№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Школа. Ознакомительная экскурсия. (Игровые упражнения по правилам поведения в школе.) | |||
2. | Класс. Правила поведения на уроке, в классе и школе. | |||
3. | Подготовка к уроку. Парта – рабочее место ученика. Учебные принадлежности. | |||
4. | Дежурство по классу. | |||
5. | Тело человека. Руки. Уход за руками. Охрана здоровья. | |||
6. | Где и куда? | |||
7. | Вверх и вниз. | |||
8. | Раньше и позже. | |||
9. | Предметы и их признаки. Величина. | |||
10. | Ориентировка в пространстве. | |||
11. | Обучение движению группой. Ознакомление с правилами поведения на экскурсии. | |||
12. | Осень. Учебная прогулка. | |||
13. | Составление коллекции листьев деревьев и кустов | |||
14. | Оформление выставки: Растения осенью. | |||
15. | Улица. Движение по тротуару. | |||
16. | Безопасное поведение. |
Четверть
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
Солнце, его форма. Повторение времен года. | ||||
Облака, их состав. | ||||
Луна и звезды. Созвездие большая медведица. | ||||
Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. | ||||
Что растет на подоконнике и клумбе. | ||||
Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника. | ||||
Деревья. Распознавание деревьев своей местности по листьям. | ||||
Летняя и осенняя окраска листьев. | ||||
Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. | ||||
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. | ||||
Знакомство с разнообразием плодов и семян. | ||||
Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. | ||||
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. | ||||
Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. | ||||
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. | ||||
16. | Зима. Зимние праздники. |
Четверть
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
Наша родина – Россия | ||||
Знакомство с государственными символами России: флаг, герб, гимн. | ||||
Природа, России. | ||||
Города России. | ||||
Народы России. | ||||
Наш город – часть большой страны. | ||||
Планета земля, ее форма. | ||||
Глобус – модель земли. | ||||
Суша и вода на земле. | ||||
Изображение нашей страны на глобусе. | ||||
Река. | ||||
Куда текут реки. | ||||
Море. | ||||
Пресная и соленая вода. | ||||
Путь воды в наш дом. | ||||
Канализация и очистные сооружения. | ||||
Изучение свойств снега и льда. | ||||
Откуда берутся снег и лед. |
Четверть
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
1. | Городской наземный транспорт. | |||
2. | Водный и воздушный транспорт. | |||
3. | Машины, облегчающие труд людей. | |||
4. | Основные признаки весны. | |||
5. | Озеленение города. | |||
6. | Насекомые. | |||
7. | Животные весной. | |||
8. | День Победы. | |||
9. | Перелетные птицы. | |||
10. | Обобщающие понятия: дикие и домашние животные, птицы. | |||
11. | Обобщающие понятия: рыбы, насекомые. | |||
12. | Признаки лета. | |||
13. | Летние забавы. | |||
14. | Садовые цветы. | |||
15. | Повторение: комнатные и садовые цветы. | |||
16. | Обобщающий урок. |
Содержание тем учебного курса для 1 класса (66 ч)
1. Раздел «Где и когда».
Содержание раздела: Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Содержание раздела: Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли.
Календарно-тематическое планирование
Класс
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 четверть | ||||
1. | Когда учиться интересно? | |||
2. | Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. | |||
3. | Дни недели и времена года. | |||
4. | Когда придёт суббота? | |||
5. | Когда наступит лето? | |||
6. | Холодные и жаркие районы земли. | |||
7. | Перелетные птицы. | |||
8. | Представление о далеком прошлом земли. | |||
9. | Динозавры – удивительные животные прошлого. | |||
10. | Одежда людей в прошлом и теперь. | |||
11. | История велосипеда, его устройство. | |||
12. | Профессии взрослых. | |||
13. | Кем ты хочешь стать. | |||
14. | Когда мы станем взрослыми. | |||
15. | Каким может быть окружающий мир в будущем. | |||
16. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | |||
2 четверть | ||||
1. | Солнце – ближайшая к земле звезда. | |||
2. | Форма и размеры звезд. | |||
3. | Созвездие льва. | |||
4. | Луна – естественный спутник земли. | |||
5. | Почему на луне не живут люди. | |||
6. | Почему идет дождь и дует ветер. | |||
7. | Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. | |||
8. | Звуки окружающего мира. | |||
9. | Почему бывает эхо. | |||
10. | Как беречь уши. | |||
11. | Цвета радуги. | |||
12. | Почему радуга разноцветная. | |||
13. | Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. | |||
14. | Почему в лесу нужно соблюдать тишину. | |||
15. | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. | |||
16. | Зима. Зимние праздники. | |||
3 четверть | ||||
1. | Овощи и фрукты. | |||
2. | Витамины. | |||
3. | Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. | |||
4. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки. | |||
5. | Зачем мы спим ночью. | |||
6. | Правила подготовки ко сну. | |||
7. | Зачем нужны автомобили. | |||
8. | Устройство автомобиля. | |||
9. | Автомобили в прошлом и теперь. | |||
10. | Какими могут быть автомобили будущего. | |||
11. | Поезд и железная дорога. | |||
12. | Поезда метро. | |||
13. | Пригородные поезда. | |||
14. | Поезда дальнего следования. | |||
15. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | |||
16. | Назначение самолетов. | |||
17. | Устройство самолета. | |||
18. | Самолеты в прошлом и теперь. | |||
4 четверть | ||||
1. | Виды транспорта. | |||
2. | Назначение судов. | |||
3. | Устройство судна. | |||
4. | Спасательные средства на корабле. | |||
5. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | |||
6. | Зачем летают в космос. | |||
7. | Искусственные спутники земли, их назначение. | |||
8. | Космические станции. | |||
9. | Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли. | |||
10. | Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. | |||
11. | 22 апреля – день земли. | |||
12. | Почему мы любим кошек и собак? | |||
13. | Зачем нам телефон? | |||
14. | Зачем нам телевизор? | |||
15. | Лето. | |||
16. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» |
Содержание тем учебного курса для 2 класса (34 ч)
Раздел «Где мы живем».
