Родительское образование является одним из механизмов формирования детского и семейного благополучия в каждом родительском доме и в социуме. Ради счастья наших детей учимся сами быть хорошими родителями и организуем родительское образование для других.
Для того, чтобы данный процесс был результативный, ведём портфолио. Это история организации родительского образования в цифрах и в фактах. Портфолио – не просто папка с материалами, это возможность проанализировать то, что уже сделано по созданию условий для детского и семейного благополучия. Портфолио позволяет систематизировать наработанный опыт, материал; обменяться идеями с коллегами из других районов.
Портфолио отражает качественные и количественные показатели деятельности района по организации родительского образования взрослых и детей. И основная цель Портфолио: систематизация опыта района по созданию условий для детского и семейного благополучия посредством родительского образования.
Рекомендуемые разделы портфолио и их примерное содержание:
1. Нормативно-правовая база по организации родительского образования в районе:
• Решение муниципальной КДНиЗП, соглашение между администрацией муниципального образования и Академией о сотрудничестве и т.п.;
• Постановление главы района о рабочей группе по организации родительского образования и т.п.;
• Приказы и распоряжения по ведомствам, учреждениям: положения о стимулировании и поощрении специалистов по родительскому образованию и т.п.;
• Должностная инструкция районного организатора родительского образования и т.п.;.
• Положение об информационно-методическом центре по родительскому просвещению и образованию и т.п.;
• Положения о районных конкурсах «Мама года» и др.
2. Формирование у взрослых и у детей потребности в родительском образовании и позитивных образов семьи, отца, матери:
• Коллективный просмотр в домах культуры, в клубах видеолекции «О любви многоликой» и т.п.;
• Просмотр серии социальных видеороликов о семье на телеэкранах в налоговой, в сбербанке, в центре занятости и т.п.;
• Опрос детского и взрослого населения: стоит ли учиться быть родителем? Да. Нет. Почему?» Оформление результатов на стендах в учреждениях, в СМИ, на сайте администрации и т.п.;.
• Оформление стендов в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, в сельских магазинах, в администрации района, ЗАГСах, учреждениях МВД и др. Тематика стендов: «Любовь в нашем доме», «Родителям для родителей», «Для любящих родителей» и т.п.;
• Использование аудиолекции из серии «Азбука семейного счастья» в рейсовых и маршрутных автобусах и т.п.;
• Подготовка раздаточных материалов по родительскому просвещению с последующей раздаткой в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, использование почтовых ящиков и т.п.;
• Интервью о необходимости и важности родительского образования у авторитетных людей муниципального района, использование телеэкранов в налоговой, в центре занятости, в сбербанке и в др. учреждениях для просмотра социальных роликов и т.п.;
• Передвижная фотовыставка «Семьи счастливые моменты» и т.п.;
• Районные конкурсы «Мама года», «Папа года», «Семья года» и т.п.;
• Работа со СМИ и т.п.;
• Чествование лучших семей и районная система их поощрения и др.
3. Информационно-методическое обеспечение деятельности района:
• Организация выставок, пропаганда литературы по родительскому просвещению и образованию и т.п.;
• Обучение специалистов по работе с семьёй формам организации родительского образования на семинарах, курсах в районе, в Академии, на стажировках и т.п.;
• Обобщение опыта работы по родительскому образованию на круглых столах, конференциях, мастер-классах и т.п.;
• Районные дни родительского образования и т.п.;
• Районные семейные форумы и т.п.;
• Работа со СМИ;
• Группа в социальных сетях, разделы на сайтах учреждений и администрации района и др.
4. Работа с молодёжью района:
• Встреча специалистов ЗАГСов со старшеклассниками и т.п.;
• Курсы для будущих молодоженов и т.п.;
• Деятельность комитетов по делам молодежи с молодыми семьями по формированию основ мужской и женской культуры, семейного уклада, семейного воспитания и др.
