Содержание раздела: Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
4. Раздел «Наша безопасность»
Содержание раздела: Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
5. Раздел «Чему учит экономика»
Содержание раздела: Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
6. Раздел «Путешествие по городам и странам».
Содержание раздела: Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | По плану | По факту | |
1 четверть | |||||
1. | Природа. | ||||
2. | Человек. | ||||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | ||||
4. | Общество. | ||||
5. | Что такое экология. | ||||
6. | Природа в опасности! | ||||
7. | Тела, вещества, частицы. | ||||
8. | Разнообразие веществ. | ||||
9. | Воздух и его охрана. | ||||
10. | Вода. | ||||
11. | Превращения и круговорот воды. | ||||
12. | Берегите воду! | ||||
13. | Как разрушаются камни. | ||||
14. | Что такое почва. | ||||
15. | Разнообразие растений. | ||||
16. | Солнце, растение и мы с вами. | ||||
2 четверть | |||||
1. | Размножение и развитие растений. | ||||
2. | Охрана растений. | ||||
3. | Разнообразие животных. | ||||
4. | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края». | ||||
5. | Размножение и развитие животных. | ||||
6. | Охрана животных. | ||||
7. | В царстве грибов. | ||||
8. | Великий круговорот жизни. | ||||
9. | Организм человека. | ||||
10. | Органы чувств. | ||||
11. | Надёжная защита организма. | ||||
12. | Опора тела и движения. | ||||
13. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | ||||
14. | Дыхание и кровообращение | ||||
15. | Умей предупреждать болезни. | ||||
16. | Здоровый образ жизни. | ||||
3 четверть | |||||
1. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | ||||
2. | Обобщающий урок. | ||||
3. | Огонь, вода и газ. | ||||
4. | Чтобы путь был счастливым. | ||||
5. | Дорожные знаки. | ||||
6. | Проект «Кто нас защищает» | ||||
7. | Опасные места. | ||||
8. | Природа и наша безопасность. | ||||
9. | Экологическая безопасность. | ||||
10. | Для чего нужна экономика. | ||||
11. | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | ||||
12. | Полезные ископаемые. | ||||
13. | Растениеводство. | ||||
14. | Животноводство. | ||||
15. | Какая бывает промышленность. | ||||
16. | Проект «Экономика родного края» | ||||
17. | Что такое деньги. | ||||
18. | Государственный бюджет. | ||||
19. | Семейный бюджет. | ||||
20. | Экономика и экология. | ||||
4 четверть | |||||
1. | Экономика и экология. | ||||
2. | Золотое кольцо России | ||||
3. | Проект «Музей путешествий» | ||||
4. | Наши ближайшие соседи | ||||
5. | На севере Европы | ||||
6. | Что такое «Бенилюкс» | ||||
7. | В центре Европы | ||||
8. | По Франции и Великобритании (Франция) | ||||
9. | По Франции и Великобритании (Великобритания) | ||||
10. | На юге Европы | ||||
11. | По знаменитым местам мира | ||||
12. | Итоговый урок. Проверим себя и оценим свои достижения за год. | ||||
13. | Презентация проектов. | ||||
14. | Презентация проектов. | ||||
15. | Презентация проектов. | ||||
16. | Презентация проектов. | ||||
Содержание тем учебного курса для 4 класса.