Конспект логопедического занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного и
Младшего школьного возраста на тему «Доброта творит чудеса»
Выполнил: Елена Леонидовна Волосатова, учитель-логопед МАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курчатовского района г. Челябинска»
Цель: совершенствование речи как средства общения, воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
Образовательные:
· совершенствование коммуникативных навыков (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей);
· обогащение активного словарного запаса детей (ознакомление детей с понятиями «добро», «доброта», «отзывчивость», «вежливость»; введение в речь детей эмоционально-оценочной лексики; развитие умения подбирать синонимы, антонимы);
· развитие навыков словообразования и словоизменения;
· развитие умений и навыков построения связного высказывания (развитие умения более точно характеризовать объект, ситуацию, умения содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам и взрослым об интересных фактах и событиях; поощрения самостоятельности суждений).
Развивающие:
· развитие слухоречевого внимания;
· развитие фонематического слуха, навыков акустического анализа;
· развитие памяти, творческого воображения, логического и образного мышления, находчивости.
Воспитательные:
· воспитание нравственных качеств у детей: доброты, взаимопонимания, чуткости, умения попросить помощи, оказать помощь другому;
· воспитание навыков культурного общения со сверстниками и взрослыми, следуя речевому этикету;
|
· формировать представления о возможных способах справляться с чувством злости, конструктивном взаимодействии друг с другом.
Здоровьесберегающие технологии: смена режима динамических поз (сидя, стоя, физкультминутка), соблюдение продолжительности занятия (30 минут).
Материал и оборудование: магнитофон, аудиозаписи детских песен о доброте и дружбе; «волшебный» цветок из цветного картона, двусторонний скотч; мяч; картинки с изображением злой и доброй девочки.
Ход занятия.
Звучит песня «Дорогою добра» из фильма «Приключения маленького Мука»
(автор текста Ю. Энтин, композитор М. Минков)
Логопед с детьми входят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Логопед: Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Ребята, давайте встанем все в круг, возьмемся за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему человеку, глядя прямо ему в глаза, приветливо улыбнемся и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце, и отличное настроение.
Дети и логопед встают в круг. Логопед читает стихотворение, а дети улыбаются друг другу, обмениваются весёлым настроением.
Логопед:
Солнышка лучик щечки щекочет,
Доброе утро сказать вам всем хочет.
Доброе утро, удачного дня!
И от солнышка, и от меня.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, с каким человеком приятно общаться и хочется дружить: с добрым или злым?
Дети отвечают.
Логопед: Как вы думаете, добрый человек, он какой?
Дети: умеет помочь другому, ласковый, внимательный, заботливый, защищает слабых, умеет делиться …
|
Логопед: Ребята, я знаю одну девочку, с ней никто не хочет дружить. А почему, вы узнаете из стихотворения:
Злая девочка Людмила
Сильно мальчика побила.
И, дергая за волосы,
Кричала страшным голосом.
Кошке прищемила лапу,
Папину измяла шляпу
И бабушку толкнула,
И маму ущипнула.
Испортилась от злости…
Не ходят к злюке гости.
Её боятся люди.
Пойдём мы к этой Люде?
Логопед: Ребята, почему с Людмилой никто не хочет дружить, что она делает неправильно?
Дети: Людмила злая, она всех обижает, бьет, щипается, толкается, портит чужие вещи.
Логопед: Ребята, поможем Людмиле измениться: стать доброй, ласковой, подружиться с ребятами и взрослыми?
Дети: Да, поможем!
Логопед: Каждый человек может злиться, но надо научиться справляться со своей злостью, а не обижать всех вокруг или портить вещи. Приведите примеры, как вы ведете себя, когда злитесь.
Дети отвечают.
Логопед: Ребята, я хочу научить вас ещё одному приему, который помогает справляться со своей злостью.
Развитие физиологического дыхания, дифференциация носового и ротового дыхания, нормализация эмоционального состояния: упражнение «Задуй свечу».
Логопед: представьте, что перед вами горит свеча, вам надо её потушить. Сделайте медленный, глубокий вдох носом, а затем медленно, плавно выдыхайте через рот, пока не закончится весь воздух; при этом губы сложены «трубочкой».
Дети выполняют упражнение 3 – 4 раза.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что доброта творит чудеса? У меня есть волшебный цветочек, который может помочь девочке Людмиле. Только чтобы он распустился, вы должны будете ему помочь: если вы справитесь со всеми заданиями, то наш цветочек наполнится вашей добротой и распустится.
Развитие грамматического строя речи: образование уменьшительно-ласкательной формы имен собственных: игра «Ласкунчики»
Логопед: Ребята, посмотрите на своего соседа и назовите его имя ласково, передавая ему мячик: «Оля – Оленька, Аня – Анечка, Коля – Коленька, Саша – Сашенька и т.д.»
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы! С одним заданием справились.