На первой ступени обучения физике учащиеся получили представление об энергии: если тело или несколько взаимодействующих между собою тел способны совершить работу, то они обладают механической энергией. В IX классе это представление необходимо развить и оформить в понятие: энергия – это физическая величина, которая зависит от состояния тела (системы тел), ее изменение при переходе из одного состояния в другое определяют величиной совершенной работы.
Наиболее простым видом механической энергии является кинетическая энергия, так как во всех случаях (для материальной точки) она определяется произведением массы тела на квадрат его скорости относительно других тел (тел отсчета) и не зависит от того, взаимодействует это тело с другими телами или нет. Потенциальная же энергия относится к системе взаимодействующих тел, и ее рассчитывают в зависимости от вида сил, обусловливающих существование этого вида энергии. Поэтому целесообразнее начинать формировать понятие энергии в механике с рассмотрения кинетической энергии.
Кинетическая энергия. Используя определение работы и второй закон Ньютона, нетрудно показать, что работа любой силы, действующей на материальную точку, равна изменению величины , зависящей от скорости, т.е.
Для кинетической энергии совершенно не важно, о каком виде сил идет речь. Это может быть сила тяготения, упругости или трения. Если работа силы положительна (А>0), кинетическая энергия возрастает (Ек>0), если отрицательна (А<0)–кинетическая энергия убывает (Ек<0), работа тормозящей силы – максимальна (тело остановилось), конечная скорость равна нулю, само тело совершило положительную работу, действуя с силой F= -Fтр на тела, тормозящие его движение (кинетическая энергия была полностью израсходована). Таким образом, кинетическая энергия тела, движущегося со скоростью V, равна работе, которую должна совершить сила, действующая на покоящееся тело, чтобы сообщить ему эту скорость. Кинетическая энергия системы тел равна сумме кинетических энергий тел, входящих в эту механическую систему.
|
Величина кинетической энергии, как и работа силы, зависит от выбора системы отсчета. Это следует рассмотреть при решении задач.
Потенциальная энергия. При изучении этого вида механической энергии очень важно, чтобы школьники усвоили, что потенциальная энергия в механике – это энергия взаимодействия по крайней мере двух тел, понятие потенциальной энергии относится к системе тел, а не к одному («изолированному») телу. Это одна из основных задач, которую учитель должен решить при формировании понятия потенциальной энергии. Вторая задача – расширить представления о потенциальной энергии, полученные учащимися на первой ступени: надо показать, что потенциальной энергией обладают не только тела, поднятые над Землей, но и упруго деформированные тела, и дать количественное выражение для потенциальной энергии упруго деформированных тел. И, наконец, третья задача – показать, что выбор нулевого уровня состояния системы (нулевого уровня потенциальной энергии) произволен, так как разность энергий инвариантна относительно этого выбора, хотя потенциальная энергия и зависит от этого выбора.
Остановимся на методике введения понятия о нулевом уровне потенциальной энергии. При рассмотрении этого вопроса важно выделить следующие моменты:
|
1) Определяют не саму потенциальную энергию, а ее изменение. Например, для силы тяжести вблизи поверхности Земли:
где h1и h2–высоты тела над Землей в начальном и конечном состояниях.
Изменение потенциальной энергии деформированной пружины
где k – коэффициент жесткости, Δx1 и Δx2 – начальная и конечная деформация пружины.
Так как работа определяет изменение энергии, а не саму энергию, то только изменение энергии имеет физический смысл. Исходя из этого, произвольно можно выбирать состояния системы, в которых потенциальную энергию можно считать равной нулю. Выбор нулевого уровня, таким образом, произволен и диктуется соображениями удобства (скажем, простота записи уравнения, выражающего закон сохранения энергии).
2) Часто за нулевой уровень потенциальной энергии (состояние с нулевой энергией) выбирают такое состояние системы, при котором потенциальная энергия минимальна.
Для девятиклассников целесообразно на примерах показать зависимость значения потенциальной энергии от выбора начала ее отсчета и что произвольность выбора нулевого уровня не влияет на изменение энергии.
Далее следует показать, что потенциальная энергия не зависит от выбора инерциальной системы отсчета, так как является функцией расстояния между взаимодействующими телами.
Из рассмотрения того, что при совершении работы увеличение кинетической энергии сопровождается убылью потенциальной энергии (и наоборот), формулируют закон сохранения энергии для замкнутых систем.
Специально следует остановиться на рассмотрении закона сохранения энергии при наличии трения. Работа сил трения ведет к убыли кинетической энергии системы. Но при этом под действием силы трения потенциальная энергия не увеличивается, как это происходит в случае действия сил тяготения и сил упругости (консервативных сил). Это является следствием того, что силы трения не зависят от расстояния между взаимодействующими телами, а зависят от их относительных скоростей. Работа этих сил зависит от формы траектории, а не от начального и конечного положений тел в пространстве.