5. Здравоохранение и родительское просвещение:
• Курсы для молодых родителей и т.п.;
• Просветительская деятельность (буклеты, листовки, дайджесты и т.п.);
• Оформление стендов и демонстрация социальных видеороликов и др.
6. Школы родительского счастья:
• В образовательных организациях: Школа любящих родителей, Школа семейного уклада (для учащихся с 1 по 11 класс), Школа родительского актива, Школа будущих первоклассников и т.п.;
• Семейные клубы; семейные гостиные в учреждениях культуры и др.
7. Родительский актив действует:
• Работа органов родительского самоуправления в образовательных организациях;
• Деятельность районного родительского комитета;
• Формы взаимодействия с управлениями образования и с другими отделами (управлениями) администрации района и т.п.;
• Организация школ родительского актива;
• Конкурс на лучший родительский комитет образовательной организации и т.п.;
• Карта активности родительских комитетов школ и детских садов и др.
8. Координация деятельности и контроль ведомств и служб по созданию межведомственной модели родительского образования взрослых и детей:
• Работа муниципальной КДНиЗП, как координатора и контролера;
• Заседания КДНиЗП;
• Совещания у главы района;
• Совещание директоров образовательных организаций и т.п.;
• Варианты отработки форм стимулирования и поощрения организаторов родительского образования на уровне учреждения, ведомства, района и т.п.;
9. Традиции и ритуалы в родительском образовании взрослых и детей:
• Ритуал посвящения в отцы и т.п.;
• Высаживание аллеи отцов (сирень, черёмуха, яблоня) около роддомов и не только и т.п.;
• Закладка семейного сада (теми родителями, что перешли в категорию многодетных) и т.п.;
• Создание арт-объектов: скамейка влюблённых, скамейка примирения, семейный причал, мостик свиданий, дерево влюблённых, лебединая верность и т.п.;
• Торжественный приём у главы администрации семей лучших выпускников школы и т.п.;
• Новогодний бал главы района для молодожёнов (тех, кто в уходящем году зарегистрировал брак) и т.п.;
• Районный ритуал чествования семей (тех, кто уже имеет стаж 3 года и юбиляров – 25 и более) и т.п.;
• Праздник имянаречения «Человек родился!» и др.
10. Формирование традиционных семейных ценностей у несовершеннолетних и их родителей – учётных категорий ГУФСИН и МВД:
• Проведение совместно с учреждениями культуры образования, здравоохранения цикла встреч уроков семейной любви и др.
11. Сотрудничество с религиозными конфессиями по сохранению традиционной семьи:
• Организация встреч с детьми и х родителями и т.п.;
• Беседы с семьями СОП и т.п.;
• Изучение культуры и традиций предков и др.
12. Статистика и динамика:
• Краткая характеристика социальных категорий населения района.
• Квартальные формы сведений по организации родительского образования и просвещения в районе.
• Количественные и качественные показатели деятельности по организации родительского образования взрослых и детей согласно единой форме.
Данная структура Портфолио определяет условия для формирования детского и семейного благополучия в каждом родительском доме и в социуме. Разделы с сохранением нумерации являются обязательными, а их содержание представлено различными вариантами форм деятельности, и носит рекомендательный характер: у каждого района будет своё наполнение по факту.
Портфолио ведётся путём накопления материалов с начала 2018 года по ходу реализации проекта. Оформляется в электронном виде: каждый раздел в отдельной папке с сохранением обозначенного в настоящих рекомендациях номера раздела с файлами (текстовые, аудио, видео, сканы документов и статей, презентации, фото и т.д.). Фотографиями рекомендуем не злоупотреблять, использовать их в качестве иллюстрации разделов. Желательно сопровождать разделы Портфолио отзывами участников мероприятий. По желанию Портфолио может дублироваться и на бумажных носителях по усмотрению района.
Заполнение Портфолио рекомендуем начинать с того направления работы, которое в вашем районе уже хорошо получается.
Рекомендуем определиться с кандидатурой человека, который будет вести Портфолио района, и изыскать возможность его поощрения.