Содержание раздела: Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
2. Раздел «Природа».
Содержание раздела: Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
3. Раздел «Жизнь города и села».
Содержание раздела: Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
4. Раздел «Здоровье и безопасность»
Содержание раздела: Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения.
Меры безопасности в домашних условиях. Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми.
5. Раздел «Общение»
Содержание раздела: Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах.
6. Раздел «Путешествия»
Содержание раздела: Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Календарно-тематическое планирование.
Класс.
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту |
1 четверть | ||||
1. | Родная страна. | |||
2. | Город и село. | |||
3. | Природа и рукотворный мир. | |||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Тест 1. | |||
5. | Неживая и живая природа. | |||
6. | Явления природы. | |||
7. | Что такое погода. | |||
8. | В гости к осени. (Экскурсия) | |||
9. | В гости к осени. (Урок) | |||
10. | Звёздное небо. | |||
11. | Заглянем в кладовые Земли. | |||
12. | Про воздух… | |||
13. | … И про воду. | |||
14. | Какие бывают растения. | |||
15. | Какие бывают животные. | |||
16. | Невидимые нити. | |||
2 четверть | ||||
1. | Дикорастущие и культурные растения. | |||
2. | Дикие и домашние животные. | |||
3. | Комнатные растения. | |||
4. | Животные живого уголка. | |||
5. | Про кошек и собак. | |||
6. | Красная книга. | |||
7. | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | |||
8. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест 2. | |||
9. | Что такое экономика. | |||
10. | Из чего что сделано. | |||
11. | Как построить дом. | |||
12. | Какой бывает транспорт. | |||
13. | Культура и образование. | |||
14. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | |||
15. | В гости к зиме. (Экскурсия) | |||
16. | В гости к зиме. (Урок) | |||
3 четверть | ||||
1. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Тест 3. | |||
2. | Презентация проектов. | |||
3. | Строение тела человека. | |||
4. | Если хочешь быть здоров. | |||
5. | Берегись автомобиля! | |||
6. | Школа пешехода. | |||
7. | Домашние опасности. | |||
8. | Пожар. | |||
9. | На воде и в лесу. | |||
10. | Опасные незнакомцы. | |||
11. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест 4. | |||
12. | Наша дружная семья. | |||
13. | Проект «Родословная» | |||
14. | В школе. | |||
15. | Правила вежливости. | |||
16. | Ты и твои друзья. | |||
17. | Мы – зрители и пассажиры. | |||
18. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Тест 5. | |||
19. | Посмотри вокруг. | |||
20. | Ориентирование на местности. | |||
4 четверть | ||||
1. | Ориентирование на местности. Практическая работа. | |||
2. | Формы земной Поверхности. | |||
3. | Водные богатства. | |||
4. | В гости к весне. (Экскурсия). | |||
5. | В гости к весне. (Урок). Тест 6. | |||
6. | Россия на карте. | |||
7. | Проект «Города России». | |||
8. | Путешествие по Москве. | |||
9. | Московский Кремль. | |||
10. | Город на Неве. | |||
11. | Путешествие по планете. | |||
12. | Путешествие по материкам. | |||
13. | «Страны мира» проект. | |||
14. | Впереди лето. | |||
15. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Тест 7. | |||
16. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
Содержание тем учебного курса для 3 класса (34 ч)