Право проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) гарантировано статьей б8 ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 14.03.2009 г.).
ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»2 в статье 5 предоставляет гражданам и юридическим лицам, включая общественные и религиозные объединения, право оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию ООПТ. Государственные органы должны учитывать при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и упомянуть о том, что до недавнего времени по обращениям граждан и общественных организаций государственные органы были обязаны проводить внеплановую официальную проверку, привлекать к ответственности правонарушителей и выдавать предписания об устранении нарушений, а в случае выявления ущерба, нанесенного окружающей среде, - добиваться его возмещения. Помимо освещения в прессе, это было основным рычагом воздействия на нарушителей.
Роль общественного экологического контроля была особенно значима вследствие того, что ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» существенно ограничивал права и возможности государственных органов в проведении официальных проверок
Теперь плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года в соответствии с разрабатываемым ежегодным планом, который заранее публикуется на официальном сайте органа госконтроля. Проекты ежегодных планов также направляются в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Внеплановая выездная проверка может проводиться по ограниченному перечню оснований и только после согласования с органом прокуратуры.
Эффективность общественного экологического контроля прямо зависит от реакции на него государственных органов: ведь именно уполномоченные органы госконтроля, а не общественность, имеют право наказывать нарушителя. Кроме того, эффективность общественного контроля многократно возрастает при освещении его результатов в прессе.
Порядок проведения общественного экологического контроля законодательством не регламентирован, что имеет как плюсы, так и минусы. К первым относится то, что мы не загнаны в какие-то рамки и можем самостоятельно решать, кого, когда и как мы будем проверять. Это позволяет нам, в частности, проводить проверки неожиданно. В минусах - отсутствие обязанности у проверяе- 48 мого предоставлять нам какие-либо документы и допускать нас на объект проверки.
Однако те проблемные объекты, которые открыты для прохода и просматриваются с открытой местности, оказываются вполне доступными для общественной проверки.
Чаще всего, собираясь на общественную проверку, мы не предупреждаем природопользователя заранее и не согласуем с ним своих действий, поэтому наше появление на объекте всегда неожиданно, и поэтому мы застаем ситуацию такой, какая она есть, а не приукрашенной и закамуфлированной, как это обычно бывает к приезду официальных комиссий. С одной стороны, это позволяет выявить нарушения в их истинном виде и масштабе, а с другой - создает серьезный профилактический эффект. У нарушителей складывается правильное впечатление о «вездесущих зеленых», которые могут в любой момент появиться из-за любого куста, снять все безобразия на фото- и видеокамеру, показать это все по телевизору, в Интернете и прокурору и с которыми невозможно «договориться по-хорошему» (а «по-плохому» себе дороже выйдет). Соответственно возникает мощный стимул сокращать объемы нарушений, работать «чище» и в большем соответствии с законом.
По завершении полевой проверки мы как можно скорее документально оформляем ее результаты и направляем их в соответствующие государственные органы в виде официального обращения (подробнее см. в разделе 1.2 «Обращения в государственные органы об экологических нарушениях»). При этом очень важны точные привязки - географические координаты и детальное описание места проверки и расположения выявленного нарушения относительно находящихся поблизости ориентиров (водного объекта, населенного пункта, километровой отметки на дороге или трассы трубопровода и т.п.), чтобы официальные проверяющие затем могли легко найти это место. Мы также составляем фотоприложение к обращению, где для каждой фотографии указываем дату и приводим наши комментарии.
Чтобы общественный экологический контроль приносил заметные результаты, а не гонения на экологов-общественников, необходимо налаживать эффективное взаимодействие и хорошие рабочие отношения с органами госконтроля и прокуратуры.