Надежность в спорте – способность спортсмена к высокоэффективной соревновательной деятельности в экстремальных условиях.
Проблема надежности возникла вместе с ростом спортивных результатов, повышением ответственности спортсменов и команд за результат выступлений, стремлением повысить безошибочность соревновательных действий спортсменов в экстремальных условиях, особенно характерных для большого спорта.
Экстремальные условия – измененные, непривычные условия жизни и деятельности человека, характеризующиеся дефицитом времени и необходимой информации, риском, высокой ответственностью, изоляцией, необычностью ощущений и восприятия.
Соревновательная деятельность сопряжена с множеством различных «сбивающих» факторов, таких как нарастающее утомление, изменение погодных условий, неожиданные приемы соперника, действия зрителей, необъективность судейства и т.п.
Принято считать, что существует динамическая связь между качественной стороной надежности (свойствами организма и психики спортсмена) и количественной стороной (стабильностью и эффективностью спортивной результативности). В основе оценки надежности соревновательной деятельности лежит ее результативность, при этом конкретный результат, показанный спортсменом на данном соревновании, – признак надежности в данное время, а основой стабильной надежности служит динамика спортивной результативности за определенный промежуток времени.
В изучении надежности соревновательной деятельности специалисты обычно рассматривают четыре основных фактора: биомеханический, медико-биологический, психологический, социально-педагогический.
Биомеханический фактор надежности наиболее тесно связан с техникой, используемой спортсменом. Эта техника может быть целесообразной, рациональной, эффективной, ориентированной на индивидуальные биомеханические особенности. Современные компьютерные средства позволяют с высокой степенью достоверности моделировать технику движений спортсмена, обеспечивая тем самым возможность оценки ее эффективности и проверки в самых разных условиях. Достигнутый высокий уровень биомеханической надежности становится и важным психологическим фактором, повышающим уверенность спортсмена, определяющим положительный настрой на соревнование.
|
Медико-биологический фактор включает в слагаемые надежности состояние здоровья, функционирование центральной нервной системы и ее анализаторов, энергетические и биохимические предпосылки. Практиками и учеными разработаны критерии и тесты определения медико-биологических условий, способствующих повышению надежности соревновательной деятельности. К их числу относят показатели уровня кислородного долга и максимального потребления кислорода, кислотно-щелочного баланса и т.д. Все эти слагаемые также становятся объективной предпосылкой психической надежности спортсмена, создавая запас прочности соревновательных действий, обеспечивая широкий диапазон адекватных реакций спортсмена и команды в самых неожиданных соревновательных ситуациях.
Психологический фактор играет интегрирующую роль, обеспечивая отвечающий задачам соревновательной деятельности уровень психорегуляции, создавая предпосылки для реализации биомеханического, медико-биологического и социально-педагогического факторов надежности спортсмена. Важнейшими слагаемыми психической надежности специалисты считают специализированное восприятие, концентрацию внимания, регуляцию эмоциональных состояний, волевые проявления, силу нервной системы, мотивы деятельности и их иерархию в структуре личности, коммуникативные способности.
|
Социально-педагогический фактор надежности включает широкий спектр проблем воспитания спортсмена в соответствии с культурными, национальными, интернациональными, патриотическими, государственными интересами и традициями. Социально-педагогические условия сопряжены с высокой ответственностью за успешность выступления в соревнованиях, принимаемой на себя спортсменом. В недавнем прошлом подлинная социальная педагогика нередко подменялась морально-психологическими «накачками» спортсмена перед стартом, способными привести к диаметрально противоположным результатам. Особое место в социально-педагогическом обеспечении надежности приобретает формирование психики спортсмена в условиях сотрудничества и взаимодействия в команде. Надежность командной деятельности – сравнительно мало разработанная сфера спортивной психологии.
С какими факторами надежности вы знакомы по собственному тренировочному и соревновательному опыту? Какие ошибки (технические, тактические) вы чаще всего допускаете в соревнованиях? Какие физические качества (силу, выносливость, быстроту и др.) вам сложнее проявить в экстремальных условиях?