КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА имени Ш. ЕСЕНОВА
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по учебной работе |
____________М.Б. Имандосова |
____________ |
Факультет «Транспорт и строительство»
Кафедра «Морской и наземный транспорт»
Специальность:
В071500 – Морская техника и технологии
(5В071504-Эксплуатация погрузочного оборудования портов и транспортных терминалов)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины
«Правила устройства безопасной эксплуатации и динамика портальных грузоподъемных машин»
АКТАУ 2015
Рабочая учебная программа дисциплины
«Правила устройства безопасной эксплуатации и динамика портальных грузоподъемных машин»
:
Утверждена учебно-методическим советом университета (протокол от __________ № ___);
Рекомендована учебно-методическим бюро факультета (протокол от __________ № ___);
Председатель бюро | Г.Б. Умарова | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
Одобрена на заседании кафедры (протокол от __________ № ___);
Заведующий кафедрой | К.Б. Жакупов | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
Составлена:
Ст.преподаватель | Е.К. Мусаев | |||
(должность) | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Описание дисциплины
Дисциплина «Правила устройства безопасной эксплуатации и динамика портальных грузоподъемных машин» (ПУБЭ ДПГПМ) является компонентом по выбору цикла профилирующих дисциплин специальности бакалавриата 5В071500 – Морская техника и технологии (5В071504-Эксплуатация погрузочного оборудования портов и транспортных терминалов) и изучается на III курсе (6-семестр).
|
На изучение дисциплины всего отведено 135 академических часов, которые распределены по видам занятий следующим образом: аудиторные занятия – 45 часов; самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) – 9 часов; самостоятельная работа обучающегося (СРО) – 81 часов.
Аудиторное время в объёме 45 часов составляют: лекций – 30 часов; практические занятия – 15 часов; лабораторные занятия – 0 часов.
Курс | Се- местр | Кредиты | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Всего, часы | Форма контроля | ||||||
РК | ECTS | ЛК | ПЗ | ЛЗ | Итого: | СРОП | СРО | Итого: | ||||
- | экзамен | |||||||||||
ВСЕГО: | - | экзамен |
Сокращения: РК – Республика Казахстан; ECTS – Европейская система трансферта и накопления кредитов; ЛК – лекционные занятия; ПЗ – практические (семинарские) занятия; ЛЗ – лабораторные занятия; СРОП – самостоятельная работа обучающегося (СРСП – обучающегося; СРМП – магистранта) под руководством преподавателя; СРО – самостоятельная работа обучающегося.
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания курса состоит в теоретической подготовке и получении практических знаний, необходимых для эксплуатации подьемно-транспортных машин и оборудования морских портов и транспортных терминалов.
Задачами преподавания дисциплины, связанными с ее содержанием, является следующее:
1. Изучение общего устройства подьемно-транспортных машин и оборудования морских портов и транспортных терминалов.
2. Изучение теории, методов расчёта и принципа действия подьемно-транспортных машин периодического и непрерывного действия;
|
3. Изучение вспомогательных устройств и требований, касающихся механизмов и систем складского оборудования.
3. Пререквизиты и постреквизиты:
3.1. Пререквизиты ( дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины):
1) Лебедки и грузозахватные устройства;
2) Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовых устройств;
3) Эксплуатация и ремонт ПТС и оборудования портов и транспортных терминалов.
3.2 Постреквизиты ( дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины):
1) Электрооборудование ПТМ и средств морских портов;
2) Технология и механизации и автоматизации перегрузочных работ;
3) Производство и монтаж ПТС и оборудования портов и транспортных терминалов.
Темы и продолжительность их изучения
Лекционные занятия
№№ п/п | Тема занятия [№ литературы, §§…, страницы] | Объем, часы |
Общие положения. Технические требования. [Осн. лит. 1 (с. 3-8)] | ||
Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж кранов и грузозахватных приспособлений. [Осн. лит. 1 (с. 8-21)] | ||
Устройство и установка грузоподъемных машин. Грузозахватные органы. Канаты. [Осн. лит. 1 (с. 22-26)] [Осн. лит. 4 (с. 126-154)] | ||
Цепи. Барабаны, блоки и звездочки. Тормоза. [Осн. лит. 1 (с. 27-33)] [Осн. лит. 4 (с. 186-216)] | ||
Торможение механизмов передвижения. [Осн. лит. 3 (с. 273-277)] | ||
Ходовые колеса. Опорные детали, упоры и буфера. Противовес и балласт. [Осн. лит. 1 (с. 34-36)] [Осн. лит. 2 (с. 145-163)] | ||
Динамические нагрузки грузоподъемных машин. Расчетные динамические схемы грузоподъемных машин. Приведение внешних нагрузок масс и жесткостей. [Осн. лит. 3 (с. 317-326)] | ||
Приборы и устройства безопасности. [Осн. лит. 1 (с. 36-42)] [Осн. лит. 2 (с. 224-241)] | ||
Механизмы и аппараты управления. Кабины управления. Ограждения. Галереи, площадки и лестницы. [Осн. лит. 1 (с. 42-52)] | ||
Установка грузоподъемных машин. Крановый путь. [Осн. лит. 1 (с. 52-57)] | ||
Краны кабельного типа.[Осн. лит. 1 (с. 58-64)] [Осн. лит. 2 (с. 280-286)] | ||
Эксплуатация грузоподъемных машин. Регистрация. Разрешение на пуск в работу. Техническое освидетельствование. Надзор и обслуживание. Производство работ. [Осн. лит. 1 (с. 65-100)] | ||
Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. Ответственность за нарушение правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Порядок расследования аварий и несчастных случаев. Устройства концевой защиты. Ограничители грузоподъемности. Противоугонные устройства. Буфера и упоры. Ограничители перекоса. [Осн. лит. 1 (с. 100-102)] [Осн. лит. 3 (с. 37-392)] | ||
ИТОГО: |
|
Практические занятия
№№ п/п | Тема занятия [№ литературы, §§…, страницы] | Объем, часы |
Режимы, нагрузки работы грузоподъемных машин. [Осн. лит. 6 (с. 8-13)] | ||
Определение максимального натяжения в ветви стропов (выбор каната). [Осн. лит. 6 (с. 53-55)] | ||
Определение геометрических параметров барабана. [Осн. лит. 6 (с. 64-65)] | ||
Стальные канаты. Нормы браковки стальных канатов. Цепи. Определение нагрузок. [Осн. лит. 1 (с. 173-181)] | ||
Захваты для штучных грузов и контейнеров.[Осн. лит. 3 (с. 141-162)] | ||
Сигнализация, применяемая при перемещении грузов железнодорожными кранами. [Доп. лит. 2 (с. 147-148)] | ||
Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин. Нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений. Предельные нормы браковки основных элементов рельсовых путей. [Доп. лит. 2 (с. 148-152)] | ||
Знаковая сигнализация, применяемая при перемещении грузов кранами. [Доп. лит. 2 (с. 156-166)] | ||
Расчет механизма подъема. [Осн. лит. 3 (с. 231-236)] | ||
ИТОГО: |
4.3. Лабораторные работы не предусмотрены по рабочему учебному плану.
Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя
Реферат на темы:
1. Работа механизма подъема в период неустановившегося движения.
2. Основные принципы надежности и оптимального проектирования ГПМ.
3. Разработка технологии погрузки и выгрузки металлоизделий
4. Разработка технологии погрузки и выгрузки лесных грузов
5. Расчет гибких элементов грузозахватных устройств.
6. Определение эксплуатационной производительности машин и устройств.
7. Динамика подъема груза.
8. Расчет технических параметров козловых кранов.
9. Расчет технических параметров мостовых кранов.
10. Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
11. Установившееся движения кранов.
12. Динамические нагрузки при его пуске и торможении.
13. Ударные нагрузки при передвижении кранов.
14. Устойчивость прямолинейного движения кранов.
15. Дистанционное управление погрузочно-разгрузочными операциями.
16. Транспорт для перевозки зерновых грузов и овощей.
17. Средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
18. Привод грузоподъемных машин.
19. Гибкие грузовые органы и детали, воспринимающие их.
20. Полиспасты.
21. Опорно-поворотные устройства и механизмы вращения.
22. Механизмы передвижения.
23. Поворотные краны.
24. Стреловые устройства и механизмы изменения вылета.
Список литературы
5.1. Основная литература:
1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.–Астана. ГОСГОРТЕХНАДЗОР РК, 2002.-223 с.
2. Портовые грузоподъемные машины. Веремеенко Е. И. – М., Транспорт. 1984.-320с.
3. Грузоподъемные машины. Александров М. П., Колобов Л. Н.– М., Машиностроение, 1986.-400 с.
4. Грузоподъемные машины. Александров М. П., Колобов Л. Н.–Екатеринбург. ГОУ ВПО УГТУ,2006.-100 с.
5. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).–М. ГОСГОРТЕХНАДЗОР России, 2008.-301 с.
6. Расчет и конструирование крановых механизмов. Колода С.Ф., Колода А.С. –Мариуполь. Азовье, 2011-345 с.
5.2. Дополнительная литература:
1.Правила технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов. Министерство транспорта российской федерации. Государственная служба морского флота. Санкт-Петербург.2004.-273с.
2. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин).–М. Министерство путей сообщения российской федерации, 2002.-166 с.
3. Надежность портальных и плавучих кранов. Брауде В. И. – М.Машиностроение, 1991.-284 с.
4.Грузоподъемные машины.Гайдамака В.Ф. –Киев. Выща школа,1989.-328 с.
5. Динамика грузоподъемных кранов. Лобов Н.А. – М. Машиностроение, 1987.-160 с.