Коломна 2015
Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины — сформировать у студента основы логической культуры как необходимой составной части подготовки юриста.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
· Дисциплина «Логика»относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.2).
· Для успешного изучения дисциплины студенты должны:
– знать основные правила логического мышления;
– уметь использовать эти правил при решении логических задач;
– владеть начальными приёмами логического мышления.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:
– владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–4);
– умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–5);
– владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные понятия и категории логики.
Уметь:
· использовать эти знания при решении логических задач.
Владеть:
· основными приемами и методами решения логических задач.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единиц (72 часа).
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | |||
1. | Предмет и значение логики. Законы логики. Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие об операциях с различными формами мыслей | ||||||
2. | Понятие как форма мысли | ||||||
3. | Суждение как форма мысли | ||||||
4. | Умозаключение | ||||||
5. | Логические основы теории аргументации | ||||||
Итого: |
Содержание дисциплины
|
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Предмет и значение логики. Законы логики. Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие об операциях с различными формами мыслей | Логика как наука, изучающая мышление с целью обнаружения правильных методов его формализации, то есть методов оформления мышления в языке. Логика как закон и как правило мышления. Место логики в методологии научного познания. Логика формальная и диалектическая. Понятие истины. Задачи логики на различных этапах ее существования. Современный этап развития формальной логики. Роль логики в формировании убеждений. | |
Понятие как форма мысли | Основные этапы развития логики: античная логика, схоластическая логика, современная символическая логика. Логические идеи в работах Платона, Аристотеля, Хрисиппа и других античных мыслителей. Логика Пор-Рояля. Вклад Р. Декарта и Г.В. Лейбница в становление логики как науки. Г. Фреге как основоположник логической семантики. Вклад Дж. Буля, Б. Рассела, Д. Гильберта, А. Тарского в создание формального языка современной логики. Развитие логики в России. | |
Суждение как форма мысли | Язык как знаковая информационная система. Искусственные и естественные языки. Логический анализ языка как средства выявления логических форм и законов. Понятие знака. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. Синтаксис, семантика и прагматика как основные разделы семиотики. Семантические категории языка. Дискриптивные термины: имена предметов, выражения, обозначающие свойства и отношения, предложения. Логические термины: логические связи, кванторы. | |
Умозаключение | Понятие логического закона. Психологизм и антипсихологизм в логике. Истинность мысли и формальная правильность суждений. Законы логики как тождественно истинные высказывания. Закон (принцип) тождества. Различные толкования принципа тождества в истории логики. Ошибки в мышлении и аргументации при нарушении принципа тождества. Закон (принцип) противоречия. Природа логических противоречий в истории логики. Закон (принцип) исключенного третьего. Условия применения закона. Его познавательное значение. Закон (принцип) достаточного основания. Логические ошибки, возникающие вследствие нарушения этого закона. | |
Логические основы теории аргументации | Аргументация как логический фактор убеждающего воздействия. Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, доказательства. Виды аргументов: удостоверенные единичные факты, определения, аксиомы, постулаты, ранее доказанные положения науки. Прямое и косвенное доказательства. Прогрессивные и регрессивные приемы доказательства. Виды косвенного доказательства. Доказательство «от противного». Доказательство методом исключения. Понятие опровержения. Опровержение тезиса. Приемы прямого и косвенного опровержения. Опровержение фактами. Установление ложности или противоречивости следствий тезиса. Метод доказательства антитезиса. Критика аргументов. Несостоятельность демонстрации. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки доказательств и опровержений. Правила, относящиеся к тезису. Ошибки в представлении тезиса. «Подмена тезиса». «Довод к человеку». «Переход в другой род». Правила, относящиеся к аргументам. Ошибки в аргументации. Ложность оснований. «Предвосхищение основания». «Порочный круг». Правила демонстрации ошибки в форме доказательства. Мнимое следование. Нарушение правил умозаключений. Допустимые и недопустимые уловки в процессе доказательства. «Оттягивание возражения», «сокрытие тезиса». Софизмы как недопустимая уловка. |
Образовательные технологии
|
|
Реализация программы предусматривает использование традиционных и информационно-коммуникационных образовательных технологий.
Теоретический материал (за исключением вопросов, выносимых на самостоятельное изучение) изучается на лекциях, а затем отрабатывается на практических занятиях. Закрепление изученного на лекциях теоретического материала и овладение навыками решения задач происходит в результате проработки конспектов лекций, чтения учебной литературы, самостоятельного решения задач и упражнений. Изучение некоторых вопросов требует использования информационно-коммуникационных образовательных технологий.