью и поведением, связанный с выполне­нием норм и правил и осуществляемый в личных формах.

Отклоняющееся поведение — поведение человека, которое приводит к дестабилизации межличностных отношений, нарушению норм социального контроля, социальной деза­даптации и, в конечном счете, блокирует социальное развитие индивида. Переживание — ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Персеверации — навязчивые, назойливые (приходящие в голову), повторные, обычно без сознательного намерения человеком, воспроизведения в его представлениях имевшихся в прошлом ощущений и восприятий (сенсорно-перцептивные представления), действий и движений (моторные представления), мыслей (навязчивые идеи), чувств и эмоций (навяз­чивые переживания).

Перцепция социальная - процесс и результат межличностного и межгруппового воспри­ятия, а также восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделя­ют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимо­действия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие. Поведение (в широком понимании) — любое проявление наблюдаемой активности чело­века.

Подражание — один из механизмов социализации, сущность которого заключается в стремлении человека воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов. Это стремление, имманентно свойственное каждому человеку, является особенно актуальным в детском возрасте и в условиях ресоциализации взрослого человека. Полоролевая идентификация - один из механизмов социализации, заключающийся в ус­воении индивидом психологических черт и особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпре­тации какого-либо события, явления, факта.

Поступок — сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходя­щее из определенных убеждений.

Профессиональная культура — высокий уровень знаний, умений и навыков в опреде­ленной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонима­ние, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Психическая травма — одно из последствий экстремальной ситуации, оказавшейся чрезмерной для конкретного человека, возникает в форме нарушения психического здоро­вья.

Психическое состояние — форма психической активности, характерная целостным свое­образием всех процессов, происходящих в психике человека в данный момент или за оп­ределенный отрезок времени.

Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Психогенный (в широком смысле) фактор — причина, воздействие, вызывающие (поро­ждающие) те или иные психологические реакции, изменения в психике: мысли, побужде­ния, эмоции, воспоминания и пр. (в узком, психиатрическом смысле) — сверхсильные, психологически травмирующие воздействия, приводящие к психическим заболеваниям, расстройствам (психогениям), требующим медицинского вмешательства. Психодрама — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступа­ют в качестве актеров и зрителей, их роли направлены на моделирование жизненных си­туаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения имеющихся у них устойчивых неадекватных эмоциональных реакций, обучения правильной социальной перцепции и более глубокого самопознания.

Психологическая помощь — направление практического применения научных знаний и возможностей психологии, ориентированное на содействие человеку, испытывающему психологические трудности.

Психологический стресс — особое психическое состояние, характерное не­специфическими системными изменениями активности психики человека и выражающи­ми ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации или изменении состояния организма.

Психомоторика — система психологически обусловленных мышечных реакций челове­ка: сенсомоторных (вызываемых ощущениями, связанными с работой органов чувств — зрения, слуха и др.), кинестезических (вызываемых раздражением части проприорецепто-ров — чувствительных клеток, расположенных в самих мышцах — «мышечное чувство») и идеомоторных (вызываемых непроизвольно представлением о движении).

Психопрактика — обобщенный термин, обозначающий сферу и способы использования психологических знаний в практической жизни и деятельности людей.

Развитость человека — уровень достигнутых основных качественных изменений в нем, произошедших с момента его рождения, выражающих степень усовершенствования его задатков и способностей, использования прижизненно представляющихся возможностей и отвечающих критериям социального, культурного, интеллектуального, физического, про­фессионального и иного специального (творческого, музыкального, эстетического, воле­вого, организаторского, ораторского и пр.) совершенства.

Раппорт — тип связи между людьми, характеризующийся положительными эмоциональ­ными отношениями и определенным взаимопониманием.

Релаксация — расслабление.

Референтностъ — признак значимости какого-либо феномена, связанный с отношением к нему человека (референтная группа, референтный человек), определяющий избиратель­ность людей относительно объектов окружающей среды.

Рефлексия — 1) процесс самопознания субъектом собственно психической деятельности, психических актов, состояний, индивидуальных особенностей; 2) воспроизводство мыс­лей, понимание ситуации другим человеком путем мысленной постановки себя на его ме­сто.

Рефлексия социальная — самовосприятие индивида, обусловленное его взаимодействием с социальными субъектами.

Реципиент - субъект общения, принимающий информацию.

Решительность — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Ритуал — форма социально санкционированного упорядоченного символического пове­дения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

Роль социальная - социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне обще­ственного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг фор­мального лидера.

Санкции социальные - все процедуры, при помощи которых поведение индивида приво­дится к социальной норме. Санкции осуществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть положительными и отрицательными, формальными и неформальными, непо­средственными и опосредованными. Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля. Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивиду­альных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и фи­зиологическими состояниями, а также поступками.

Сензитивность социальная - повышенная чувствительность человека к определенным внешним влияниям (педагогическим воздействиям, социальным факторам и т.д.), обу­словленная его возрастными особенностями.

Симпатия — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный ин­терес и влечение к нему.

Склонность — любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и др.) к какому-либо занятию.

Совместимость — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, тре­бующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Совместимость групповая — один из компонентов групповой сплоченности. Согласие групповое — общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу.

Сопереживание — испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые харак­терны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социализация - усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимо­го для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Чело-

веку свойственно стремление к положительным санкциям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации соци­альной или ингибиции социальной.

Социальный контроль - влияние общества на установки, представления, ценности и идеалы человека, определяющие его поведение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляцпи в социальной системе, действующий по принципу об­ратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социаль­ной системы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль охватывает психологический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гарантом существования лю­бых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: за­коны, табу, обычаи, традиции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др. Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, воз­никающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапев­тического воздействия на людей, рассчитанная на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: