· Ограничение по объему и весу грузов
Каждый грузовой отсек имеет ограничения по объему и весу загружаемого груза, вызванные конструктивными особенностями каждой модели и марка самолета.
Экономически более выгодна смешанная загрузка, когда грузы объемные, но мало весящие загружаются с необъемными, но тяжелыми грузами
· Ограничение по габаритам грузов
При загрузке грузов в самолет часто критичное значение имеют не внутренние габариты грузового отсека, а габариты дверей в этот отсек. Поэтому даже если внутренние габариты отсека позволяют перевозить определенную длину груза, часто загрузить груз нельзя из-за невозможности развернуть груз в дверях для размещения его в самолете.
Поэтому максимальные габариты грузового места определятся размерами дверей в грузовой отсек, и для удобства определения возможности загрузки каждого грузового места производители самолетов разработали специальные загрузочные таблицы (loading charts), которые помогают определить максимальную длину груза при заданной ширине и высоте.
Загрузочные таблицы для основных типов самолетов приведены в TACT Rules.
· Loading charts / Загрузочные таблицы.
В колонках представлены варианты ширины груза, а в строках - варианты высоты груза. На их пересечении получается максимально возможная длина груза при этой ширине и высоте. При этом варианты ширины и высоты указаны с определенным шагом (5-10 см), и если настоящая длина и/или ширина груза не указаны в таблице, берут во всех случаях следующую (большую) величину.
Величины указаны в 2 единицах измерения: верхнее значение - сантиметры, нижнее значение - дюймы.
Рассмотрим использование этих загрузочных таблиц на примере:
BOEING 737-300/400 SERIES Dimensions in cms and inches (italic) | |||||||||
WIDTH HEIGHT | |||||||||
8J | |||||||||
Возможно ли загрузить в самолет Boeing 737-300 груз габаритами 245 х 62 х 74 см. Загрузочная таблица для этого самолета выглядит следующим образом:
ШАГ 1: Ищем в колонках нужную ширину груза (62см).
Такой точно ширины нет, ближайшие значения 50 и 63 см. По правилу, изложенному выше, берем большую величину — 63 см.
ШАГ 2: Ищем в строках нужную высоту груза (74см).
Такой точно высоты нет, ближайшие значения 71 и 76 см. По этому же правилу берем большую величину - 76 см.
ШАГ 3: На их пересечении находим максимально возможную длину груза, это 238 см. Длина нашего груза больше 245 см, поэтому при таких габаритах и в таком положении его загрузить на этот самолет нельзя.
ШАГ 4: Предположим, что груз можно кантовать (при подобной ситуации в реальной работе необходимо уточнить это у отправителя), и тогда его габариты будут выглядеть как 245 х 74 х 62 см (то есть ширина станет высотой, а высота - шириной).
В этом случае по вышеизложенной схеме находим колонку с шириной 76 см и высотой 66 см, и на пересечении находим максимальную длину - наш груз имеет длину 245 см, и это означает, что при возможности кантования (когда 74 см - ширина, а высота - 62 см.), груз можно загрузить в самолет в этом положении.
· Ограничение по нагрузке на пол
Каждый тип самолета сконструирован с возможностью выдерживать определенную нагрузку на каждый кв. метр поверхности пола. Превышение этой нагрузки может повлечь повреждение пола грузового отсека или даже конструкции всего самолета.
Единственным способом, который можно применить для уменьшения нагрузки на пол является использование поддонов/подставок большей площади, которые равномерно распределяют вес груза. Но в этом случае объемный вес груза будет считаться по внешним габаритам поддона, и вес поддона включается в вес груза брутто.
· Ограничение по взлетному весу самолета
Взлетный вес самолета складывается из следующих составляющих:
Базовый вес (Basic weight) - вес самолета и всего оборудования
+
Экипаж и багаж экипажа (crew and crew baggage)
+
Питание для пассажиров (Pantry)
=
Сухой оперативный вес (Dry operating weight (DOW)) - вес готового к перевозке
самолета без топлива
+
Топливо (Take-off fuel (TOF))
=
Оперативный вес (Operating weight) - вес готового к перевозке самолета
+
Оплачиваемая загрузка (Payload) - коммерческая загрузка: пассажиры, их багаж и грузы
=
Взлетный вес (Take-off weight (TOW))
Оперативный вес и взлетный вес ограничены технологией авиаперевозки и конструктивными особенностями каждого самолета.
Таким образом, единственной изменяемой величиной является вес коммерческой загрузки, то есть пассажиров и их багажа и грузов.
5.3. Организация коммерческого обслуживания самолета по вылету и прилету